Меню Закрыть

ОСОБОЕ МНЕНИЕ ЧЛЕНА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА ИВАНОВА С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО ГОЛОСА Е.Н. ПАНЮШКИНОЙ

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

члена Избирательной комиссии города Иванова

с правом решающего голоса Е.Н.Панюшкиной

к Итоговым протоколам окружной избирательной комиссии

о результатах выборов на Дополнительных выборах

депутатов Ивановской городской Думы шестого созыва

по одномандатным избирательным округам № 4 и № 11

города Иванова 8 сентября 2019 года.

 

Избирательная комиссия города Иванова 9 сентября 2019 года признала дополнительные выборы депутатов Ивановской городской Думы шестого созыва состоявшимися и действительными.

Пункт 3 статьи 69 Федерального закона 67-ФЗ от 10 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в дальнейшем Федеральный Закон) обязывает меня поставить свою подпись в Протоколе Избирательной комиссии города Иванова о результатах дополнительных выборов депутатов Ивановской городской Думы шестого созыва, к которому прилагаются Сводные таблицы окружных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам № 4 и № 11. В силу п. 4 ст. 69 Федерального закона член Избирательной комиссии, несогласный с Протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к Протоколу своё особое мнение, о чём в Протоколе делается соответствующая запись. Моё несогласие с Протоколом и приложенной к нему Сводной таблицей выражается в том, что зафиксированные в арифметическом виде сведения на выборах депутатов Ивановской городской Думы шестого созыва в июне–сентябре 2019 года получены, в том числе и за счёт нарушения принципа свободных выборов.

 

Подготовка и проведение дополнительных выборов депутатов Ивановской городской Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам № 4 и № 11 8 сентября 2019 года выявили ряд нарушений избирательного законодательства в работе Избирательной комиссии города Иванова и ряда участковых избирательных комиссий.

 

  1. В нарушение ст. 24 Закона Ивановской области о муниципальных выборах (ОЗ-130) Избирательной комиссией города Иванова не было обеспечено надлежащее информационное обеспечение дополнительных выборов в Ивановскую городскую Думу шестого созыва 8 сентября 2019 года. Плакаты, выпущенные форматами А4 и А3, размещались внутри помещений для голосования, а не в специально отведённых местах, чтобы их могли видеть избиратели. В результате многие избиратели не знали о том, что на избирательных округах № 4 и № 11 проводятся муниципальные выборы. Таким образом, от участия в голосовании были искусственно отсечены многие жители этих избирательных округов.

 

  1. Организация досрочного голосования была проведена с нарушением сроков голосования, оговоренных ФЗ-67 и даже ОЗ-130, который противоречит основному закону в этом пункте. В п.2 ст.65 Федерального закона указано, что досрочное голосование не ранее, чем за 10 дней до дня голосования проводится в ТИК с составлением реестра дополнительного голосования. За 3 дня до дня голосования досрочное голосование проводится в УИК с записью о выдаче бюллетеней в книге со списком избирателей. В п.1 ст.41 ОЗ-130 сказано, что «досрочное голосование проводится <…> не ранее, чем за 10 дней до дня голосования». Тем не менее, Избирательная комиссия города Иванова 20 августа 2019 г. приняла решение о начале голосования в «период с 28 августа по 7 сентября 2019 года» «в рабочие дни с 16.00 часов до 20.00 часов, в субботу и воскресенье – с 10.00 часов до 14.00 часов». Таким образом, длительность досрочного голосования, объявленная Избирательной комиссией города Иванова, составляет 11 дней.

 

  1. Во время проведения избирательной кампании допускались грубые нарушения закона со стороны кандидатов, выдвинутых правящей партией «Единая Россия», и главы города Иванова В.Н.Шарыпова.

3.1. Предвыборной агитацией является деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата… (п.2.6 ст.26 ОЗ-130). Под предлогом подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному году полным ходом использовался сетевой ресурс портал Иваново.рф для продвижения кандидатов Н.В.Климиной и Б.А.Шаляпина с участием должностных лиц Администрации города Иванова – мэра В.Н.Шарыпова.

По факту создания положительного образа кандидатов от партии власти «Единая Россия» с участием главы города Иванова В.Н.Шарыпова (нарушение п. 9.2 ст. 26 ОЗ-130) на портале Иваново.рф без оплаты со специальных избирательных счётов кандидатов (нарушение п. 6 ст.26 ОЗ-130) член Избирательной комиссии города Иванова с правом решающего голоса обратилась с заявлением с просьбой отреагировать на данное нарушение. Избирательная комиссия города Иванова на своём заседании это заявление не рассматривала, рабочую группу не собирала, заявителю был предоставлен формальный ответ о том, что портал Иваново.рф не является средством массовой информации, поскольку таковым не зарегистрирован. Но п. 4.4 ст. 26 ОЗ-130 однозначно говорит, что предвыборная агитация может проводиться «иными не запрещёнными законом методами».

3.2. На одномандатном избирательном округе № 11 в ход был пущен административный ресурс в виде массового асфальтирования тротуаров и пешеходных дорожек на всём округе, ремонта дорог. Особое внимание уделялось приведению внешнего вида школы № 41, где директором является кандидат от партии «Единая Россия», в надлежащий вид. Все заслуги по благоустройству микрорайона приписывались кандидату от партии власти. Об этом говорилось на встречах с избирателями, на это работала вся пропагандистская машина.

Кандидат Н.В.Климина неоднократно использовала преимущества своего должностного положения в период агитации. Она мобилизовала своих подчинённых на поквартирный обход избирателей на своём округе. В результате вечером 8 сентября, за полчаса до окончания голосования на избирательные участки, размещённые в школе № 41, массово пришли отцы со своими детьми дошкольного возраста, видимо, это был последний бросок, а оставить детей было не с кем – мамы занимались агитацией.

8 сентября в 8 ч. 56 мин. на своей страничке в социальной сети «Одноклассники» Н.В.Климина в нарушение закона разместила агитационный материал с призывом голосовать за неё.

В день тишины и непосредственно накануне 8 сентября в окрестностях Меланжевого комбината на расстоянии менее 50 метров от УИК № 137 и № 138 были расклеены плакаты с призывом голосовать за Н.В.Климину вместе с клеветническими плакатами о КПРФ.

3.3. Кандидат от «Единой России» Б.А.Шаляпин организовал голосование по принуждению временно зарегистрированных курсантов Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (порядка 500 человек) (нарушение п. 1 ст.3 ОЗ-130).

 

  1. В день выборов на УИК № 28 поступило две жалобы на неправильное оформление Реестра заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.

В Реестре на 6 листах не были проставлены дата и время приёма заявлений и сведения о лицах, передавших заявления. На основании Реестра были составлены выписки для членов комиссии № 28 для проведения голосования вне помещения, содержавшие только фамилии, имена и отчества избирателей.

Один комплект копий выписок из реестра был выдан представителю кандидата от КПРФ. Первая выписка содержит 9 фамилий, вторая – 8 фамилий, третья – 9 фамилий, всего – 27 фамилий.

Второй комплект копий выписок из реестра на двух листах – представителю кандидата от другой партии. Эти выписки были оформлены также с нарушениями. С первой выносной урной была отправлена выписка из реестра с фамилиями 14 избирателей. Реестр не закрыт, не проставлены подписи, нет печатей. Со второй урной отправлен реестр с фамилиями 13 избирателей, так же не закрыт, отсутствуют подписи. В обеих выписках проставлены отметки напротив некоторых фамилий избирателей.

По этим выпискам были выданы бюллетени, которые в трёх выносных урнах вернулись на УИК и впоследствии были смешаны с другими бюллетенями, находящимися в стационарных урнах для голосования. В итоговом протоколе УИК № 28 в строке 5 и 7 стоит отметка 26. В строке 9 – стоит цифра 6.

После того, как членами комиссии № 28 с правом совещательного голоса от кандидатов от КПРФ и другой политической партии были поданы жалобы, в Реестр были внесены поправки, что подтверждается решениями комиссии под номерами 1, 2, 3 от 8 сентября 2019 г., подписанными председателем и секретарём комиссии № 28. Это никак не отменяет того факта, что голосование вне помещения было проведено с нарушением пп. 3, 7 ст.42, а бюллетени, извлечённые из переносных ящиков, были признаны действительными.

По этому факту в Избирательную комиссию города Иваново поступило заявление от представителя кандидата от КПРФ по одномандатному округу № 4 с правом совещательного голоса в Избирательной комиссии города Иванова. Во время беседы с ним заместитель председателя Избирательной комиссии города Иванова А.Э.Корнилов использовал психологическое давление, торопил и тем самым сбивал с толку, добиваясь уступок по жалобе, либо её отмены. Фактически, он устроил торг в целях принятия решения, выгодного кандидату Б.А.Шаляпину. В такой нервозной обстановке он отвлёк внимание от нарушения на участке № 28, которое заключалось в том, что бюллетени, извлечённые из трёх переносных ящиков в УИК № 28, не были погашены как не подлежащие подсчёту. Таким образом Избирательной комиссией города Иванова не было принято мотивированного решения по существу вопроса, а заместитель председателя всячески уклонялся от принятия мотивированного решения. Ответ представителю КПРФ поступил на его электронный адрес из Территориальной избирательной комиссии Ленинского района за подписью И.Д.Тарасовой через три часа после подачи жалобы. На бумажном носителе ответа не было предоставлено. Ответ основан на формальном подходе к существу дела.

 

  1. От представителя кандидата от КПРФ по избирательному округу № 4 поступила вторая жалоба, содержащая информацию о том, что на избирательном участке № 38 были предприняты действия по принуждению к голосованию с использованием административного ресурса кандидатом от партии «Единая Россия» Б.А.Шаляпиным (нарушение п. 1 ст.3 ОЗ-130). На данном участке в список избирателей включены курсанты Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России с временной пропиской. В день голосования некоторые из них рассказали представителю кандидата от КПРФ, что голосуют по принуждению за своего преподавателя Б.А.Шаляпина. На вопрос присутствующего у входа в УИК наблюдателя о том, что таким поведением курсант продаёт Родину, он ответил: «Зачётка дороже». На избирательный участок курсанты прибывали в штатской одежде организованными колоннами по 20–30 человек с одинаковыми бланками временной прописки в руках. Сам кандидат в течение всего дня приезжал на избирательный участок, довольно долгое время находился там в непосредственной близости от кабинок для голосования, в поле зрения прибывающих курсантов, осуществляя таким образом контроль за ними. Председатель УИК № 28 называла учащихся «мои курсантики» и распределяла их потоки для получения бюллетеней (подтвержается видео, выложенным на «Телеграмм-канале»).

В это время на избирательном участке № 38 присутствовал заместитель председателя Избирательной комиссии города Иваново, который не предпринял никаких действий для пресечения организованного голосования (нарушение п.5.1 ст.3 ОЗ-130). В приватной беседе при свидетелях он сделал замечание о том, что в данном учебном заведении бланки временной прописки учащихся хранятся в сейфе, в администрации академии, и выдаются на руки курсантам во время выборов.

Факт организации голосования по принуждению в пользу кандидата от партии власти подтверждается:

а) сведениями о количестве избирателей, голосующих в течение дня. При средней явке в 10,30% по итогам на 18:00 на УИК № 38 явка составила 38,68%;

б) сравнением результатов подсчёта голосов на одномандатном избирательном округе № 4. На большинстве избирательных участков этого округа с большим отрывом лидирует кандидат от КПРФ Е.А.Карпов: это УИК №№ 28, 39, 40, 42, 43, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 777. Немного уступает кандидату от «Единой России» Б.А.Шаляпину на УИК № 27 (8 голосов) и УИК № 41 – (24 голоса). И только на УИК № 38, где вовсю использовался административный ресурс «Единой России», разрыв по итогам голосования составляет 477 голоса, то есть более чем в 5 раз, чем у кандидата от КПРФ Е.А.Карпова. Если из суммы голосов, поданных за Е.А.Карпова и Б.А.Шаляпина вычесть голоса, поданные на УИК № 38, то получатся соответственно цифры в соотношении 757:479, то есть по итогам дополнительных выборов в Ивановскую городскую Думу шестого созыва победителем должен быть признан Е.А.Карпов.

в) видеозаписью процесса голосования на УИК № 38, выложенной в «Телеграмм-канале».

Нарушения, допущенные кандидатом на дополнительных выборах в Ивановскую городскую Думу шестого созыва по одномандатному округу № 4 от «Единой России» Б.А.Шаляпиным и председателем УИК № 38, бездействие заместителя председателя Избирательной комиссии города Иванова А.Э.Корнилова повлияли на итоги голосования на избирательном округе № 4 в пользу Б.А.Шаляпина.

 

  1. На обращение представителя кандидата от КПРФ, поступившее в Избирательную комиссию города Иванова 8 сентября 2019 г. в 22:00, дан ответ из Территориальной комиссии Ленинского района в электронном виде за подписью председателя комиссии И.Д.Тарасовой в 00.55 9 сентября. В своём ответе И.Д.Тарасова ссылается на отсутствие в жалобе доводов о встрече кандидата Б.А.Шаляпина с курсантами в предвыборный период. Но режимный статус данного объекта препятствует проникновению на него представителям от других кандидатов как посторонним лицам с проверкой данной возможности.

Организовать же такое большое количество голосующих курсантов с учётом каникулярного времени без массовой встречи с ними в помещениях учебного заведения не представляется возможным.

Кроме того, в ответе указано, что обращение не содержит «конкретной информации о возможных нарушениях избирательного законодательства в части осуществления голосования под принуждением». Вышестоящая комиссия демонстрирует формальный подход к обращениям в день голосования, когда соблюдение всех формальностей невозможно в принципе, так как сбор конкретной информации требует времени и определённых полномочий, а нарушение необходимо пресекать своевременно.

 

  1. 21 июня 2019 года Избирательная комиссия города Иванова приняла Постановление № 1 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по дополнительным выборам депутатов Ивановской городской Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам № 4 и № 11 города Иванова на Избирательную комиссию города Иванова» на период проведения муниципальных выборов 8 сентября 2019 года. В данном Постановлении сказано: «п. 3. При документообороте окружных избирательных комиссий использовать бланки Избирательной комиссии города Иванова.

П. 4. Для заверения документов окружных избирательных комиссий по дополнительным выборам депутатов Ивановской городской Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам № 4 и № 11 города Иванова использовать печать Избирательной комиссии города Иванова». Таким образом, в это время Избирательная комиссия Ленинского района города Иванова не могла функционировать как юридическое лицо и, соответственно, её председатель И.Д.Тарасова не имела права подписывать ответы на жалобы члена вышестоящей комиссии с правом совещательного голоса.

Избирательной комиссией города Иванова не были организованы заседания для рассмотрения обращений представителя от КПРФ, члена данной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, рабочая группа по этим заявлениям не собиралась. Все решения принимались ответственными членами комиссии, которые в своей деятельности руководствовались интересами партии власти.

 

  1. Руководящим составом Избирательной комиссии города Иванова 6 сентября 2019 года без участия членов данной избирательной комиссии с правом решающего голоса было принято решение о проведении 8 сентября в помещении Территориальной избирательной комиссии города Иванова по адресу ул.Суворова, д.44 приёмки документов участковых избирательных комиссий одномандатного избирательного округа № 4, введении данных в ГАС «Выборы» и подведении итогов голосования. В этом процессе кроме заявленных на дежурство ответственных представителей территориальной избирательной комиссии участвовали другие члены Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Иванова и два представителя Избирательной комиссии города Иванова с правом решающего голоса.

О деятельности комиссии на выборах 8 сентября 2019 года не был извещён ни в устной, ни в письменной форме член комиссии с правом решающего голоса от КПРФ, и к работе комиссии он не приглашался, о чём он сообщил в своём обращении в ТИК Ленинского района города Иванова и в Областную избирательную комиссию в соответствии с п.10 ст. 28; пп. 23.б, в, г, е ст. 29. Таким образом, были ущемлены его право на участие в деятельности Территориальной избирательной комиссии Ленинского района и на получение вознаграждения за эту деятельность. Впоследствии в деятельности комиссии он принял участие в явочном порядке. О работе комиссии член Территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса от КПРФ был официально извещён И.Д.Тарасовой лишь во второй половине дня 8 сентября по поручению Избирательной комиссии города Иванова.

 

  1. Избирательная комиссия города Иванова самоустранилась от контроля за соблюдением закона о выборах, оставив за собой функцию сборщика-фиксатора жалоб и поиска путей, помогающих уйти от решения проблем, возникающих в сфере выборов. Ограничиваясь формальными требованиями заявителя жалобы, не вполне юридически грамотного, оставляет без внимания нарушения выборного законодательства в участковых избирательных комиссиях.

 

  1. В то же время в Сводных таблицах окружной избирательной комиссии о результатах выборов на дополнительных выборах депутатов Ивановской городской Думы отсутствует строка, отражающая количество поданных жалоб и заявлений в участковые избирательные комиссии, что искажает ход голосования, подсчёта голосов и подведения итогов голосования.

Общая тенденция к сокрытию от обнародования фактов подачи жалоб в избирательных комиссиях позволяет Э.А.Панфиловой делать необоснованные заявления в прессе и на телевидении об отсутствии жалоб во время проведения выборов разных уровней.

 

  1. На мои вопросы к Председателю Избирательной комиссии города Иванова А.С.Малову, почему для рассмотрения моих обращений и обращений представителя кандидата в депутаты от КПРФ не собиралась рабочая группа, он отвечал, что он не посчитал нужным её собирать.

 

На основании вышеизложенного я считаю, что:

  1. Действия кандидатов от партии «Единая Россия» Б.А.Шаляпина и Н.В.Климиной, председателя участковой избирательной комиссии № 38 и заместителя председателя Избирательной комиссии города Иванова нарушили избирательные права граждан.
  2. На избирательном участке № 38 путём организации принудительного голосования было осуществлено вмешательство в ход голосования с целью повлиять на результаты выборов в пользу кандидата от партии «Единая Россия» Б.А.Шаляпина.
  3. Председатель Избирательной комиссии города Иванова превысил свои полномочия, нарушая принцип коллегиальности в принятии решений Избирательной комиссии города Иванова.
  4. Несмотря на широко декларируемую нейтральность ответственных членов Избирательной комиссии города Иванова, их действия и бездействие способствовали победе на дополнительных выборах в Ивановскую городскую Думу шестого созыва по одномандатным округам № 4 и № 11 кандидатов, выдвинутых партией «Единая Россия», что является явной защитой интересов правящего класса.

 

Это явилось основанием для моего несогласия с решениями Избирательной комиссии города Иванова признать избранными депутатами Ивановской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 Шаляпина Бориса Анатольевича, а по одномандатному избирательному округу № 11 Климину Наталью Викторовну.

 

10.09.2019

Член Избирательной комиссии города Иванова

с правом решающего голоса

Е.Н.Панюшкина

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.