Меню Закрыть

НАВЯЗАННЫЕ ГЛАВЫ ОСТАЮТСЯ: ПЛОХОНЬКИЕ, НО СВОИ…

Очередное заседание Ивановской областной Думы 27 февраля  получилось аншлаговым – ни единого свободного места в довольно просторном зале заседания! Конечно же, все ждали обсуждения внесенных депутатом фракции КПРФ в Ивановской областной Думе Дмитрием  Саломатиным проектов – о возможности прямого избрания глав городских округов и муниципальных районов и об отмене для депутатов законодательных и представительных органов государственной власти на постоянной основе, то есть с зарплатой, возможности доплаты к страховой пенсии. Самые что ни есть актуальные вопросы, которые обсуждаются с простыми людьми на каждой встрече.

Главное – штанги и спорт!

 Но сначала было анонсировано выступление депутата Госдумы Юрия Смирнова. Что сказать? Смешно… Во-первых, в выступлении Юрия Валентиновича постоянно сквозила обида за это – например, в части про замороженные спортивные объекты «как я ушел – все застопорилось». Собственно, этим второстепенным досуговым объектам и небывалым успехам по их размораживанию и была посвящена большая часть выступления. Да, очень удобно отвлекать внимание от  действительно насущных проблем региона темой спорта – немыслимые Дворцы его игровых видов; платные бассейны, куда, по мнению депутата, будут скопом ходить местные пенсионеры; футбольные поля с подогревом и суперстадионы, куда, правда, как показала практика, не пускают мальчишек, они так и гниют под снегом и дождем в ожидании высоких олимпиад. А что реально сделал депутат? Занимался якобы по наказам избирателей, проблемой пробок на трассах и газификацией 2-3 населенных пунктов. Особо рассмешил абзац о его достижениях в Заволжске. Он приложил там все силы – нет, вовсе не для того, чтобы остановить там мусорно-химическую агрессию против населения. Вы не поверите, но депутат доблестно решил там задачу… нехватки двух детских и трех мужских штанг!

В рамках вопроса-ответов руководитель фракции КПРФ в Ивановской областной Думе А.Д.Бойков поинтересовался: знаком ли Смирнов с 15-ю поправками от КПРФ в Конституцию и готов ли поддержать их? На что он ответил(!): с поправками ещё не знаком, информировав попутно о своих хороших отношениях с Геннадием Андреевичем Зюгановым и каким-то Коломойским…

Воспользовавшись случаем, Дмитрий Саломатин задал вопрос: как  экс-сенатор относится к двум его инициативам?Но внятные ответы так и не были получены, лишь: «Вопрос требует изучения», «Я обдумываю это решение».

Губернатора и президента выбираем, а глав районов- нет

-Поскольку федеральное законодательство предоставляет гражданам право выбора, в том числе и относительно способа избрания глав своих муниципий, такие внесения изменений не должны блокироваться на областном уровне, — отметил Дмитрий Саломатинв своем докладе по теме возврата прямых выборов. –Предлагаемые изменения назрели уже давно, о чем говорят люди на приемах. Президент вернул возможность прямых выборов губернаторов. И было бы логичным упростить и процедуру выборов глав районов, городов, убрав порочный муниципальный фильтр. В целях предварительного обсуждения мой проект был направлен в 17 дум городских округов и Советов муниципальных образований. Характерно, что советы муниципалитетов, получившие проект первыми, до вмешательства партийного и областного руководства, полностью или частично поддержали предложения. А остальные ответили несогласием, причем, как под копирку, приводя не выдерживающие никакой критики аргументы типа «выборы глав повлекут дополнительные расходы» и «процедура конкурса позволяет выделить наиболее достойного». Но если мы будем проводить эти выборы в единый день голосования, то о каких дополнительных тратах может идти речь? А насчет наиболее достойного – кого вы хотите обмануть?

История вопроса

«На заседании регионального парламента окончательно принят закон, изменяющий принципы организации местного самоуправления в Ивановской области. В частности, в нем говорится, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципалитета из своего состава и исполняет полномочия его председателя.  Изменения в федеральный закон об общих принципах местного самоуправления были внесены в этом году. Приводя региональное законодательство в соответствие с этими изменениями, областные власти решили сохранить и закрепить систему, сложившуюся в регионе в 2010 году – с главами муниципалитетов, избираемыми советами из числа депутатов, и сити-менеджерами, назначаемыми по конкурсу» — как всегда цветисто и захлебываясь от восторга информирует  ивановцев в пресс-релизе 2014  года Ивановская областная Дума.

Однако  социологический опрос, проведенный уже  в конце  этого же 2013 года агентством «Имидж-Фактор», показал, что больше половины жителей Ивановской области (58,5%) высказались за возвращение прямых выборов мэров, «против» высказались лишь 10,1% опрошенных. В исследовании приняли участие 1 500 человек

-Отмена прямых выборов мэров нарушает Европейскую хартию о местном самоуправлении, которую подписала Россия – выразил свое мнение в этом же году  руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.- Практика применения законодательных актов о местном самоуправлении (МСУ) отошла от целей муниципальной реформы, одна из которых была в том, чтобы приблизить местные власти к населению: расширив полномочия регионов, закон не определил гарантии прав самого населения.

Об этом же  говорилось в отзыве 2015 года  Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, представленном по запросу судьи Конституционного суда Николая Бондаря. Суд в этом же году  рассмотрел жалобу 90 депутатов Госдумы на реформу МСУ, которая, по мнению заявителей, в нарушение Конституции лишила местные власти возможности самостоятельно выбирать способ формирования органов МСУ из предусмотренных федеральным законом вариантов, передав это право парламентам регионов.

В частности, депутаты оспаривали императивное право субъектов Федерации устанавливать порядок формирования представительных органов районов из глав и депутатов поселений – раньше органы МСУ могли сами выбирать способ своего формирования.

«Региональные законы могут установить единственный вариант структуры органов МСУ и он становится обязательным для всех муниципалитетов – а это влечет за собой лишение населения права самостоятельно определять эту структуру», отмечалось также  в отзыве. «К примеру, в Челябинской, Самарской Ивановской областях глава города избирается городским советом из числа кандидатов, предложенных специальной комиссией, и возглавляет местную администрацию. А сам горсовет формируется из депутатов внутригородских районов, т. е. ни глава администрации, ни горсовет не избираются населением и признать выборными такие органы нельзя», полагают эксперты. По их мнению, увеличение числа вариантов формирования органов МСУ должно было привести к гибкой законодательной регламентации этой сферы с учетом местных традиций и особенностей, но вместо этого появились «одинаковые безальтернативные правила, направленные обычно на ограничение прямых выборов». Это приводит к «колебанию конституционной сущности МСУ», считают эксперты. Выходом из ситуации может быть возвращение к прежнему порядку, когда структура органов МСУ определялась уставом муниципального образования, или хотя бы законодательное закрепление гарантий учета мнения населения при определении структуры МСУ. А к процедуре выборов мэра конкурсной комиссией нужно установить ограничительные критерии, поскольку это лишает население избирательного права.

 Как ни странно, но тогда КПРФ в Госдуме поддержали пусть и не все, но некоторые депутаты-едроссы. Но это было время их расцвета, когда партия была уверена в себе. Сейчас ситуация совсем другая и позволить себе такие «вольности»  провалившаяся партия уже не может. В 2013-20014 годах за возврат прямых выборов выступали также ЛДПР и Справедливая Россия».

А после отмены  прямых выборов тогдашний спикер областной Думы Смирнов просто ликовал, вспоминая, каких нехороших мэров  и глав администраций глупый народ  себе выбрал – бездельники, тунеядцы, ворюги. Зато потом пошло все как по маслу, людям спустили сверху ангелов во плоти, эффективных «менагеров», людей чести. Вот только почему-то года не проходило, чтобы не оказывался то один, то другой ангел исполнительной власти под следствием с  дальнейшим получением капитальных сроков заключения. Или оказывался редкостным самодуром, пьяницей, бездельником, которого не было на рабочем месте неделями. В область косяком пошли и  невесть откуда взявшиеся «офисные мальчики», для которых должность главы – хороший и необременительный стартап. Третья разновидность – ставленники и  яростные лоббисты интересов разных крупных и мелких компаний и фирм.

Прения: Не одобрям-с…

Прения получились жаркими, но односторонними. Одни, как мантру долбили в точку: назначенные менеджеры просто находка, конкурс – это быстро, дешево, популярно и современно. А Гришин-Буров, несмотря на приведенные аргументы, даже уже и вычислили, во сколько области якобы обойдутся прямые выборы – в какие-то кошмарные 400 миллионов, невесть откуда взяв эту цифру.Экс-мэр Кохмы, депутат Дмитриев вторил товарищам по партии – зачем это прямые выборы, разве  мы не доверяем избранным депутатам местных Советов, которые одобряют  кандидатуры спущенных сверху глав?

Правда, сами себе противоречили и при обсуждении еще одного положения – продления сроков полномочий  избранных глав с 2,5 до 5 лет.Твердили о том, как, оказывается, сложно сместить их с поста из-за безобразной работы и коррупции. И тут же сыпали примерами, когда проворовавшийся глава через суд восстанавливался на работе.А, уже будучи задержанным за преступления, продолжал числиться на старом месте. Если одобренные «менагеры» столь хороши, как они рисовали, то откуда столько печальных примеров? Откуда круговерть глав в некоторых районах и городах, где жители едва успевают запомнить их имя и отчество, как их уже и сняли с работы?

Радует, что в этом вопросе фракцию КПРФ поддержали коллеги от ЛДПР и Справедливой России. Поэтому и результаты голосования получились сенсационными для нашей тихой и забитой Думы: 14 единороссов против, но и 10 депутатов выступили «за».

-Выдерживая общую линию по блокированию этой законодательной инициативы, — резюмировал Дмитрий Саломатин . – Комитет по законности областной Думы принял решение его отклонить, что было весьма предсказуемо. Но при этом не сформулировал ни единого сколько-нибудь существенного обоснования для этого. Сослались лишь на то, что якобы требуется «предварительное изучение» мнения граждан. Однако для того, чтобы принудительно лишить этих же граждан права на выборы глав в ноябре 2014 года, никто их мнением тогда не интересовался.

А Александр Бойков, руководитель  фракции КПРФ в Ивановской областной Думе, логично заметил, что деньги на прямые выборы уже подсчитали, но никто не озаботился подсчетом сумм,  в которые выльется новая нарезка избирательных округов на грядущие выборы в местные Думы. Так, только в Кинешме вместо 6 одномандатных округов их появится… 20! В Иванове – 20 вместо существовавших ранее 15. И так далее.

Два года проработал — уже 45 процентов  к пенсии!

-Я понимаю, что покушаюсь на святое святых, — отметил Дмитрий Саломатин.- Сейчас к социальной  пенсии предусмотрено 45 процентов от суммы денежного вознаграждения депутатов, если он отработал всего 2,5 года. Проработал  пять лет – уже 54 процента. А есть такие, что уже и вросли в свои кресла, получат 75 процентов к пенсии! Причем, совершенно не имеет никакого значения, КАК он эти годы отработал… Это – вопиющая несправедливость, неравенство между обычным человек и депутатом. Это – моральный позор для них. Пенсионерам уменьшают пенсии, замораживают индексацию, убирают льготы и выплаты – но себя, любимых, не забывают.

Полемисты на этот раз талдычили с точностью да наоборот. Мол, суммы-то смешные. Дмитриев и вовсе назвал эти расходы на добавки к пенсиям «финансовой мистификацией».

Еще бы не мистификация. Это «непривилегированные»  полученные пенсии каждый месяц на несколько кучек раскладывают: это – на ЖКХ, это – на лекарства по бессовестным ценам в аптеки, а это, совсем немного – на питание.  Подобные  же «народные избранники» жалкие эти суммы за один день тратят.

Короче, 9 депутатов «за», 15 – против.

Поделиться: