12 февраля в Ивановском обкоме партии фракцией КПРФ в Ивановской областной Думе проведён круглый стол по актуальной теме «Дистанционное обучение в Ивановской области: «Да» или «Нет».
Открыл и вёл данное мероприятие Первый секретарь Ивановского обкома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Ивановской областной Думе А.Д. Бойков. Он подробно разъяснил резко негативную позицию коммунистов по отношению к введению в стране дистанционного обучения.
«Сегодня мы выражаем солидарность с родительской общественностью, которая очень обеспокоена тем, как бы эта мера, которую чиновники называют временной, не стала постоянной. Совершенно очевидно, что правительство не справляется с ситуацией в условиях пандемии. От неумелых управленческих решений сегодня страдает здравоохранение, а теперь – уже и сфера образования. К этому стоит добавить, что уровень разъяснительной работы по поводу дистанта крайне низок. Мы, коммунисты, считаем, что дистанционное обучение – это одна из мер гибридной войны, призванная уничтожить традиции советского образования, которое считалось самым лучшим в мире. У нас сегодня сотрудники правоохранительных органов получают в разы больше, чем учителя, о каком декларируемом прорыве в таких условиях может идти речь? Да, дистант может быть приемлемым для тех, кто получает второе высшее образование, повышает квалификацию, но он неприемлем для начальной и средней школы в качестве основного и единственного способа обучения. Обращаюсь к учителям: не молчите! Высказывайте своё мнение! От вас зависит, каким будет подрастающее поколение», — подчеркнул А.Д. Бойков.
Обращаясь к участникам круглого стола через онлайн-связь, Н.А. Останина, Председатель общероссийского общественного движения «Всероссийский женский союз – «Надежда России», руководитель аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе рассказала о том, как успешно объединяется против введения дистанта родительская общественность Москвы, Карелии, Свердловска, Тюмени, ряда других городов. Сейчас многие родители собирают доказательства негативного влияния на психологическое и физическое здоровье детей дистанционного обучения, когда ребёнок вынужден сидеть перед монитором по 6-8 часов, что грубо нарушает все СанПиНы, что неизбежно приводит к деформации психики, ухудшению зрения, осанки.
Нина Александровна обратила особое внимание на то, что КПРФ выступает за введение дополнительных выплат в условиях пандемии не только для медиков, но и для учителей, преподавателей. «К сожалению, дистант показал, какое социальное расслоение сегодня существует в российском обществе, как цифровизация и заочное обучение сказываются на качестве образования. Сейчас Россия, по оценкам мировых агенств, находится на 42 месте по качеству образования – это крайне низкий показатель. Хочу заметить, что пока что ни в одном регионе не существует такой статистики по заболеваемости коронавирусом, которая бы давала право губернаторам вводить дистант. Да, нам говорят, что это временная мера, эксперимент. Но, позвольте, в своё время ЕГЭ тоже был экспериментом. Сначала в нескольких регионах, потом уже во всех. В итоге мы имеем то, что имеем: эксперимент стал постоянной частью системы образования. Поэтому здесь нам нужно быть начеку. И бороться, конечно, за возвращение советских стандартов образования – хотя бы в ключевых, основополагающих моментах», — сообщила Н. Останина.
Впрочем, выступая перед участниками круглого стола через конференц-связь, начальник областного департамента образования О.Г. Антонона попыталась успокоить, уверив, что все в правительстве воспринимают дистант исключительно как временную меру. Также она согласилась с тем, что сейчас формат дистанционного обучения ещё оставляет желать лучшего в плане организации, обеспечения техническими средствами многодетных семей, обеспечения нормальной интернет-связью между учениками и преподавателями.
О том, что введение дистанта сопровождается социальным расслоением между обеспеченными семьями и семьями, в которых родители не могут обеспечить ребёнка необходимыми техническими средствами, упомянула в своём слове и детский омбудсмен Т.П. Океанская. Она подчеркнула, что сегодня достаточно отчётливо наблюдается разница в возможностях обеспечения дистанционного образования между городскими семьями и семьями, проживающими в сельской местности, многодетными семьями.
В свою очередь, юрист-консультант аппарата уполномоченного по правам человека по Ивановской области А.А. Безручкина сообщила, что в регионе в аппарат уполномоченного по правам человека постоянно поступают обращения, касающиеся дистанта. Анализируя данные обращения, можно говорить о том, что ученики и учителя оказались полностью не готовы к такому формату, поэтому представляется очевидным, что нельзя переносить процесс обучения полностью в дистанционный формат.
О том, что дистанционное обучение можно вполне успешно сочетать и с очной формой обучения, рассказала начальник управления образовательных программ, председатель Методического совета, заместитель председателя комиссии по аттестации педагогических кадров ИвГУ Н.Ю. Котвина. Она сослалась на опыт данного высшего учебного заведения. В частности – на образовательную онлайн-платформу «Мой университет», позволяющую дистанционно проводить лекции, общаться студентам и преподавателям. «Но, хочу подчеркнуть, что мы рассматриваем дистанционную форму исключительно как вспомогательный инструмент. У нас есть чёткое понимание того, что аудиторная работа, непосредственное общение студента с преподавателем – это основа, тем более что есть такие специальности, обучение на которых просто требует личного контакта. Цифровые же дистанционные формы – это дополнение, которое может быть полезно при условии грамотного и умеренного использования», — рассказала Наталья Юрьевна.
Позицию комсомольской молодёжи региона озвучила Первый секретарь Ивановского обкома Ленинского Комсомола В.В. ШИШЛОВА. В частности, она обратила внимание на случаи, когда ребят обвиняли в неуспеваемости только потому, что учитель не видел в электронной почте отправленные ему выполненные домашние работы, что, конечно, заставляет ещё раз задуматься об уровне организации дистанта. «В целом же молодёжь считает, что вся эта затея не принесёт ничего хорошего, и придумана она больше для освоения бюджета, для достижения определённых политических целей», — резюмировала Вера Валерьевна.
С критикой дистанционного образования в рамках «круглого стола» также выступили педагоги, родители, участники родительского движения и социального проекта Ивановского обкома КПРФ «Все вместе», регионального отделения «Всероссийского Женского союза — «Надежда России». В частности, куратор проекта «Все вместе» С.А. Протасевич рассказала, что буквально с самых первых дней начала работы проекта на него откликнулось множество инициативных родителей, в кратчайшие сроки были собраны 700 подписей в Иванове и 250 подписей по региону против введения дистанционного обучения. Объединение родительской общественности продолжается.
По итогам круглого стола была принята резолюция, в которой содержится обоснование негативной позиции КПРФ и родителей по отношению к дистанционному обучению. В первую очередь, его участники обратили в тексте внимание чиновников на пагубное воздействие дистанта на психологическое и физическое здоровье детей, на то, что такая форма обучения ведёт к деградации личности, к снижению усвояемости учебного материала, а также на то, что цифровизация и дистант – это путь к полному уничтожению российской системы образования, упразднению полноценных стандартов качества знаний, получаемых молодым поколением. Это путь к обществу, в котором человек будет знать самый минимум, в котором человек будет не всесторонне развитой личностью, а почти рабом – без своего мнения, без своей позиции, без своих принципов. Текст резолюции будет направлен во все профильные органы власти всех уровней.
Михаил Леонов