Меню Закрыть

Д.Н. Воронёнков: После погромов Тохтамыша и Наполеона это третья по масштабам культурная катастрофа в истории Москвы

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2015-02-18 12:03.

18 февраля на пленарном заседании Госдумы от фракции КПРФ выступил депутат Д.Н. Воронёнков. Публикуем текст его выступления.

 

 

Воронёнков
Денис
Николаевич

– В преддверии Дня Защитника Отечества хотел бы сказать, что это  один из немногих наших государственных праздников, который пережил и падение установившей его без малого сто лет назад Советской власти и распад самого государства.

Страна стала другой, а вот праздник остался прежним. И на вопрос «почему?», очень легко ответить – потому что праздник этот патриотический, а значит – всенародный. Таким остался ещё только День Победы – связанный с теми же общенациональными патриотическими переживаниями. Наш народ всегда уважал и ценил тех, кто охраняет независимость и целостность государства, кто готов отдать свою жизнь для того, чтобы сохранить чужие.

Я сам воспитанник суворовского училища и благодарен тем, кто воспитал меня на незыблемом принципе любви к отечеству, принципе патриотизма.

«Патриот это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ», писал Николай Чернышевский. Вот о патриотизме я и хотел бы сегодня сказать.

Но не о том, пафосном и неумном ура-патриотизме, который вовсю ругал Лев Толстой. Не о том, который  по широко известным словам Самюэля Джонсона является «последним прибежищем негодяя». Не о том, который  легко и безответственно проявляется при каждом удобном случае публичным пением осанны власти.

Мне больше по душе то глубокое внутреннее чувство, которое заставило русского генерала Деникина отказаться от сотрудничества с фашистами, которое двигало Мамонтовым, Морозовым и Третьяковым.

Я хочу говорить о нравственном и политическом  принципе, о социальном чувстве патриотизма, содержанием которого является деятельная любовь к Отечеству.  И готовность подчинять его интересам свои частные интересы. Знаете, русский оружейник Калашников как-то сказал: «Это фашисты виноваты, что я стал делать автомат». Сам он куда охотнее делал бы трактора, но автоматы были в то время стране нужнее.

Патриарх Алексий Второй говорил в одном из интервью: «Патриотизм это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны». Оно не рождается на пустом месте, не возникает в результате законотворческих инициатив или указов президента. Это чувство воспитывается с самого начала жизни человека – в семье, в школе. Воспитывается на книгах и примерах окружающих, на поступках близких и традициях великой русской культуры.

Но рано или поздно воспитание со стороны родителей и школы становится тягостным для подростка, взрослые утрачивают свой авторитет, и их место занимает внешняя среда. А любая среда имеет воспитательный характер, в том числе и криминальная, к сожалению. И эмоциональный вакуум заполняется шлаком. А место подлинного, деятельного патриотизма в душе молодого человека занимает, агрессивный спортивный фанатизм, или, что гораздо хуже, преданность интересам определённых групп и группировок, часто криминальных.

Противостоять этому может только развитие с раннего детства морального мышления. Проще говоря, развитие у человека чёткого понимания того, что такое хорошо, и что такое плохо. Воспитательная система, выстроенная  на искусственном фундаменте лжи, рано или поздно рушится. И молодому человеку непросто бывает отыскать новую точку опоры.

Именно это пришлось пережить моему поколению, я знаю, о чём говорю, и когда сегодня понятие патриотизма путают с материальной выгодой, когда говорят одно, думают другое, а делают третье, мне становится жаль наших детей – не дай им Бог пережить то крушение ценностей, которое пришлось пережить нам.

Правда и искренность окружающих, не только семья и школа, но и вся государственная система, построенная не на лжи  –  вот что позволяет сформировать по-настоящему моральное мышление, воспитать патриота, любящего свою родину такой, какая она есть, а не такой, какой её нарисовали в СМИ. Любить и стараться сделать её лучше, учиться и работать на её благо.

Воспитание всегда идёт рука об руку с образованием. Воспитание молодого человека патриотом вовсе не означает запрета на изучение иностранных языков, чтение  литературы, просмотра фильмов, обучения за рубежом. Великий русский  учёный Пётр Капица долгие годы жил и работал в Лондоне – не становясь от этого менее патриотичным. Как и его рождённый в Кембридже сын – один из крупнейших русских физиков.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности. Это особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Это стремление защищать интересы Родины и своего народа, но оно вовсе не предполагает унижения и уничтожения всего, что только показалось тебе чужим, а следовательно вредным. Не предполагает диких выходок по украинскому принципу «кто не скачет – тот москаль».

Русский философ Соловьёв утверждал: «Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель». Подлинный патриот всегда уважает интересы не только своего, но и других народов, других государств. И это уважение к себе и окружающим, чувство собственного достоинства также необходимо воспитывать в юношестве – сегодня его остро не хватает.

Заканчивается общественное обсуждение «Стратегии воспитания молодёжи до 2025 года», подготовленной по поручению Министерства образования. Над проектом работает группа из 85 человек, пытающаяся объять необъятное и соединить несоединимое. Возникающий в результате обобщения предложений образ будущего иногда пугает: религиозная этика, платки в школах, сокращение изучения иностранных языков, изъятие некоторых «вредных» книг. Коллеги! Это всё не будущее, это далёкое и дикое прошлое!

Всякая государственная стратегия должна основываться на неких понятных ценностях, которые рождаются внутри нации, а не насаждаются искусственно, какими бы правильными они ни были, ценностей, которые  искренне разделяют все граждане. Патриотизм – одна из таких ценностей, которая принята практически всеми, но создать «конвейер патриотического воспитания», с которого сходят примерные граждане и патриоты невозможно, хоть сто стратегий напиши. Давайте будем материалистами: сегодня куда важнее помогать молодым семьям, чем тратить средства на сочинение и внедрение в жизнь фантастической универсальной инструкции по воспитанию «правильных граждан».

Самое важное для патриотического воспитания молодёжи это, пример перед глазами. Положительный  пример отца и матери, пример чиновника, радеющего о благе народа, а не о собственном кармане. Пример не берущего взяток  полицейского и праведного судьи. Пример отважного воина, профессионального врача и учителя, учёного и деятеля культуры. Пример бизнесмена, не выводящего капитал в офшоры.

А вот пример отрицательный, о котором хочется сказать. Пожар в Институте научной информации по общественным наукам (далее – ИНИОН).

В истории нашей столицы катастрофа подобного масштаба происходит, кажется, в третий раз. В 1382 году хан Тохтамыш, захватив Москву, не только безжалостно уничтожил большую часть её населения, но и сжёг огромное количество старых церковных книг.

Второй раз, во время пожара 1812 года, мы лишились библиотеки выдающегося собирателя древнерусских письменных памятников  Алексея Мусина-Пушкина, включая рукопись «Слова о полку Игореве», Троицкую летопись, по которой писал свою историю Николай Карамзин, и личный архив первого отечественного историка Василия Татищева.

Пожар в ИНИОНе рискует стать третьим в этом ряду за последние шесть столетий. Искать причину пожара – дело специалистов. Но…

ИНИОН, оказывается, как Александрийская библиотека, горел два раза: в первый, как признался его директор Юрий Пивоваров, в 1997 году, всё удалось потушить «своими силами». Потушили, но надлежащих выводов не сделали, надлежащих мер не приняли.

На вопрос, была ли оцифрована библиотека ИНИОН, Пивоваров ответил: «Почти нет. Потому что на это не выделялись деньги». Каждый год в библиотеке оцифровывалось около 1 тысячи  книг. Общий фонд Фундаментальной библиотеки ИНИОН составляет 14,7 млн. экземпляров книг. Такими темпами оцифровка могла идти ещё тысячу лет! Потери, по оценкам экспертов, составляют 5,42 млн. экземпляров треть книжного фонда. Но деньги выделялись, и немалые! Не хватало – надо было ставить вопрос перед Минобрнауки об увеличении финансирования. Думается, дело не в этом.

Если бы в ИНИОНе всерьёз озаботились проблемой, то к сегодняшнему дню могли бы оцифровать уже четверть своего книжного фонда. И тогда последствия этого пожара были бы минимальны. Отговорки, что мало выделялось средств – это всего лишь отговорки. Хотелось бы понять, как эти средства использовались, всегда ли по назначению. Только ли следствием безответственности стали эти потери, или имели место злоупотребления и растрата выделенных средств. И я прошу считать мои слова официальным обращением в Следственный комитет и Генеральную прокуратуру. Наша фракция требует расследования не только причин пожара, но и причин столь неадекватных потерь национального культурного достояния России!

Поделиться: