Меню Закрыть

ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЧЛЕНА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА В.П. ЗАВАЛИШИНА

Особое мнение

члена Избирательной комиссии Ивановской области

с правом решающего голоса В.П. Завалишина

о Протоколе Избирательной комиссии Ивановской области

о результатах выборов депутатов Ивановской областной Думы

восьмого созыва по Ивановской области

(подписан 13 сентября 2023 года, к Протоколу прилагается Сводная таблица

Избирательной комиссии Ивановской области о результатах выборов)

Избирательная комиссия Ивановской области 13 сентября 2023 года признала выборы депутатов Ивановской областной Думы восьмого созыва по Ивановской области состоявшимися и действительными. Пункт 3 статьи 69 Федерального закона 67-ФЗ от 10 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в дальнейшем Федеральный Закон) обязывает меня поставить свою подпись в Протоколе Избирательной комиссии Ивановской области о результатах выборов депутатов Ивановской областной Думы восьмого созыва, к которому прилагается Сводная таблица о результатах выборов. В силу п. 4 ст. 69 Федерального закона «Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись». Мое несогласие с Протоколом и приложенной к нему Сводной таблицей выражается в том, что зафиксированные в арифметическом виде сведения, касающиеся выборов депутатов Ивановской областной Думы восьмого созыва в июне – сентябре 2023 года получены, в том числе и за счет нарушения принципа демократии и свободны выборов.

27 июня 2023 года в г. Иваново состоялся второй этап Конференции Ивановского регионального отделения политической партии «Единая Россия», на которой выдвинут список кандидатов от «Единой России» в депутаты Ивановской областной Думы седьмого созыва по единому областному избирательному округу и по одномандатным избирательным округам. Этот форум дал старт избирательной кампании Ивановскому региональному отделению политической партии «Единая Россия» в соответствии п. 1 ст. 49 Федерального закона «Агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов».

Нарушения избирательного законодательства, выявленные в агитационный период.

  1. Использование административного ресурса на выборах депутатов Ивановской областной Думы восьмого созыва является одним из основных факторов влияния на волеизъявление избирателей. Использование административного ресурса подрывает один из основополагающих принципов – принцип равного избирательного права. Политическая партия «Единая Россия» является не только равноправным участником избирательного процесса, на выборах 2023 года, но и носителем властных полномочий.

На выборах 2023 года в Ивановской области сформирована практика представителей власти препятствовать избирательному объединению Ивановское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее КПРФ), к проведению публичных мероприятий в агитационный период.  Основанием к запрету послужил антиковидный указ губернатора Ивановской области от 17 марта 2020 года № 23-уг «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности». 1 июля 2022 года Роспотребнадзор сообщил о прекращении действия всех антиковидных ограничений, однако в Ивановской области эти ограничения до сих пор не отменены, можно предположить в политических целях. Учитывая эти основания, Администрация Лежневского района запретила районному отделению КПРФ провести одиночные предвыборные пикетирования в сёлах Шилыкова и Чернцы, при этом целью акций заявлено: «цель публичных мероприятий – свободное выражение и формирование мнений по вопросам проведения избирательной кампании».  Нарушена статья 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав», часть 2 «совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

Аналогичные запреты местных администраций на проведение публичных мероприятий КПРФ, последовали в городах Шуя (автопробег и пикетирование), Кинешма (автопробег), Кохма (автопробег), Иваново (пикетирования и автопробеги) и других населенных пунктах области.  В тоже время, представители регионального отделения политической партии Единая Россия активно использовали свои агитационные возможности, проводили массовые встречи с населением, беспрепятственно проводи свои многочисленные агитационные мероприятия, использовали публичные мероприятия организованные местными муниципалитетами, в рамках дней городов, районов, поселений и т.д., такие как День Кинешмы, День Фурмановского района, День района Меланжевого комбината, День района Сортировки и т.д. и т.п. При этом никакие антиковидные ограничения не мешали избирательному объединению политической партии «Единая Россия» проводить свои мероприятия.

В публичных мероприятиях организованных муниципальной властью права избирательного объединения КПРФ нарушались и чаще в грубой форме. Так 5 августа 2023 года в День города Иваново полиция, дежурившая в районе гостиницы «Турист» заблокировала раздачу на Набережные реки Уводь агитационных материалов, кандидатов в депутаты Ивановской областной Думы и агитационных материалов избирательного объединения ИОО КПРФ, без каких-либо оснований. Не объясняя причин своих действий, они препятствовали агитационной работе кандидатов в депутаты, чем нарушили ст.53 Федерального закона и часть 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав».

26 августа, в городе Фурманов, в Летнем саду, в День Фурмановского района, Глава Фурмановского муниципального района П. Н. Колесников на глазах большого числа участников праздника вырвал из рук агитатора, представителя КПРФ пакеты с предвыборной агитацией избирательного объединения КПРФ, при этом нанес ему травму.  Заявление подано в полицию. Такие действия представителя власти можно квалифицировать не только как хулиганство, но и согласно части 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав». Имеют место и другие случаи применение административного ресурса на этих выборах.

  1. На выборах 2023 года в отношении кандидатов в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва от КПРФ неоднократно применялись недопустимые, уголовно наказуемые способы давления: нападения, запугивания, порча имущества и прочее.

Так 9 сентября 2023 года со слов свидетелей и пострадавшего, на кандидата в депутаты Ивановской областной Думы С.В. Каргапольцева, председателем УИК № 327 города Шуи Шмелевым А.Б., по словам очевидцев, целенаправленно был совершен наезд автомобилем, под управлением Шмелева. Каргапольцев был доставлен в ЦРБ города Шуи. Подано заявление в полицию.

16 августа 2023 года в городе Шуя неизвестными лицами был срезан и унесен в неизвестном направлении агитационный плакат кандидата в депутаты Ивановской облдумы от КПРФ М.А. Варенцова, расположенный на ул. Васильевская. Совершено нарушение КоАП РФ, статья 5.14. «Умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму, общероссийскому голосованию». Кандидат сообщил о произошедшем административном правонарушении в правоохранительные органы.

В ночь с 1 на 2 августа в Шуе был ограблен один из офисов продаж кандидата в депутаты Ивановской областной Думы от КПРФ М.А. Варенцова, расположенный на улице Фабричной. Похищены денежные средства. Кандидат заявлением обратился в полицию, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

28 июля порезано колесо автомобиля помощницы кандидата в депутаты от КПРФ И.Ю. Корыстылевой, во время встречи кандидата в депутаты с избирателями. Кандидат в депутаты подала заявление в полицию.

2 сентября 2023 года на агитатора кандидата в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва от КПРФ И.Ю. Корыстылевой совершено хулиганское нападение, с целью запугать участника избирательного процесса. Агитатор избит, доставлен в лечебное учреждение, где диагностировали у него сотрясение мозга и телесные повреждения. Пострадавший обратился в полицию.

10 сентября 2023 года, в день выборов, кандидат в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва от «Единой России» В.В. Торопов, на легковом автомобиле преследовал на фурмановской трассе, создавая угрозу жизни и здоровья кандидата в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва от КПРФ И.Ю. Корыстылевой. Кандидат И.Ю. Корыстылева вынуждена была обратиться в полицию заявлением на противоправные действия Торопова. С виновного взято объяснение.

Моральное и физическое давление на кандидатов в Депутаты Ивановской областной Думы от КПРФ, похоже, стало нормой. К сожалению, работники правоохранительных органов не проявляют должного реагирования для установления виновников перечисленных и других правонарушений в отношении кандидатов в депутаты от КПРФ и не готовы пресекать их.

  1. В агитационный период, в соответствии с п. 5 ст.56 Федерального закона, избирательное объединение не вправе заниматься благотворительной деятельностью, а в соответствии с п. 2, 3 ст. 56 Федерального закона «запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности», «не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от <…> результатов выборов <…> либо которые иным образом связаны с выборами, …».

В ходе избирательной кампании 2023 года по выборам депутатов Ивановской областной Думы восьмого созыва, при поддержке, избирательного объединения политической партии «Единая Россия» в Ивановской области была организована так называемая «викторина», целью которой, по моему мнению, было заманить на выборы определенный круг избирателей, голосующих за это избирательное объединение, путем их подкупа.

В мае 2023 года лицам, принявшим участие в праймеризе политической партии «Единой России», при определении кандидатов на выдвижение на выборах 2023 в Ивановскую областную Думу восьмого созыва были выданы купоны, которые участники праймериза могли реализовать только, приняв участие в голосовании 8,9 сентября 2023 года, вбросив указанный купон в специальный ящик, установленный незаконно, на каждом избирательном участке Ивановской области. Купоны имеют индивидуальный номер, что дает право участнику этой акции претендовать на ценный подарок после единого дня голосования 10 сентября 2023 года. В перечень подарков входят: автомобиль, холодильники, телевизоры, смартфоны, бытовая техника. П. 2 ст.56 Федерального закона говорит о недопустимости подкупа избирателей, в том числе с отсроченным вручением подарков («обещать произвести такое вознаграждение»). Со слов председателей участковых избирательных комиссий решение об организации данной «викторины» принимало Правительство Ивановской области, при поддержке областной избирательной комиссии. Однако, Избирательная комиссия Ивановской области такой вопрос не рассматривала, из чего можно сделать вывод, что всю ответственность за данное нарушение на себя взяла председатель ИК ИО А.А. Соловьева.  Необходимо добавить, что группы молодых людей с ящиками для сбора купонов «викторины» порой располагались в проходах, мешали избирателям исполнить свой гражданский долг. Но это нисколько не тревожило председателей УИК (имеют место жалобы наблюдателей за 8,9 сентября 2023 года).

Подкупом избирателей в соответствии п. 2 ст. 56 Федерального закона считается так же, предоставление безвозмездных услуг избирателям кандидатом в депутаты.

26 августа 2023 года и 2 сентября 2023 года в Иваново прошли праздничные мероприятия, посвященные соответственно «Дню района Меланжевого комбината» и «Дню района Сортировки». Данные мероприятия организовал и провел, как написано в объявлении, «Ивановский Меланжевый комбинат». Хозяином данного предприятия является кандидат в депутаты Ивановской областной Думы от партии «Единая Россия» Торопов В.В. На этих праздничных мероприятиях предоставлялись бесплатные услуги на различных аттракционах, выдавались призы участникам различных конкурсов, а в завершении состоялись фейерверки. Организовал праздник, а следовательно и финансировал его, по моему мнению, кандидат в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва В.В. Торопов (подтверждение https://youtu.be/bjSLqwBHViU, https://youtu.be/5HRpFHfs508). В соответствии с п.5 ст. 56 Федерального закона иного способа финансирования данных мероприятий в агитационный период нет.

24 августа 2023 года на базе Меланжевого комбината в городе Иваново открылся новый офис МФЦ. Как утверждает газета «Рабочий край» за 25 августа 2023 года № 33 (27217) в заметке «Еще один офис МФЦ»: «Большой вклад в решение внес депутат Ивановской областной думы Виктор Торопов, позволивший разместить офис в помещениях офисного центра на безвозмездной основе. Практически весь ремонт Виктор Владимирович также взял на себя». В период избирательной кампании благотворительная деятельность запрещена Федеральным законом. Кандидат в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва В.В. Торопов нарушил п.5 ст. 56 Федерального закона. Торопов является организатором благотворительной помощи, следовательно, он и финансировал эти работы. В соответствии с п.5 ст. 56 Федерального закона иного способа финансирования в агитационный период нет.

Избирательным объединением политической партии «Единая Россия» в июле и августе 2023 года в средствах массовой информации (https://proekty.er.ru/news/er-news-3339556) озвучена о своей благотворительной деятельности   «Соберем ребенка в школу», связанная с вручением отдельным семьям ученических сумок и школьных принадлежностей. Эта деятельность избирательного объединения нарушает п. 5 ст. 56 Федерального закона.  Кандидаты и избирательное объединение не может пользоваться помощью других лиц в агитационный период для благотворительной помощи.

  1. Важную роль в формировании воли избирателей на выборах депутатов Ивановской областной Думы восьмого созыва играет наглядная агитация. Конституционный суд РФ в Постановлении от 30 октября 2003 г. сделал вывод о том, что информирование любого характера может, как и агитация, побудить избирателей сделать тот или иной выбор.

В Ивановской области на выборах 2023 года, наглядная агитация, в форме баннеров, избирательному объединению политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» была не доступна, так как действовал пресловутый административный ресурс и давление на предпринимателей этой сферы деятельности. В приватных разговорах, предприниматели сообщили, что поступило распоряжение — у коммунистов заказы на изготовление и размещение баннеров не принимать.  По сути, представителями ивановской власти, нарушен закон части 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав».  Однако, никто из предпринимателей, к сожалению, не повторит в слух эту информацию.  Поэтому жалоб на ограничение избирательных прав, в форме наглядной агитации избирательного объединения КПРФ нет, но нет и баннеров КПРФ на улицах и площадях населенных пунктов Иваново.

  1. Нарушения избирательного законодательства в дни голосования с 8 по 10 сентября 2023 года

Организовывая трехдневное голосование, вместо однодневного, Избирательная комиссия Ивановской области убеждала избирателей, что это не приведет к нарушениям Федерального закона. Однако, в ходе голосования были выявлены следующие значительные нарушения:

УИК № 27 –  09.09.2023 — члену УИК с правом решающего голоса отказано в праве поставить свою подпись на сейф-пакете при упаковке сейф-пакета и при опечатывании помещения УИК. Это может привести к фальсификации результатов выборов. Подана жалоба.

УИК № 39 – 09.09.2023 — члену УИК с правом решающего голоса отказано в праве поставить свою подпись на сейф-пакете при упаковке сейф-пакета. Это может привести к фальсификации результатов выборов. Подана жалоба.

УИК №327 – 09.09.2023 – После завершения работы участковой избирательной комиссии № 327 кандидаты в депутаты Ивановской областной Думы восьмого созыва по единому избирательному округу от КПРФ В.В. Возилов и С.В. Каргапольцев зафиксировали нарушение избирательного законодательства председателем УИК №327 Шмелёвым А.Б., который проник на территорию избирательного участка и провёл определенные манипуляции с сейф-пакетами и бюллетенями в отдельном кабинете вблизи УИК.  В соответствии с п.4.4 Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8 все бюллетени, находящиеся в сейф-пакетах на УИК №327 за 8,9 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК №704 – 09.09.2023 — 10.09.2023 – Помещение для голосования не заперто и не опечатано, как того требует Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Все бюллетени, находящиеся в сейф-пакетах на УИК №704 за 8 и 9 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК №703 – 09.09.2023 – в 7.20 час. в помещении для голосования присутствовала одна председатель УИК. Пломба на двери была сорвана в отсутствии членов УИК и наблюдателей, неизвестно в какое время, сколько времени и какие действия предпринимала председатель УИК находился одина в помещении избирательной комиссии.  Нарушено требование Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Бюллетени в сейф-пакетах за 8 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК №685 – 10.09.2023 – В сейф-пакет вложено 209 бюллетеней, в соответствии с оформленным актом. В ГАС РФ «Выборы», число проголосовавших 09.09.2023 избирателей на УИК 685 составило 517 человек.  Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Бюллетени в сейф-пакетах за 9 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК №288 – 09.09.2023 – помещение для голосования УИК не было опечатано, как того требует Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Бюллетени в сейф-пакетах за 8 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК №301 – 09.09.2023 — помещение для голосования УИК не было опечатано, как того требует Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Бюллетени в сейф-пакетах за 8 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК №324 – 09.09.2023 — помещение для голосования УИК не было опечатано, как того требует Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Бюллетени в сейф-пакетах за 8 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК № 343 – 09.09.2023 — помещение для голосования УИК не было опечатано, как того требует Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Бюллетени в сейф-пакетах за 8 сентября 2023 года необходимо признать недействительными.

УИК 233 – 09.09.2023 – в 7.40 не опечатан сейф, предназначенный для хранения сейф-пакетов, как того требует Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8. Бюллетени в сейф-пакетах за 8 сентября 2023 года необходимо признать недействительными, и так далее.

Количество жалоб, связанных с нарушением Постановления ЦИК РФ от 8.06.2022 №86/718-8 преобладает и подтверждает опасения, высказанные представителями КПРФ при принятии постановления Избирательной комиссией Ивановской области о трехдневном голосовании (8-10 сентября 2023 года).

Другие грубые нарушения, выявленные в дни голосования:

УИК №351 – 09.09.2023 – в реестр заявлений голосования вне помещения внесена фамилия человека, который давно умер. Возникает обоснованное подозрение, что выявлена и пресечена наблюдателем попытка фиктивного голосования вне помещения.

УИК №№ 26, 27, 28, 446, 422, 690, 130, 336, 348, 347 и другие – нарушено требование п.3 и п. 11 ст. 64 Федерального закона, Постановления ЦИК РФ от 29.01.2014 №214/1405-6 (ред. от 28.04.2021) «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» в части, неправильно опечатаны стационарные ящики для голосования. Это говорит о низком уровне знаний руководителей участковых избирательных комиссий и слабой их подготовке. Можно полагать, что обучение членов УИК проводится только на бумаге.

Не все благополучно и в Избирательной комиссии Ивановской области. 10 сентября 2023 года с целью предотвратить нарушение Федерального закона, запросил информацию о количестве проголосовавших избирателей зарегистрированных в ГАС РФ «Выборы» за 09.09.2023 года на УИК №685. Председатель УИК №685 и председатель ТИК Фурмановского района мне, члену Избирательной комиссии Ивановской области в этом отказали. С той же просьбой обратился к зам. председателя ИК ИО А.А. Павлову, который так же в грубой форме отказался предоставить такую информацию. Этим действием (бездействием) были нарушены мои права члена Избирательной комиссии Ивановской области, в соответствии пп. «д» п. 23 ст. 29 Федерального закона. Вынужден был обратиться с жалобой в Избирательную комиссию Ивановской области. Получил ответ за подписью председателя ИК ИО А.А. Соловьевой, который подтвердил мои опасения. Число бюллетеней, внесенных в сейф-пакет 09.09.2023 года на этом УИК не соответствовал числу избирателей, внесенных в ГАС РФ «Выборы» за этот день.

Моя жалоба на рабочей группе Избирательной комиссии Ивановской области по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и на заседании облизбиркома не рассматривалась. Это является сегодняшней особенностью деятельности областной избирательной комиссии. В работе комиссии преобладает авторитарный стиль управления, а коллегиальность, установленная п. 1 ст. 28 Федерального закона, игнорируется. Поэтому жалобы, направленные в избирком, не учитываются, т.к. не проходят надлежащего исследования, и коллегиального решения.

Прошу приложить к Протоколу о результатах выборов депутатов Ивановской областной Думы восьмого созыва изложенное Особое мнение, сделать в протоколе соответствующую запись, а также опубликовать Особое мнение.

13 сентября 2023 года

Член Избирательной комиссии Ивановской области

с правом решающего голоса

В.П. Завалишин

Поделиться: