Меню Закрыть

ЮЖА: ЗОНА БЕДСТВИЯ И БЕЗДЕЙСТВИЯ!

27 февраля Первый секретарь Ивановского обкома КПРФ, депутат, руководитель фракции КПРФ в Ивановской областной Думе Александр Бойков посетил деревню Нефёдово, входящую в состав Южского городского поселения

 

О районе: взгляд со стороны

«Затерянным миром» называют Южу и Южский район немногочисленные  добравшиеся сюда блоггеры-туристы.  Как будто из шумного 21 века попадаешь в лучшем случае век в девятнадцатый. Вот небольшие цитаты из их отчетов о поездках.

«Окрестности Южи вообще богаты достопримечательностями: здесь и многочисленные церкви, и древние села Холуй и Хотимль,  и  Тезинские шлюзы (3 из 5, правда сохранился лишь один), а в прошлом здесь же проходила уникальная узкоколейная магистраль Шуя – Балахна длиной (вместе с ответвлениями) 400км. Еще важнее то, что глобализация сюда пока еще не дошла, и здесь, почти на Золотом Кольце, вполне можно увидеть этнографически цельные среднерусские села».

«Это типичное Нечерноземье,  поражающее явными приметами сельской деградации: массовым исходом селян в города, алкоголизмом среди остающихся в деревнях и, как следствие,   чрезвычайно низкой производительностью труда. В 1990-е годы социально-экономические проблемы этого края резко обострились. Знаменитая ивановская текстильная промышленность почти полностью прекратила работу. Не только в селах, но и в городах Ивановской области распространилась мерзость социально-экономического запустения».

С десяток лет назад в Юже даже побывали… специалисты Всемирного банка! Стоит процитировать их отчет.

«Южа – это  чисто «матриархальная» стратегия. Южский район, пожалуй, произвел на специалистов Всемирного банка наиболее сильное впечатление. Этот один из беднейших районов депрессивной Ивановской области в 1997 году оказался на грани социального взрыва. К тому времени полностью прекратила работу Южская прядильно-ткацкая фабрика, главный работодатель района, развалилось большинство совхозов и колхозов, с серьезными перебоями работало все муниципальное хозяйство, и в особенности его социальная сфера. В тихой Юже начались стихийные демонстрации и митинги протеста. Местное руководство стремительно теряло контроль над ситуацией, средства массовой информации из Москвы начинали уже писать и снимать репортажи о Юже, сам кремлевский завхоз Павел Павлович Бородин приезжал разбираться в южских социальных возмущениях. В результате были назначены досрочные выборы руководства района.

Местные чиновники, врачи, учителя имеют стабильный, в настоящее время почти всегда аккуратно выплачиваемый, но очень маленький оклад. И мужчины, традиционно считающиеся главными добытчиками в российской семье, вынуждены искать более высоких заработков. В условиях современного Нечерноземья воспроизводится традиционная стратегия отходничества XIX века. Как двести лет назад, когда скудный крестьянский надел не мог в течение года прокормить русскую семью и глава семейства подавался на заработки в города или сидел дома за домашними ремеслами, так и сейчас местные мужчины, которые не имеют возможности получить достойную оплату за свою официальную квалификацию в формальной сфере, отправляются плотничать в дачных ареалах крупных городов или занимаются столярной работой у себя на дому, в то время как их жены несут государственную и муниципальную службу за полусимволическую плату». Конец цитаты, банкиры, что и говорить, многое поняли…

Сысуева всегда подчеркивала, что из-за обилия живописных малых рек и озер Южский район называют Среднерусской или Ивановской Карелией. Народу в районе не многим больше, чем дорог – 28,5 тысяч человек. Это население в основном было  занято в трех местных отраслях – в легкой, лесоперерабатывающей, пищевой промышленности и, конечно, в народных промыслах. Муниципальное хозяйство Южи было  достаточно разнообразно. Оно состояло  из 62 учреждений, в том числе 52 бюджетных, администрации, учреждений образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания.

 

А вот – еще мнение блоггера

«В печально известном по прессе г. Южа я нашел еще один парадокс, что-то вроде счастья больного, побывавшего на таком краю, от описания которого лучше воздержаться. Отчаявшиеся жители заставили сменить местную власть на женскую команду, «южский бабком», что для глубинки, особенно ивановской, не случайно. И район, муниципально единый с городом, вышел из крайних в среднеинвалидные. Заработали прядильно-ткацкая фабрика и районный АПК. Помогли внешние инвесторы, занявшиеся местным торфом, малые торговые и лесопромысловые предприятия. Бюджетно помогает область. В районе есть пгт Холуй со знаменитой лаковой миниатюрой, но ему  не  одолеть перекупщиков и фальсификаторов. Есть стратегия развития с обычными прожектами: экологически чистые продукты, лес, вода, туризм. Южа находится в хорошей  природно-социальной зоне, привлекает дачников из Москвы, дальних мигрантов. В районе довольно широкое  покрытие сотовой связью, хотя есть и глухие углы».

 

Александр Бойков: «Пока что власть – не для народа, а против народа!»

Глава района Владимир Мальцев встречался со своим населением буквально за несколько дней до визита Александра Бойкова в Нефедово, входящий в состав Южского городского поселения. Правда, зачем – не совсем понятно.

Цитируем дословно  официально-восторженный сайт  администрации.

«Южане задали свои вопросы Владимиру Мальцеву о проблемах сферы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства города, привлечения инвестиций в муниципалитет, развития спорта. Ряд вопросов Владимир Мальцев взял в проработку и пообещал ответить после детального изучения ситуации. Люди жаловались на некачественное состояние воды в центральной части города, включение в программу ремонта домов высокой степени износа. Владимир Мальцев поблагодарил всех за предоставленную информацию и подчеркнул, что по его поручению проводится проверка, по итогам которой будут приниматься соответствующие решения».

То есть, если переводить с канцелярского на русский, практически ни на один вопрос толком не ответил, рассыпался в благодарностях – непонятно за что? – и все отложил на потом, мотивируя это полным  незнанием ситуации. Хотя сидит в уютном кресле уже второй срок, не новичок в районе, работал там прежде на топ-менеджменте  текстильных предприятий.

Зато на этом же сайте очерчен круг «интересов» администрации на ближайшее время: нет, это не ЖКХ или засилье мусора. Чиновники ратуют за скорейшее принятие постановления «О проведении областного конкурса «Семья года», грядет очень «нужный» всем южанам семинар-практикум «О роли общественных инициатив в развитии территорий малых городов и сельских поселений».   А 6 марта – заметим,  обычный будний  день – чиновники дружно отправляются… сдавать нормы ГТО по лыжам. В оплаченное нами, налогоплательщиками, рабочее время. Имитация бурной деятель-
ности…

 Но вернемся в Нефедово.  Приехал Первый секретарь Ивановского обкома КПРФ, депутат, руководитель фракции КПРФ в Ивановской областной Думе Александр Бойков  сюда, чтобы присутствовать на сходе общественности этой деревни, посвященном созданию здесь ТОСа. Присутствовавшая на собрании заместитель главы администрации района Светлана Лелюхина пообещала всяческое содействие в оформлении документов и скорейшем начале работы нового ТОСа. Да и команда Бойкова  посоветовала селянам, как  правильно оформить работу ТОСа и пообещала и дальше помогать в работе. Александр Дмитриевич рассказал о своем видении сути этих общественных организаций. А потом разговор, как обычно, перешел на другие темы – проблем и в деревне, и в районе хватает.

Людмила Парухина, жительница Нефедова, врач-стоматолог на пенсии: «Деревня наша красивая и ухоженная, но только исключительно стараниями местных жителей. Налоги платим, дорога – на самом деле никакая не дорога, а ее имитация, мы называем ее рокада, то есть прифронтовая, как после яростной бомбежки. 70-летние местные бабушки сами латают ее – глиной и осколками кирпича. Да и остатки так называемой «дороги» сейчас успешно дорушиваются лесовозами, вырубка леса просто варварская. Деревня большая – но ни одного детского городка, обещают только. Шутим: обещать – не значит жениться.

Вот здание Дома культуры, в котором проводим сегодня собрание. Его даже и ремонтировать бесполезно, избе более ста лет! Этот, уже далеко не новый сруб, раскатанный по бревнам, привезли и установили в Нефедове в … 1923 году. Здесь были и жилой дом, и сельсовет, теперь вот – Дом культуры. Рядом есть добротное кирпичное здание, которое построил частник под магазин, но вскоре его закрыл. Просит за здание 850 тысяч рублей, там есть и газовое отопление, и вода, и крепкая крыша, места достаточно для работы кружков. Администрация района думает… Думает вот уже несколько лет. А ведь проблема-то государственная – именно в ДК у нас избирательный участок. И именно в эту развалюху народ приходит голосовать».

 

О том, чем должен заниматься ТОС

– Народ сейчас малоактивен, все сидим по щелям и кухням. Вот у вас в Нефедове из 236 взрослых жителей на избирательные участки пришло чуть более тридцати человек. А «Единой России» только это и нужно: чем меньше народу придет, тем легче манипулировать результатами выборов. – сказал обращаясь к сельчанам Александр Бойков. – Однако ТОС – не политически ангажированная организация и даже не сообщество местных жителей для получения грантов на проведение праздников. Не думайте наивно, что создадите его, и все вам чиновники сделают – и дорогу отремонтируют, и здание для нового Дома культуры купят, и с варварской вырубкой леса разберутся. ТОС – это как Советы в прошлое время: бороться за свои права коллективно, а не свалить решение вопросов на председателя. Это – прежде всего, взаимопомощь и взаимовыручка, коллективная борьба.

 У нас же сейчас ТОСы стали любимой игрушкой властей, по сути, подкупают людей всякими грантами, проведениями праздников. При этом понимая, что ТОС – отличная готовая электоральная база: году эдак в 2020-ом, перед началом новых выборов, про вас «вспомнит» ваш депутат Гришин и… зачастит на праздники-гулянья с очередными обещаниями. Пока же вы его в этом году не видели? И не уви-
дите…          

 

О «слугах» народа

–  Никто вам ничего не сделает, если не подгонять чиновника, заставлять работать. Вы – прямые работодатели, так не стесняйтесь спрашивать с них по полной программе. Недавно фракция КПРФ провела мониторинг, задавшись простейшим вопросом – сколько получают главы всех уровней? Оказалось, что глава самого заброшенного, крохотного поселения расписывается в ведомости за, как минимум, 36-37 тысяч в месяц! То есть нет ни одного главы даже самого депрессивного региона в нашей нищей области, который бы не получал меньше 100-120 тысяч в месяц. И за эти деньги вы имеете полное право заставить его работать. Как и выбранных вами депутатов областной Думы! Часто вместо решения конкретной проблемы людей они начинают ныть: это не наша компетенция, проблема может быть решена лишь на федеральном уровне… Но кто вам мешает на этот самый уровень обратиться? Например, инициировать принятие закона, выбить в Москве деньги на свой район? Ведь глава ваш этого делать не будет – сейчас все вопросы по региону решаются исключительно через губернатора, по его кивку…

 

О «заботе» государства…

– Кстати, о федеральном уровне… Государство чуть не ежемесячно припасает какой-то «сюрприз» для нас, обычных людей. Расскажу вам о новом сбросе… За мусор нас уже заставили платить в три-четыре раза больше. Но этого показалось мало. Добрались до садово-огородных товариществ, вернее, до скважин воды в них. Следующий этап, кстати, частный сектор, то есть непосредственно нефедовцы и все жители деревень, городов и поселков, проживающие в собственном доме. За скважину, которую люди самостоятельно за огромные деньги сделали на своих участках, видимо, в дальнейшем также придется платить, причем, немалые суммы! Видно, очень понравился чиновникам ход «мусорной реформы». Раньше был контейнер, был график вывоза мусора. Люди платили и имели реальную услугу. Сейчас – ни контейнеров, ни услуги, но суммы в платежках астрономические…

 

Эдуард Комиссаров, житель Нефедова, сотрудник МЧС:

Около нашей деревни идет варварская вырубка леса. Лес вообще в ранее заповедном Южском районе остался практически лишь вдоль трасс. Рядом же с нашей деревней – огромные вырубленные пространства, неубранные гниющие метровые пни, комли деревьев.

Мы писали во все инстанции, делали даже карты сплошных вырубок, межрайоная природоохранная прокуратура посылала запросы в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, целая папка такой переписки накопилась. В Комитете ответ один – всё по закону, всё отлично, всё под контролем.

 

Эльвира Бокова, педагог дополнительного образования, заведующая Нефедовским Домом культуры:

– Сейчас в Доме культуры нет отопления – выбрали все лимиты на газ, экономим. Но даже в этом ситуации стараемся нести людям радость и позитив. Очень надеемся на то, что  войдем в программу Министерства  культуры по строительству и реконструкции сельских клубов.

У нас открыт  музей «Пугало огородное», который  уютно расположился во дворе обыкновенного деревянного дома, однако к лету планируем расширить место для экспозиции и задействовать непосредственную среду обитания пугал – огород. У каждого пугала – своя история, которую  мы рассказываем в ходе проводимых для детей квестов, учим их  видеть прекрасное даже в самых обычных вещах.

В  нашем Доме культуры, в рамках V межмуниципального фестиваля кукол «В кукольном царстве, клюквенном государстве», прошла познавательная программа для детей «Куклы из бабушкиного сундучка», познакомили ребят с текстильными народными куклами, поверьями, обычаями, а также с традициями славянского народа, исходившими из глубокой древности. А в детско-юношеском центре была оформлена выставка кукол, которая насчитывает более 150 экспонатов в технике пластики, композитных материалов, папье-маше, текстиля, природного материала.

На выставке представлены работы южских мастеров и любителей кукол, студентов Шуйского государственного педагогического университета, мастеров из Палеха, Шуи, Иванова, Родников, работы известных мастеров объединения Ивановских кукольников «Белая стрекоза». .

 

Покойники в очереди к врачу…

Это страшная, но правда – на минувшей неделе, прямо в очереди на прием к врачу, в поликлинике Южской ЦРБ умерло два пациента! Этот вопиющий факт, впрочем, наверное, и не экстраординарный для главного врача и руководителя Департамента здравоохранения Ивановской области, лучше любых докладов говорит о качестве медицинского обслуживания населения региона. О какой профилактике заболеваний, раннем выявлении сердечно-сосудистых недугов, диспансеризации, доступности медпомощи, «маршрутизации» можно тут говорить?

– В структуре Южской ЦРБ пока еще есть подразделение Скорой помощи, терапевтическое, хирургическое отделения, амбулаторная поликлиническая помощь для взрослых и детей, – рассказывает первый секретарь Южского РО КПРФ, врач-офтальмолог Елена Комиссарова. – Зато уже давно закрыт роддом, возят в Шую, в Иваново – кто как лично договорится и сумеет устроить роженицу. Раз в неделю приезжает окулист из Палеха, ЛОР-врач из Шуи, хирург. Однако попасть к ним практически невозможно – на каждый прием в порядке живой очереди выдаются от силы 15 талончиков. Закрыт ФАП в Груздеве. На шесть участков в Юже – три терапевта. Программа «Земский доктор» в районе никогда не работала, только в Палехе. Такая вот у нас медицина.

Вдобавок к мрачной истории о покойниках очереди в поликлинике – еще одна ситуация, в которую даже не сразу поверишь.

Новый главврач быстро «пристроил» освободившиеся после закрытия ряда отделений помещения ЦРБ. Вы не поверите, но одно из зданий было сдано в аренду … местной похоронной частной
службе!

Причем, первоначально в перечне услуг были лишь продажа ритуальной атрибутики, хотя и вид венков, гробов, согласитесь, малоприятен. Затем самовольно этот перечень был расширен. И из ритуального зала, появившегося рядом с магазином, ежедневно стали выносить гробы с покойниками! Таким образом, южане, идущие на прием к врачу или находящиеся на лечение в ЦРБ, ежедневно, по нескольку раз в день встречаются с траурными процессиями. Вынос тела отлично виден из всех окон поликлиники и стационара. Оставим бесполезный вопрос об этике поведения ритуальных дельцов и отлично осведомленного об этом безобразии главврача. Активисты послали запрос в Роспотребнадзор – оттуда официально ответили, что да, выносить покойников и работать с телами никто бессовестному дельцу разрешения не давал. Однако горе-бизнесмен и главврач ознакомились с бумагой и… всё продолжается, как и было. Громкие траурные марши, гробы, безутешные родственники…

 

– Я очень ценю такое вот прямое общение с обычными людьми, которые и являются настоящей элитой страны, – подвел итоги поездки Александр Дмитриевич. – Не ожидал никаких позитивных впечатлений от глубоко депрессивного района. Но то, что услышал от людей и лично увидел – это уже просто за гранью добра и зла.  Да, конечно, наша фракция КПРФ в Ивановской областной Думе рассмотрит возможность помочь залатать дыры в местном Доме культуры. Однако здесь требуется ежедневная работа местной власти и депутатов. К сожалению, они – весьма редкие гости в этой деревне, практически входящий в состав Южи.

Да и весь Южский район – сплошная зона бедствия и неблагополучия. Невнимание к обычному человеку и его нуждам доходит до абсурда – взять хотя бы страшные истории про местную медицину. Но… Будем работать, привлекать внимание к местным бедам.

Елена Мишина

Поделиться: