Меню Закрыть

Л.Н. Швец: «Власть не желает считаться с угрозой социального взрыва»

Л.Н. Швец: «Власть не желает считаться с угрозой социального взрыва»

Состояние российской экономики уже не первый год можно считать по-настоящему критическим. Разговоры чиновников о скором выходе из кризиса и успешном импортозамещении соседствуют с ростом цен и снижением зарплат, а уровень жизни в стране падает с той же скоростью, с какой растёт богатство олигархов.

«Правда Москвы». Анастасия Лешкина 
2016-10-27 13:17

Швец Любовь Никитична
Советник Председателя ЦК КПРФ, член ЦК КПРФ

О том, какие процессы происходят в экономике, и что ожидает россиян в обозримом будущем, рассказала депутат Государственной Думы II, III и IV созывов, член ЦК КПРФ, экономист Любовь Швец. 

— Любовь Никитична, власть в последнее время много говорит о кризисе в экономике. Делаются ли ею какие-то попытки выхода из кризиса, или это только слова?

— О кризисе не только говорят. Мы все в нём живём. На словах власть стремится смягчить картину, убедить общество, что если и имеют место кризисные процессы в экономике, то они не такие уж острые. Но в России наблюдается именно острый социально-экономический кризис. Один из его главных признаков — это падение внутреннего валового продукта. С 2014 года ВВП не просто не растёт, но постоянно снижается. При этом правительство только и делает, что прогнозирует дальнейшее падение ВВП и других показателей. По предварительным прогнозам, ВВП будет снижаться до конца 2016 года — это уже тенденция. А то, что правительство именует ожидаемым ростом, — это величины в пределах арифметической погрешности. Рост ВВП на 2017 запланирован в пределах 0,7%. На 2018 – 1,7%, а на 2019 – 2,1%. Учитывая, что с 2014 по 2016 год ВВП постоянно снижался, такой мизерный рост всё равно не перекроет потери, которые мы уже понесли. 

— Предпринимаются ли какие-нибудь реформы, чтобы изменить текущее положение дел?

— Реформы, которые могли бы привести к оживлению экономики, не проводятся вообще. И все эти люди, которые собрались в правительстве, – хоть Улюкаев, хоть Силуанов, хоть Набиуллина, – не настроены на проведение конструктивных реформ в управлении экономикой. Они опираются на те же порочные методы, которые были заложены так называемой либеральной экономической политикой. Это приватизация и переприватизация. 

Я не знаю, имеет ли наше правительство представление о том, кому принадлежат богатства России, – не только промышленные объекты, не только недра, но и целые отрасли. Наша экономика абсолютно не является народно-хозяйственным комплексом. Отдельные отрасли, отдельные компании – субъекты экономики – никак не взаимосвязаны в своей экономической деятельности. 

Управление замыкается на уровне одной фирмы, одной компании. Компаниям предоставлены безграничные права в выборе своей деятельности и направлении этой деятельности, в проведении валютных операций. Всё это приводит к тому, что доходы, получаемые, как правило, от использования российских сырьевых и трудовых ресурсов, компании в основном выводят за рубеж, в офшоры. Я абсолютно уверена, что офшоризация российской экономики является угрозой для сохранения нашей государственности. Это главный порок управления не просто отдельными компаниями, а экономикой страны. 

— Никаких мер по борьбе с офшорами до сих пор не принято?

— В 2012, в 2013 и в 2014 году президент несколько раз поднимал в своих посланиях вопрос о так называемой «деофшоризации» России. Но для того, чтобы добиться деофшоризации на деле, необходима другая валютная политика, другие законы валютного регулирования. Однако тот же президент, противореча самому себе, заявил на прошедшем в сентябре этого года Дальневосточном экономическом форуме, что мы не будем менять валютную политику. То есть не будем контролировать вывоз валюты из страны.

Складывается ситуация, когда компании, используя ресурсы России, получают валютные доходы и оставляют их в офшорах. Это приводит к тому, что из года в год падают инвестиции. А в проекте бюджета на 2017 год вообще заложен нулевой рост инвестиций. Но если нет финансовых вложений в национальную экономику, то о каком развитии может идти речь? Это означает, что экономика развиваться не будет, не будет никакого технического обновления. Повышения технологического уровня производства даже близко не намечается.

Чем гордится наша исполнительная власть? Тем, что мы стали страной, успешно проводящей импортозамещение в области сельского хозяйства? Но рост производства сельхозпродукции на уровне 3% – это не тот успех, которым можно гордиться. Нынешний год выдался довольно урожайным, особенно если говорить о зерновой продукции. Эту зерновую продукцию вывозят за рубеж и гордятся тем, как много продают, например, Египту. Но, опять же, продаёт не государство, а спекулянты, которые за бесценок покупают у аграрников то, что ими произведено, и наживаются на перепродажах.

Страна вообще не знает имён тех, на чьи счета и в чьи карманы идут доходы от выращенного русским народом зерна. В советское время мы даже закупали зерно за рубежом. Но тогда значительная часть зерна шла на откорм скота. Страна занималась развитием животноводства, это была огромная отрасль. А сейчас мы завозим импортное мясо, да ещё и очень сомнительного качества, зачастую. В птицеводстве есть положительный сдвиг. Но в животноводстве нет никаких достижений. Так что гордиться тем, что мы в самой примитивной форме торгуем сельхозпродукцией, не только нечестно и безграмотно. Такая безосновательная «гордость» – это ещё и проявление безответственности перед страной, полноценному развитию которой нынешняя экономическая политика только мешает. 

— Сейчас готовится новый федеральный бюджет. Будут ли в нём принципиальные изменения в сравнении с прежним бюджетом?

— Бюджет ещё не поступил в Государственную Думу. Правительство направит его на рассмотрение депутатам только в конце октября. Но 13 октября состоялось заседание правительства, на котором был одобрен проект бюджета на 2017–2019 гг. Как видите, кабинет министров снова возвращается к трёхлетнему бюджету. Годом ранее принимался бюджет только на один год. В принципе, то, что правительство вернулось к методике трёхлетнего бюджета, – это хорошо. Это позволяет прогнозировать бюджетную политику не только на федеральном уровне, но и на региональном. Однако бюджет разработан с таким колоссальным отрывом от реальности, что он становится, по сути, бессмысленным. И весь бюджетный процесс сведён к тому, чтобы соблюсти формальную конституционную процедуру. Бюджет абсолютно не служит тому, чтобы мобилизовать ресурсы и направить их на эффективное развитие экономики и на поддержание обороноспособности. А ведь эти два условия взаимосвязаны: обороноспособность напрямую зависит от уровня развития экономики. 

Назначение бюджетного процесса в том, чтобы обеспечить ресурсами науку, образование, здравоохранение, культуру – всё то, что обеспечивает прогрессивное развитие общества. Направлять ресурсы на всесторонне укрепление страны – вот какую миссию должно исполнять правительство в лице Минэкономразвития, министерства финансов, Центробанка и других структур, участвующих в подготовке бюджета. Но правительство эту функцию не выполняет. 

Не могу не сказать и о том, что правительство искусственным образом занижает инфляцию, прогнозируя, что в 2017–2019 гг. она будет удерживаться в пределах 4%. В этом году Росстат тоже занижает инфляцию по сравнению с реальной, но всё же не так существенно. По расчётам Росстата инфляция составляет 5,8%. А в проекте бюджета на этот год закладывалась инфляция 6,4%. Но сводить её на бумаге к 4% – это значит откровенно пренебрегать реальностью и просто уходить от ответственности. Именно этот подход и реализован в проекте бюджета на ближайшую трёхлетку. 

— Какие существуют прогнозы относительно колебания курса валют?

— Ещё одна особенность нового проекта бюджета состоит в том, что на 2017–2019 гг. в нём заложена более высокая цена доллара, чем та, которую Минфин прогнозировал ещё в июле месяце на тот же трёхлетний период. На 2017 год в июле предусматривалась средняя цена доллара 64,8 рубля. В новом прогнозе – уже 67,5 рубля. На 2018 год в июле прогнозировали 64,1, а в последнем прогнозе – уже 68,7. На 2019 год в июле прогнозировали доллар по 62,7 рубля, а теперь прогнозируют курс 71,1 рубля за доллар. 

Это делается для того, чтобы за счёт роста курса доллара обеспечить наполнение бюджета в рублёвом выражении. Это выгодно спекулянтам, работающим на валютных биржах. Но такие манипуляции ничего не дают экономике, они её только тормозят. Все, включая президента, гордятся тем, что уменьшается вывод капитала из России. Но даже по тем прогнозам, которые заложены в проекте бюджета, нас по-прежнему ждут довольно значительные оттоки капитала в рублёвом выражении. На 2017 год их сумма составит около 30 млрд долларов, или около 2 трлн рублей. Эта сумма почти равна сумме дефицита федерального бюджета 2016 года. Вместе с тем, пытаясь обеспечить наполняемость бюджета, правительство из года в год повышает налоговую нагрузку на граждан, которые и без того стремительно нищают. 

Пока что бюджет не поступил в Думу, и рано давать оценку конкретным разделам бюджетных расходов. До 26 октября правительство ещё может внести новые изменения в проект бюджета. Но всё же следует сказать, что проект, который рассматривался на заседании правительства 13 октября, предусматривает снижение расходов федерального бюджета на оборону на уровне 6%. Кроме того, предусматривается колоссальное снижение расходов на здравоохранение на уровне 30–35%. Предполагается снизить расходы и по другим важнейшим разделам, таким, как образование, культура, спорт, и т.д. Однозначно вырастут расходы только по одному направлению – это обслуживание государственного долга. Верхний предел внутреннего долга увеличивается почти до 10 трлн рублей. И если эта статья расходов продолжит расти такими темпами, то один только внутренний долг скоро сравняется с величиной доходной части бюджета. 

— Означает ли это снижение уровня жизни россиян?

— Согласно последним статистическим опросам, около 70% российского населения считают себя бедными. Не прошло и месяца, как состоялись выборы депутатов Государственной Думы VII созыва, где, я бы сказала, катастрофическое большинство составили депутаты от «Единой России». А согласно опросам, Думе сегодня доверяют только 22%, правительству – только 25%. Именно председатель правительства возглавляет «Единую Россию».

Так какая же логика прослеживается в этих процессах, в этих результатах, в выборах и опросах? Как граждане, которые в большинстве считают себя бедными и не надеются на повышение заработной платы, могли так массово проголосовать за правящую партию, теснейшим образом связанную с правительством, политика которого ведёт российскую экономику к катастрофе?

По официальным данным, на выборы пришла лишь половина всех избирателей. По данным же независимых экспертов реальная явка на выборах составила только 37–40%. Нет, невозможно поверить, что абсолютное большинство избирателей проголосовало за тех, о доверии к кому заявляют лишь 20–25% участников статистических опросов.

Сегодня мы наблюдаем беспрецедентный разрыв между формальными результатами голосования, из которых вытекает тотальное доминирование «партии власти» в законодательных органах, и реальными настроениями большинства. Конституционное большинство «Единой России» в Думе ни на какую поддержку большинства граждан не опирается, оно не адекватно истинным политическим и социальным запросам народа.

Это ненормальная, глубоко несправедливая ситуация. Мы получаем власть, которая представляет интересы меньшинства. А интересы большинства представлены в органах власти разве что ничтожным образом. Следовательно, они не могут быть реализованы в виде законов и в виде конкретных решений. Это очень опасная ситуация, которая чревата тем, что, по мере усугубления кризисных процессов, по мере ухудшения условий жизни граждан, будет повышаться вероятность того, что их борьба за свои права и интересы выйдет за рамки конституционного поля.

— В последнее время проводится очень много различных экономических форумов. Имеют ли они какую-то ценность?

— Да, особенностью этой осени в экономической жизни страны является огромное множество проводимых форумов. Их называют инвестиционными, финансовыми, энергетическими. На всех этих мероприятиях звучат громогласные заявления чиновников о том, что страну ждут хорошие экономические перспективы. Только надо потерпеть, надо дожить до этих светлых времён. И, пока они не наступят, жизнь будет непростой.

Снова повторяются те же мантры, которые мы слышим уже больше четверти века – с тех пор, как страну вынудили отказаться от социализма и бросили в пучину «свободного рынка». Точнее, в пучину дикого, криминально-олигархического капитализма. Нам предлагают терпеть трудное настоящее ради какого-то абстрактного светлого будущего. 

Так, бывший министр финансов Кудрин, выступая на всех этих форумах, раз за разом наслаждался пугающими экономическими прогнозами: надежды на рост сырьевых цен нет, и потому нам необходимо ожидать плохих перспектив и подстраиваться под них. Но потом страна войдёт в полосу успешного экономического развития. Правда, Кудрин не может доказательно обосновать, каким образом страна войдёт в такую полосу, если будет сохраняться социально-экономическая система, которая довела её до нынешнего состояния. Да и не может быть доказательного обоснования этим сказкам для наивных.

Примерно в том же ключе оценивают перспективы экономического развития и социальной ситуации в стране и либеральные соратники Кудрина, работающие в нынешней власти, – Силуанов и Набиуллина. А между тем, в августе текущего года реальные доходы населения упали на 8,3% в годовом исчислении – это худший показатель с 2008 года.

В прошлом году реальные доходы падали примерно такими же темпами. То есть, тенденция снижения реальных доходов, включая и реальную заработную плату, является устойчивой и продолжительной. Налицо самое настоящее обнищание населения. А если население нищает, то потребление падает, и экономика не развивается.

Следовательно, и кризис усиливается. Всё это неизбежно приведёт к социальному взрыву. Тем более, в такой ситуации, когда большинство не имеет реального представительства во власти и не может воздействовать на её решения, не может добиться от власти перемен, соответствующих интересам народа. Сама же власть упорно не желает считаться с этой угрозой. Она либо не осознаёт масштаба тех рисков, которые создаёт своей политикой, либо делает вид, что не осознаёт их. 

— Спасибо за беседу!

Поделиться: