Меню Закрыть

МИНИСТР СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИЗ ВИЧУГСКОЙ ДЕРЕВНИ

Как много ещё у нас нынче полузабытых, а то и совсем забытых, когда-то известных людей – наших земляков, имена которых «ушли» в небытие вместе с великой страной – Советским Союзом.

Одним из таких государственных деятелей всесоюзного масштаба, которого сегодня уже мало кто помнит, является уроженец Вичугского района Ивановской области, министр Правительства СССР Иван Флегонтович Синицын.

* * * * *

Иван Флегонтович Синицын родился 110 лет тому назад — 23 июня (6 июля) 1911 года в деревне Новозакатново Кинешемского уезда Костромской губернии (затем Вичугский район Ивановской области) в семье рабочих фабрики Коновалова (затем имени В.П. Ногина).

В 1928-1932 годах работал здесь чертёжником, окончив также Нижегородский автомеханический техникум.

В 1932-1936 годах работал на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ), с 1935 года – ЗИМ (Завод имени Молотова) — мастером, технологом, старшим технологом ОТК.

В 1936-1944 годах — начальник отдела, цеха, главный механик, главный инженер завода «Красная Этна» (Горький).

В 1937 году, без отрыва от производства, окончил вечернее отделение Горьковского индустриального института им. А.А. Жданова.

Член ВКП(б) с 1940 года.

* * * * *

С 1944 года И.Ф. Синицын находился на различных руководящих должностях в промышленности.

С 1944 по 1946 год Иван Флегонтович работал директором того же горьковского завода «Красная Этна».

За годы войны, кроме основной продукции – автокрепежа, завод наладил выпуск мотоциклов для Красной Армии. Всего за 4 года здесь было выпущено около 7 500 мотоциклов М-72. С 1941 по 1948 год предприятие называлось Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). 28 октября 1944 года «за образцовое выполнение заказов для фронта» завод «Красная Этна» был награждён орденом Ленина.

 * * * * *

В 1946-1950 г.г. И.Ф. Синицын — директор Уральского автомобильного завода в городе Миасс Челябинской области. В эти годы он назывался Уральский автомобильный завод имени Сталина (УралЗИС).

В годы Великой Отечественной войны на предприятии было организовано автомоторное и литейное производство, эвакуированное с московского завода имени Сталина (ЗИС). В 1943 году завод был преобразован в автомобильный, и до и до 50-х годов выпускал грузовик ЗИС-5В («трёхтонка») — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 тонны; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х годов, один из основных автомобилей Красной Армии во время Великой Отечественной войны.

Затем здесь был налажен успешный выпуск таких машин-трудяг народного хозяйства СССР как ЗИС-150, ГАЗ-63, ГАЗ-51, а также двухосного грузового автомобиля УралЗИС-355М, который использовался при освоении целинных земель Урала, Сибири и Казахстана. И, конечно же, легендарного Урал-375, который выпускался для нужд экономики и армии вплоть до 90-х годов, а кое-где используется и до сих пор.

* * * * *

С 1950 до 1957 года И.Ф. Синицын работал директором Сталинградского тракторного завода имени Ф.Э. Дзержинского.

Это предприятие, созданное 95 лет тому назад — 12 июля 1926 года – прославилось тем, что здесь был налажен выпуск первых советских колёсных тракторов для сельского хозяйства — СТЗ-1. Первый трактор такой марки сошёл с конвейера 17 июня 1930 года. С 1931 года завод выпускал танки Т-26, а в годы Великой Отечественной войны здесь выпускались и ремонтировались знаменитые «тридцатьчетвёрки» (танки Т-34).

В бытность же директором завода И.Ф. Синицына предприятие успешно наладило массовый выпуск ДТ-54 — массового советского гусеничного сельскохозяйственного дизельного трактора общего назначения (выпускался затем до 1979 года), а также готовило к выпуску трактора ДТ-65 и ДТ-75.

* * * * *

10 мая 1957 года, по инициативе Н.С. Хрущёва, был принят закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». Согласно этому закону, отраслевые хозяйственные министерства были ликвидированы, и управление промышленностью и строительством организовано по территориальному принципу. На каждой территории образовывались советы народного хозяйства, или совнархозы.

В рамках данной реформы в 1957 году И.Ф. Синицын был назначен председателем совнархоза Сталинградского (Волгоградского) экономического административного района.

Изначально совнархозы были созданы в каждой области, крае, автономной республике (всего 105 районов), и лишь через 5 лет, когда проявилась излишняя раздробленность такого районирования, руководство страны приступило к объединению совнархозов. В частности, был создан Нижневолжский совнархоз, председателем которого И.Ф. Синицын работал с 1962 по 1965 год.

* * * * *

После отставки Н.С. Хрущёва, совнархозы были ликвидированы, и управление народным хозяйством возвратилось к централизованному ведомственному принципу.

«Звёздный час» в карьере И.Ф. Синицына наступил при Л.И. Брежневе, 2 октября 1965 года, когда Иван Флегонтович, в возрасте 54 лет, был назначен министром тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (Минсельхозмаш).

На этом посту он проработал целых 15 лет.

К этому времени Советский Союз был самым крупным производителем тракторов и комбайнов в мире. Для примера можно привести такие цифры: только на девятую пятилетку (1971-1975), согласно директивам XXIV съезда КПСС, предусматривалось поставить сельскому хозяйству 1 700 тракторов, 831 комбайн различного назначения, 1 500 тракторных прицепов, 1 100 грузовых автомобилей, 87 экскаваторов и множество другой техники.

Однако справедливости ради надо напомнить, что как раз в это время в СССР, наряду со значительными позитивными количественными изменениями в экономике (рост промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и дорожного строительства, газификации и т.д.) проводились так называемые «косыгинские реформы» (1965-1970), последствия которых в итоге привели к горбачёвской «перестройке».

И И.Ф. Синицыну, по воле судьбы, пришлось во всём этом поучаствовать.

* * * * *

В 1980 году И.Ф. Синицын вышел на пенсию, и 26 июля 1988 года скончался. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Кроме высоких государственных и хозяйственных должностей, Иван Флегонтович также являлся кандидатом в члены ЦК КПСС (1966-1981), делегатом шести съездов КПСС (с ХХ по XXV), депутатом Верховного Совета СССР 4-10 созывов.

Был награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени и тремя орденами «Знак Почета», имел звание «Заслуженный машиностроитель РСФСР».

М. Сметанин

Поделиться: