Прочитай и передай всем родным и знакомым
В 2017 году в школах России на уроках физкультуры и на других занятиях умерло 211 детей с ослабленным здоровьем. Это в два раза больше официальных показателей в развитых странах. Несколько примеров: 13-летний мальчик упал во время подтягивания на турнике и умер до приезда «скорой», у 11-летней школьницы остановилось сердце после бега на физкультуре, 15-летний подросток скончался после игры в баскетбол… Однако на государственном уровне до сих пор не делается практически ничего, чтобы попытаться предотвратить гибель детей.
По данным Центра синкопальных состояний (обмороков, кратковременных внезапных потерь сознания) и сердечных аритмий у детей и подростков частота подобных случаев в год составляет 1,4 смерти на 100 тысяч учеников, большая часть из которых происходит в возрасте 15–18 (47%) и 10–14 (44%) лет. Чаще всего смерть происходит из-за нарушения сердечного ритма и остановки сердца. Все погибшие дети были признаны здоровыми и допущены до занятий физкультурой. Бывали случаи остановки сердца и у здоровых школьников. Дети и подростки более подвержены смерти от «сотрясения сердца», когда во время спортивных занятий, игр или драк происходит удар в грудную клетку, в уязвимую фазу ритма сердца. В результате наступает мгновенная гибель ребенка. Печально, но от внезапной смерти не застрахован ни один школьник.
Ситуация усугубляется тем, что большинство врачей в наших поликлиниках не умеют расшифровывать обычную электрокардиограмму, понятия не имеют, как определять по ней ряд заболеваний, которые могут вызвать остановку сердца у школьников. Во многих случаях после внезапной смерти ребенка, исследования показали, что болезнь была видна на электрокардиограмме, но ребенка признали здоровым и он занимался физкультурой. В нашей стране до сих пор очень мало внимания уделяется проблеме внезапной смерти детей и подростков, в том числе и при подготовке врачей. Поэтому в первую очередь заботиться о здоровье школьника необходимо его родителям.
Шансов спасти детей с остановкой сердца практически нет, так как огромную роль играет фактор времени. Если в течение 5–8 минут после остановки сердца не начать сердечно-легочную реанимацию, больной погибает. Дефибрилляция, выполненная в течение 3–5 минут, обеспечивает выживаемость в 49–79% случаях, каждая минута промедления уменьшает вероятность выживания на 10–15%. Таким образом, даже приезд «скорой медицинской помощи» после 10 минут после остановки сердца делает вероятность спасения жизни школьника минимальной.
Гибель детей от сердечных приступов не случайна. В связи с повсеместной автомобилизацией и стихийной оккупацией каждого двора многоквартирного дома автомобилями экологически чистых безопасных мест в городах для детского отдыха практически не остается. По данным американских и английских ученых медиков 60-90% детей уже имеют в сердечных артериях и аорте первоначальные склеротические изменения. Они ведут к уплотнению тканей, вызванному различными заболеваниями, например, воспалительным процессом. У каждого десятого подростка эти изменения уже развиты и в последующие годы число уплотнений растет, опасно увеличивается склерофикация, вызывающая закупорку сосудов.
Особенно опасно стихийный процесс повсеместной автомобилизации развивается в России. Необходимых мест для их парковки не обустроено, и владельцы частных автомобилей заполоняют ими все свободные места во дворах, в том числе и газоны. Автомобили непосредственно паркуются вблизи детских спортивных и других площадок для отдыха детей.
В выхлопных газах автомобилей содержатся десятки различных токсичных и канцерогенных веществ, очень опасных для здоровья человека: оксиды азота, бензпирен, антрацен и другие. Длительное вдыхание выхлопных газов автомобилей вызывает сильное ослабление организма — иммунодефицит. Выхлопные газы вызывают бронхит, гайморит, бронхопневмонию, рак лёгкого, атеросклероз сосудов головного мозга и различные заболевания сердечнососудистой и нервной системы. Отмечены случаи отравления выхлопными газами в квартирах домов, находящихся вблизи автостоянок. Дети, к тому же, в 100 раз более восприимчивы к ним по сравнению с взрослыми. Автомобиль стал главным загрязнителем городской среды, а, следовательно, и наиболее опасным фактором в возникновении самых различных заболеваний, в том числе сердечнососудистых, от которых ныне умирает 60% населения.
Невозможность безопасной парковки большинства частных автомобилей усугубляется антиэкологической организацией детского отдыха в городе Иванове. Мы многократно писали, что перенос детской площадки отдыха из экологически чистого, тихого места на границу парка имени Степанова, непосредственно примыкающую к автотрассе и массовой парковке автомобилей, наносит ущерб для здоровья детей. Реакция была прямо противоположной разумному решению данной проблемы: рядом разместили вблизи автотрассы ещё и спортивную детскую площадку. Детскую спортивную площадку для катания на коньках разместили близ проезжей части проспекта Ленина (у площади Пушкина). Подобных примеров по городу Иваново можно привести добрый десяток.
Апогеем подобной безответственной организации детского отдыха является ныне городской парк. 80% его территории заасфальтировали ради организации платных развлечений на грязном асфальте: в жаркие дни асфальт буквально дышит, выделяя токсические вещества, вызывающие рак и другие тяжелые заболевания. Все сделано ради прибыли и извлечения из детского отдыха дополнительных грошей: электро- и веломобили предоставляются детям за 100 рублей за каждые 5 минут катания. Другие виды развлечений для детей («колокольчик» «солнышко», «батут»…) – за 70 рублей (для взрослых за 100 рублей) за каждые 5 минут.
От бывшего удобного для детского отдыха в парке остались лишь отдельно стоящие деревья и два жалких цветника. Это уже не парк, а заурядная дорогая спортивная площадка, недоступная большинству малообеспеченных жителей города Иванова.
Проблема с детским отдыхом в данном «парке» легко решаема. Достаточно, чтобы каждый родитель, озаботившись здоровьем своего ребёнка, водил его отдыхать в более экологически благоприятнее места. За 100 рублей (стоимость 5-минутного катания на авто- или веломобиле) можно превосходно отдохнуть в городских парках на берегах рек Уводи, Талки, Харинки, либо выехать за город на лоно природы, или на свою фазенду в коллективном саду.
Резкое сокращение посещения данного «парка», а также площадки детского отдыха в парке Степанова, заставит предпринять работников этих парков какие-то реальные меры для организации безопасного экологически чистого отдыха для детей.
Родители должны, наконец, осознать, что прогуливаться с детскими колясками по улицам города с интенсивным автодвижением опасно для их младенцев. Очевиден и огромный вред для здоровья детей (а также и для взрослых) катание на велосипедах по улицам города. Администрации города следует призадуматься над необходимостью прокладки экологически чистых велодорожек и пешеходных троп по экологически чистым территориям города и пригородной местности.
В каждом городском микрорайоне необходимо самые чистые места отвести под детские площадки отдыха и не разрешать парковать автомобили ближе, чем за 50 метров от них.
М. Шилов,
кандидат биологических наук,
почетный член Ивановского областного краеведческого общества