Меню Закрыть

ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЧЛЕНА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА ИВАНОВО

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

члена Избирательной комиссии города Иваново Е.Н. Панюшкиной

к Итоговым протоколам Избирательной комиссии города Иваново

о результатах выборов депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва

в единый день голосования 13 сентября 2020 года

 

Избирательная комиссия города Иванова 14 сентября 2020 года признала выборы депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва состоявшимися и действительными.

Пункт 3 статьи 69 Федерального закона 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в дальнейшем Федеральный Закон) обязывает меня поставить свою подпись в Протоколе Избирательной комиссии города Иванова о результатах выборов депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва, к которому прилагаются Сводные таблицы окружных избирательных комиссий о результатах выборов. В силу п. 4 ст. 69 Федерального закона член Избирательной комиссии, несогласный с Протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к Протоколу своё особое мнение, о чём в Протоколе делается соответствующая запись.

Моё несогласие с Протоколом и приложенной к нему Сводной таблицей выражается в том, что зафиксированные в арифметическом виде сведения на выборах депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва в  сентябре 2020 года получены, в том числе и за счёт нарушения принципа свободных выборов.

Подготовка и проведение выборов депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва 13 сентября 2020 года выявили нарушения избирательного законодательства в работе Избирательной комиссии города Иванова и ряда участковых избирательных комиссий города Иваново.

Подготовка к голосованию в городе Иваново велась в условиях, осложнённых сроками проведения голосования по поправке в Конституцию РФ, проводившемся 1 июля 2020 года. Работа по завершению работы на голосовании по Конституции проводилась одновременно с организацией работы комиссии по выборам в Ивановскую городскую Думу седьмого созыва.

Период предвыборной агитации совпал с режимом повышенной готовности, который действовал на территории города Иваново в это время. Это затрудняло кандидатам организовывать встречи с избирателями в закрытых помещениях, накладывало ограничения на общение с избирателями и формы работы с ними.

Кроме того, были зафиксированы следующие нарушения Федерального Закона в части подготовки выборов, порядка голосования и  порядка подсчёта голосов:

  1. 1. В июле Государственная Дума приняла Закон о трёхдневном голосовании, но на избирательную кампанию по выборам ИГД седьмого созыва данный закон распространяться не мог. Первый заместитель главы фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Андрей Исаев отметил тогда, что «норма о трёхдневном голосовании удобна, так как даёт возможность проголосовать большему количеству людей».  Отмечаю, что она удобна партии власти потому, что оппозиционным партиям чрезвычайно трудно обеспечить должный контроль за многодневным голосованием. И все это понимают.

Принятым 24 июля 2020 года Постановлением «О порядке голосования … 13 сентября 2020 года» ЦИК РФ в рекомендательной форме было предложено на муниципальных выборах применять трёхдневное голосование и четыре формы голосования, включая голосование «на пеньках и в багажниках», как его окрестили в народе. Решением Избирательной комиссии города Иваново было принято решение о досрочном голосовании со 2 по 10 сентября, регламентированным 130-ОЗ, и об упомянутом выше досрочном трёхдневном голосовании.

Досрочное голосование вылилось в массовое голосование. Его организацию со 2 по 12 сентября взяла на себя «Единая Россия», имеющая для этого административный ресурс, подкреплённый финансовыми возможностями.

Таблицы Сводных сведений о проведении досрочного голосования со 2 по 10 сентября свидетельствуют о том, что процент досрочного голосования составил по Советскому району на 12 сентября до 8 %, по Октябрьскому району – 5,80 %. Итоги голосования, выявившиеся вечером 13 сентября, подтверждают предположение о том, что избирателей принуждали к голосованию. О том, кто был организатором принуждения, говорит тот факт, что бюллетени из сейф-пакетов содержали отметки в пользу «Единой России» и её кандидатов.

Не мытьём, так катаньем партия власти хочет удержать бразды правления и право бесконтрольно распоряжаться огромными богатствами великой страны.

  1. 2. Хотя трёхдневное голосование с использованием сейф-пакетов предусмотрено Постановлением ЦИК от 24.07.2020, понадобилось ещё Письмо председателям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (по списку) от 03.09.2020 № 04-03/19775, подписанное Э.А.Памфиловой. В нём напоминалось о том, что бюллетени, заполненные избирателями, проголосовавшими досрочно, вкладываются избирателем в конверт, и содержало рекомендацию использовать для хранения этих конвертов сейф-пакеты. В письме говорилось также о необходимости актирования использования сейф-пакета с индивидуальным номером и об обеспечении возможности присутствия при этом лиц, указанных в пп.1 и 1.2. ст.30 Федерального Закона.

Сам факт появления такого письма уже 3–4 сентября свидетельствует о том, что ЦИК предвидела организацию массового досрочного голосования на выборах по всей стране. 

2.1. При оформлении Актов досрочного голосования 8 сентября, когда сейф-пакеты поступили в участковые избирательные комиссии, на некоторых УИК (№ 127 – председатель Лобанова Елена Алексеевна) в Актах досрочного голосования не указывались индивидуальные номера сейф-пакетов. Отмечались также случаи, когда члены УИК на округе № 15, упаковывая конверты в сейф-пакеты, срывали клейкую ленту, содержащую защитную информацию, а затем заклеивали сейф-пакеты без неё. Таким образом, были нарушены оба уровня защиты сейф-пакета от вскрытия.

Постоянное изменение правовых оснований и форм организации голосования является причиной неподготовленности даже руководящего состава участковых избирательных комиссий. Они допускают грубейшие ошибки в оформлении актов, итоговых протоколов, увеличенных копий итоговых протоколов, заверении выдаваемых копий документов, нарушении порядка голосования и порядка подсчёта голосов, несмотря на то, что обучающие фильмы размещены на сайтах ЦИК и Областной избирательной комиссии.

2.2. Мне и моим товарищам – членам ТИК – так и не удалось добиться своевременной выдачи нам ТИКами Ленинского и Фрунзенского районов Сводных сведений досрочного голосования, с помощью которых можно было оперативно выявить самые проблемные в этом плане участки. Сразу после фиксации нарушений на УИК № 102 в Октябрьском районе города Иваново, ТИК Октябрьского района приняла решение считать указанные сводки «рабочими документами». Будто бы раньше они не были рабочими документами. Всё это делалось для того, чтобы исключить возможность действенного контроля за ходом досрочного голосования.

На моё заявление о предоставлении мне копий сводок по всем территориальным комиссиям города в одном месте – там, где работают операторы системы ГАС выборы, – был получен фактический отказ от председателя Избирательной комиссии города Иваново со ссылкой на то, что в каждой территориальной комиссии есть свой представитель от КПРФ. Помещения территориальных комиссий расположены в разных концах города. Расцениваю данный ответ как фактический отказ Избирательной комиссии города Иваново выдавать мне копии документов, нарушивший пп.2, 9 ст.9 130-ОЗ «Закона Ивановской области о муниципальных выборах».

Сводки досрочного голосования, выданные ТИК Фрунзенского района города Иваново по запросу члена окружной комиссии с ПСГ от КПРФ, не содержат полных сведений о числе избирателей, зарегистрированных по этому округу. Информация по досрочному голосованию по Ленинскому и Фрунзенскому районам тщательно скрывалась председателями этих территориальных комиссий Тарасовой Ириной Дмитриевной и Алёнкиным Александром Степановичем. Тарасова И.Д. на запрос члена ТИК Ленинского района от КПРФ выдать Сводку досрочного голосования по состоянию на 12 сентября 2020 года вместо неё выдала ему справку о том, что на территории Ленинского района досрочно проголосовало 2162 избирателя. Сайт Избирательной комиссии города Иваново на 13 сентября 2020 года не содержит доступной информации о числе избирателей, зарегистрированных на территории ТИК Ленинского района. Поэтому полноценный анализ досрочного голосования я могла провести лишь по двум районам города Иваново – Советскому и Октябрьскому.

  1. 3. При рассмотрении Избирательной комиссией города Иваново и её юристами жалоб и заявлений превалировал формальный подход: придирки к составлению жалобы, правильному заверению копий документов, оформленных председателями УИК, находящимися в подчинённом положении у ТИК Советского района города Иваново, на которую возложены полномочия Избирательной комиссии города Иваново. Юрист Избирательной комиссии города Иваново А.Э.Корнилов на заседаниях комиссии не раз продемонстрировал искажение сути вопроса, изложенного в обращениях, заранее настраивая членов избирательной комиссии на отказ в удовлетворении жалобы. Председатель Избирательной комиссии Малов А.С. оставлял без внимания мои устные сообщения о нарушениях законодательства, в частности о досрочном подведении итогов голосования, о котором своевременно сообщал кандидат С.В.Каргапольцев своим звонком, а также о неправильном актировании сейф-пакетов.
  2. 4. На основании обращений в Избирательную комиссию города Иваново, устных сообщений, других источников информации утверждаю, что на выборах депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва имело место много вопиющих фактов нарушения избирательного права граждан Российской Федерации, выразившихся в следующем:

4.1. На одномандатном избирательном округе № 15 города Иваново в предвыборный период в помещении гимназии № 23 (непосредственно в помещениях УИК № 146, 148, 149), а также на территории МБОУ «Средняя школа № 65» (участковые избирательные комиссии №№ 158, 159, 160, 161) 8 сентября было зафиксировано незаконное размещение агитационных материалов кандидата от Единой России Андреева И.А. И хотя после заявления в Избирательную комиссию города Иваново данные нарушения были устранены, полноцветные плакаты с фотографиями кандидатов появились на избирательных участках только к 11 сентября.  Так как в это время вовсю шло массовое досрочное голосование, это могло повлиять и повлияло на результат выбора избирателей в пользу партии власти и её кандидатов.

Когда полноцветные оттиски плакатов были вывешены на стендах УИКов, выяснилось, что они содержат многочисленные ошибки, а на избирательных округах № 19 и 20 у кандидатов от КПРФ не выделены полужирным шрифтом строки о партийной принадлежности, как это сделано у других кандидатов этих округов. На плакатах одномандатного округа № 15 под сведениями о кандидате от КПРФ Рубцове Н.В. был размещён скопированный у кандидата Ракушева А.В. текст о незадекларированных доходах. Впоследствии, после указания членов ТИК Советского района, обнаруживших данную ошибку во время объезда УИК микрорайона Сортировочный, данная строка была заклеена на всех участках одномандатного округа № 15. Но это произошло уже поздно вечером 12 сентября.

      4.2. Контроль досрочного голосования на УИК № 129 в здании филиала школы № 42 по 4-й Сосневской улице (председатель Меньшаков Илья Юрьевич) представителями оппозиционных партий позволил выявить 18 незапечатанных конвертов с бюллетенями во время проверки количества конвертов и количества подписей избирателей в списке избирателей. Выявилось несоответствие: на 48 бюллетеней в списке избирателей обнаружено только 28 подписей избирателей. Председатель УИК № 129 решением Избирательной комиссии города Иваново был освобождён от исполнения своих обязанностей. На основании постановления Избирательной комиссии города Иваново №60/261-6 от 07 сентября 2020 года УИК № 129 приняла решение о признании недействительными избирательных бюллетеней в количестве 48 штук.

8 сентября УИК № 163, учитывая решение территориальной избирательной комиссии Фрунзенского района города Иваново от 08.09.2020.№ 77/3-5, признала недействительными бюллетени, находящиеся в 35 конвертах досрочного голосования со 2 по 5 сентября 2020 года. 35 конвертов с бюллетенями были обнаружены в то время, когда в списке избирателей были зафиксированы подписи лишь четырёх избирателей.

      4.3. Досрочное голосование, которое было организовано в городе Иваново со 2 по 10 сентября 2020 года, согласно п.2. ст. 65 Федерального Закона, проводится для тех избирателей, которые «в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором он включён в список избирателей». Обычно процент уезжающих на день голосования составлял менее 1 процента. Закон предусматривает, что если досрочное голосование будет превышать 1% от числа зарегистрированных на данном избирательном участке избирателей, то все бюллетени на тыльной стороне штампуются штампом УИК.

Рекорд досрочного голосования поставили жители военного городка на территории УИК № 119 – в ПО № 14. Там процент проголосовавших досрочно со 2 по 10 сентября составил 228 человек (11,7%) к концу дня 12 сентября уровень досрочно проголосовавших поднялся до отметки 18 %.

Массовое досрочное голосование /принуждение к голосованию/ зафиксировано на УИК №№: 83, 92, 102, 111, 119, 121, 129, 130, 135, 138, 143, 144, 145, 156, 158, 160, 162 (до 10 и более процентов).

      4.4. Нарушение порядка голосования было зафиксировано 9 сентября на УИК № 102 – председатель Кузьмина Нина Николаевна – было обнаружено расхождение в количестве проголосовавших избирателей, указанных в актах от 3 и 5 сентября 2020 года, и сводных сведениях о проведении досрочного голосования. Разница составляла в общей сложности 22 бюллетеня. На следующий день территориальная избирательная комиссия на своём заседании признала Сводные сведения о проведении досрочного голосования рабочим документом. Акты, оформленные Н.Н.Кузьминой, были признаны оформленными ошибочно и впоследствии были исправлены. Досрочное голосование на УИК № 102 составляет 9,61%. Сравнение явки избирателей со 2 по 12 сентября показывает, что естественная картина отсутствия избирателей на территории УИК в единый день голосования прерывается резкими всплесками явки 2, 6, 10, 11 и 12 сентября.

2.09

3.09

4.09

5.09

6.09

7.09

8.09

9.09

10.09

11.09

12.09

Число избират.

24

1

0

0

17

3

1

0

15

20

32

2473

Вечером 5 сентября я посетила участковую избирательную комиссию № 128 и наблюдала, как избиратели спрашивали, что писать в заявлении, затем получали консультацию члена комиссии, выдающего бюллетени. После этого заполняли бланки заявлений. Некоторые избиратели получали консультацию секретаря УИК №128 Смирновой М.В. о причинах своего досрочного голосования уже после того, как они проголосовали. Председатель УИК № 128 Пухлимская Е.П. активно препятствовала тому, чтобы я зафиксировала всё это на видео, а позже отказалась выдать мне копии актов о досрочном голосовании.

Позднее, 10 сентября, представители кандидатов вызвали на УИК № 128 полицию, которая зафиксировала, что избиратель, пришедший голосовать в этот день, обнаружил, что за него кто-то уже проголосовал 4 сентября. Проверка документов представителями правоохранительных органов показала, что в строке списка избирателей стояли паспортные данные и подписи, не соответствующие паспортным данным и подписи указанного избирателя. Кроме того, другой наблюдатель, просматривая списки избирателей, обнаружил в одной из строк данные, замазанные белилами. Несколько зафиксированных нарушений на УИК № 128 ставят под сомнение достоверность итогов волеизъявления избирателей данного избирательного участка, отражённых в итоговых протоколах участковой избирательной комиссии № 128.

В школе № 35 избирательные комиссии № 215 (округ 19) и 214, 216 (округ 20) во время проведения досрочного голосования осуществляли переезд из актового зала в другие помещения школы вместе со всем оборудованием и документами и не были готовы к обслуживанию избирателей.

На УИК № 195 (председатель Маслова Елена Анатольевна) во время досрочного голосования не была соблюдена тайна голосования, кабинки для голосования с открытыми занавесками стояли так, что можно было увидеть, как голосует избиратель.

На УИК № 136 (председатель Галыгина Ирина Александровна) имело место незаконное заполнение реестра голосования вне помещение в отсутствие дежурившего в тот день члена ПРГ от КПРФ. Реестр заполнялся в нерабочее время комиссии, были незаконно внесены две фамилии избирателей, проставлены подписи данного члена комиссии без его ведома.

      4.5. В дни досрочного голосования были зафиксированы случаи массового подвоза избирателей. Машиной с гос-номером А 216 МО 37 – на УИК № 219, другими машинами типа Газель к зданию филиала школы № 42, где располагаются УИК № 129–130.

Было много сообщений о принуждении к голосованию родителей дошкольников и школьников. В чат «Выборы. Ивановская область» читатели прислали скриншот внутреннего чата сотрудников детского сада № 193 города Иваново, пояснив, что исполняющая обязанности заведующей Н.В.Курочкина провела встречу с коллективом, где агитировала сотрудников голосовать за Г.Ю.Бочкову, а затем советовала по её примеру вписаться в лист согласия. На том же чате есть сообщения об использовании административного ресурса в школах (школа № 14, директор – кандидат от Единой России).

Мне в первую неделю досрочного голосования поступил звонок с предложением прийти в школу на родительское собрание с повесткой дня – выборы. Родители детей, работники этих учреждений рассказывали о фактах принуждения их к досрочному голосованию со 2 по 10 сентября.

На УИК № 38 традиционно в один день проголосовали студенты колледжа МЧС в количестве более 500 человек с временной регистрацией.

30 сентября представители кандидата от партии Единая Россия по одномандатному округу № 13 Р.С.Мамедова проводили на территории УИК № 128 опрос жителей, за кого они собираются голосовать, и записывали их персональные данные в блокноты. Затем активисты филиала школы № 42 (здание, к которому был организован массовый подвоз избирателей в дни досрочного голосования) обзванивали данные номера телефонов и приглашали их абонентов досрочно голосовать, агитируя за упомянутого кандидата.

Картина явки на УИК № 128 следующая:

2.09

3.09

4.09

5.09

6.09

7.09

8.09

9.09

10.09

11.09

12.09

Число избират.

1

0

12

25

7

12

4

17

17

28

 

1628

4.6. На округе № 13 осуществлялся подкуп избирателей со стороны кандидатов от «Единой России» и это зафиксировано в публикации на сайте «Иваново-Ньюс» и в социальных сетях ивановцем Евгением Светлояром, который заявил, что ему предложили за 500 рублей проголосовать за Р.С.Мамедова. Из видео, выложенного на сайте «Иваново-Ньюс» от 12 сентября 2020 года, понятно, что молодые люди предлагали избирателям проголосовать за кандидата от Единой России на территории УИК №128 возле магазина №93 по улице Короткова. Они утверждали также, что готовы оплатить голосование и на УИК № 131.

      4.7. Члены УИК с правом решающего голоса, направленные от КПРФ, под разными предлогами отстранялись от работы в помещении комиссий в дни досрочного голосования со 2 по 12 сентября. Это УИК:

№ 66 – председатель Неборак Ольга Евгеньевна;

№ 130 (10,7 % досрочного голосования) – председатель Русина Ирина Николаевна;

№ 136 (9,49 % досрочного голосования) – председатель Галыгина Ирина Александровна;

№ 137 (11,06 % досрочного голосования) – председатель Сураева Надежда Викторовна;

№ 206 – председатель Крохина Татьяна Валентиновна.

      4.8. Мне известно несколько случаев отказа принимать направления в состав УИК с правом совещательного и голоса от Ивановского городского отделения КПРФ и кандидатов, выдвинутых Ивановским городским отделением КПРФ. Председатели УИК мотивировали это тем, что им за три дня до дня голосования не были предоставлены уведомления о назначении. Это УИК:

№ 38, председатель Борисова Людмила Геннадьевна;

№ 121 – (9,25% досрочного голосования), председатель Шурманова Светлана Евгеньевна;

№ 184, председатель Ганичева Ольга Викторовна.

      4.9. Отказы в выдаче заверенных копий актов досрочного голосования членам УИК с правом совещательного голоса, направленным от КПРФ и кандидатов от КПРФ:

УИК № 146 – (11,78% досрочного голосования), председатель Кислицын Герман Геннадьевич;

УИК № 190, зам. председателя Лецкалюк Марина Ивановна;

УИК № 196, председатель Арешина Елена Васильевна;

УИК № 208, председатель Артемьев Алексей Николаевич;

УИК № 210, председатель Филиппова Надежда Альбертовна.

Как видно из данных сводных таблиц досрочного голосования со 2 по 12 сентября 2020 года в городе Иваново, превышение нормы досрочного голосования наблюдается как раз в тех участковых комиссиях, председатели которых препятствовали осуществлению наблюдения и контроля.

Изложенные факты в совокупности дают основание сомневаться в реальном отражении итоговыми протоколами упомянутых выше участковых избирательных комиссий волеизъявления избирателей города Иваново на выборах депутатов Ивановской городской Думы седьмого созыва в единый день голосования 13 сентября 2020 года.

В строке «Досрочное голосование» итоговых протоколов участковых, территориальных избирательных комиссий и Избирательной комиссии города Иваново отражены сведения, не соответствующие реальному волеизъявлению избирателей города Иваново.

Так как явка на досрочное голосование была почти на уровне явки 13 сентября, а кое-где и выше, то это сказалось на результатах голосования, и привело к искажению волеизъявления избирателей в городе Иваново.

Прошу приложить к Протоколу о результатах выборов изложенное Особое мнение, сделать в протоколе соответствующую запись, а также опубликовать Особое мнение в средствах массовой информации для обеспечения массового доступа к этой информации.

Е.Н. Панюшкина, член Избирательной комиссии города Иваново

Поделиться: