Меню Закрыть

КРУГЛЫЙ СТОЛ «УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ – ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

30 марта по инициативе фракции КПРФ в Ивановской областной Думе в конференц-зале Ивановского обкома партии состоялся круглый стол по самой актуальной на сегодня проблеме — функционирования системы ЖКХ. В работе приняли участие представители департаментов и управлений региона и областного центра.

— За последние десятилетия сфера ЖКХ находится в состоянии постоянного реформирования, — отметил во вступительном слове руководитель фракции КПРФ в Ивановской областной Думе, Первый секретарь Ивановского обкома КПРФ Александр Бойков. – Однако реформирование это приводит к огромным вопросам к Фонду капитального ремонта, все усугубляются проблемы с вывозом мусора, люди получают какие-то неясные, неизвестно как и по каким нормативам начисленные суммы в платежках. Они годами добиваются признания их обветшавших домов аварийными, однако даже после этого живут в разваленных домах-руинах. Попробуем сегодня разобраться. Ведь у нас в области работают 122 управляющие компании и 221 ТСЖ, которые обслуживают 7 465 домов. Это огромная индустрия, которая приносит реальный и регулярный доход.

С переселением из аварийных домов мы опоздали…

Денис Кочнев, заместитель начальника департамента ЖКХ региона был вполне согласен с тем, что у нас множество аварийных домов, в которых жить нельзя.

— Заявки на участие в федеральной программе по переселению из аварийного жилья принимались только до 1 января 2017 года, а само   выполнение программы рассчитана лишь до 2023 года. Знаю по опыту коллег из других регионов, что они постарались включить в нее всё, что можно, направив заявки на максимальное количество аварийных домов. У нас же муниципальные власти или не смогли, или просто не захотели этого сделать. В результате, вы не поверите, но по области у нас всего… 88 домов на переселение и то в основном это Заволжск, Кинешма, Родники и Иваново. Между тем в половине домов в муниципиях люди вообще не должны находится, это опасно! У нас же муниципалитеты не хотят порой делать ничего, зачем им эта головная боль с аварийным жильем и переселением? Надежды на фонд капремонта также нет никаких. Для приведения в порядок всех домов необходим 1 миллиард 800 миллионов рублей, набрано около 600 миллионов. То есть, если заняться полуразваленными домами, то получается, что приведение их хотя бы в относительный порядок может идти только за счет других, более благополучных домов. А ведь, став собственником, человек обретает не только некии права, но и обязанности по содержанию своего жилья в порядке. По крайней мере, муниципалитеты, как показывает практика, брать на себя эти обязательства не желают. Не так давно в Петровском, например, обвалилась крыша отремонтированного дома, и только потому, что администрация не позаботилась о своевременной очистке ее от двухметрового слоя снега. А сколько у нас заброшенных домов без окон и дверей, особенно в глубинке, которые тем не менее числятся жилыми. И ведь даже реестра таких домов на местах не потрудились составить.

Герман Кислицын, руководитель МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Иваново» отметил, что в городе множество аварийных зданий, в том числе и сравнительно недавних годов постройки. Так, не решена проблема укрепления несущих конструкций в одном из подъездов дома 22 по улице Революционная в Авдотьине,       возникшая в результате неправильного проектирования и бездарного строительства здания. А ведь это грозит обрушением и других секций дома. Тем не менее отключить воду, газ и электричество там невозможно.

Однако Александр Бойков заметил, что с самого начала произошла подмена понятий со стороны государства. Во-первых, ремонт должен быть именно КАПИТАЛЬНЫМ, то есть в порядок должно быть приведено все здание – от крыши и фасада до систем водоснабжения и отопления. По схеме – отремонтировал и забыл на долгие годы. У нас же выполняется нечто вроде ямочного ремонта на дорогах: отремонтировали фасады, а крыша течет, привели в порядок крышу, но старые гнилые трубы остались.

— Но главная подмена понятий произошло при начале приватизации, — отметил Александр Дмитриевич. – Ведь до передачи жилья людям в собственность его должны были привести в порядок. Далее начали   постепенно уменьшать зону ответственности: сначала из программы капремонта исключили дома с числом квартир менее пяти на подъезд, а это все двухэтажки постройки тридцатых-сороковых годов, которые находятся просто в ужасном состоянии и в большинстве своём непригодны для жизни. Теперь вычеркивают все дома с износом более 70 процентов. При этом процент износа должны за свои деньги устанавливать сами жители. А что дальше? Их признают аварийными? Да на это уходит много лет. И даже после придания такого статуса переселение затягивается до пяти лет! При этом у нас есть сведения, что, получив назад уплаченные в фонд капремонта, предположим, 22 тысячи, из них недосчитываются 3 тысячи, которые якобы идут на техническое обследование дома.

Участники круглого стола сошлись в этом вопросе на том, что Фонд капитального ремонта был создан при экс-губернаторе Мене на пустом месте. Причем, наша область была чуть ли не первой, где он был создан – без всяких расчетов, без базы данных существующих домов и обследования их состояния. Зачем бежали впереди телеги – непонятно. Постепенно стала образовываться финансовая дыра в несколько миллиардов рублей, часть ее удалось закрыть, но очередной рывок цен на все стройматериалы снова усугубит это положение. Поэтому в Фонде – постоянная текучка кадров. За четыре года сменилось уже шесть руководителей. А как работать, если прокуратура выставляет требование за требованием, за невыполнение которых полагается два раза административное наказание, а потом – и уголовное дело. При этом чиновник, который сидит и распределяет заказы на миллиарды рублей, получает оклад, чуть больший, чем у уборщицы в офисе. Впрочем, никак нельзя согласиться с мнением Дениса Сергеевича – исправить положение с Фондом можно, только повысив тарифы на оплату его услуг примерно до 21 рубля за квадратный метр. Получается, что снова во всем виноват обычный житель, и именно он должен расплачиваться за бездарно проваленный чиновниками проект?

 Эти непотопляемые УК

— Еще хуже, когда УК или ТСЖ уговаривают жильцов создать свой отдельный счет на капитальный ремонт дома, — плавно перешел к «любимой» теме о работе управляющих компаний Денис Кочнев. – Вот где полная бесконтрольность. Если для приемки отремонтированного Фондом дома мы создаем комиссию из не менее чем 10 специалистов, проверяем все счета и сметы, то, попав на этот отдельный счет, деньги жильцов просто испаряются. УК сама заключает договора с теми, кого выбирает, сама принимает работу, сама платит за нее. И обычно без всякого толку, так как «свои» подрядчики или вовсе ничего не делают, или делают скверно, для галочки. Будем честны – и в остальном большинство УК не делают ничего. В последнее время наметилась дурная тенденция – они переходят с собственно управления на так называемое «обслуживание» дома. Что позволяет не делать вообще ничего!

— При этом недобросовестные УК, в принципе, непотопляемы, — не выдержал и включился в дискуссию представитель службы государственной жилищной инспекции Вячеслав Николаев. — Вы думаете, что УК не может быть создана, если у нее в штате директор и бухгалтер? Нет таких ограничений. Как нет и черного списка, куда бы вносились имена проворовавшихся директоров УК. Поэтому, обанкротив парочку «управляшек», такой «руководитель» сразу же оформляет третью компанию и препятствовать этому мы не имеет никакого права. Жилинспекцию сейчас вообще ориентируют не на проверки, а на профилактику. Причем, проверки мы можем проводить только по обращению граждан. При этом, если, например, в подъезде валятся стены, а мы приехали по жалобе на разваливающуюся электропроводку, то на стены мы внимания не обращаем, работаем только строго по теме обращения. Далее. Огромное число фальсификаций при проведении общих собраний по выбору УК. Только в прошлом году выявили при их проверке, а протоколы УК обязаны сдавать в Жилинспекцию, более 200 недостоверных подписей жильцов, в этом году – около 150. Передаем материалы в полицию, однако там не торопятся заниматься такими делами. Точно также крайне затруднительно и аннулировать лицензию УК. На проведение общедомовых работ в них денег нет, но зато на суды есть всегда.

С ним вполне согласился и Александр Бойков

— Мне вообще непонятно, зачем эти УК нужны? Они – ненужный посредник при оплате электричества, газа, воды и тепловых ресурсов. Только собирают деньги, порой больше вообще ничего не делая. И никакого наказания им за это не бывает. Совершенно не решен при этом вопрос о брошенных на произвол судьбы домах, находящихся в руинированном состоянии   и заселенных гражданами с асоциальной нормой жизни, не платящими ни копейки. Но ведь в них, как например, в подобном доме на улице Октябрьская в Кохме, живут и нормальные люди, пенсионеры, семьи с детьми. Может быть, создать единую государственную управляющую компанию? Не нужны нам эти бездельники, которых никто не имеет права контролировать и наказывать? Вопрос сложный…

Тариф почти не виден

А вот на вопросы относительно тарифов ведущий юрист соответствующего Департамента Олег Карика практически не ответил, засыпав участников круглого стола порядковыми номерами нормативных актов и постановлений. А нас интересовало, например, как вообще формируются тарифы на потребленные ресурсы и, главное, почему это они в разы отличаются в разных районах области? И почему, соответственно, тарифы в нашем регионе иногда в 2-3 раза выше, чем у соседей?

По результатам работы круглого стола за основу была принята резолюция. А Александр Бойков поблагодарил всех его участников за плодотворную работу и заинтересованные выступления.

Елена Леонова

Поделиться: