15 ноября состоялось внеочередное заседание Ивановской областной Думы. Главный вопрос — принятие в первом чтении проекта бюджета области на 2023 год и предстоящие 2024 и 2025 годы.
Впрочем, заместитель председателя правительства, директор департамента финансов Ивановской области Любовь Яковлева сразу же подчеркнула, что основные параметры бюджета составлены при отсутствии точной информации о распределении федеральных трансфертов. Эта информация станет известна после принятия федерального бюджета – ко второму чтению закона о бюджете Ивановской области на 2023 год. Тем не менее, общая тенденция вполне себе ясна. Не будем утомлять цифрами. Вот основные показатели. Доходы областного бюджета на 2023 год на данный момент прогнозируются в объеме 61,613 млрд. рублей. Расходы областного бюджета на 2023 год планируются в объеме 65,065 млрд. рублей. То есть дефицит бюджета в 2023 году составит 3,452 млрд. рублей. А государственный долг Ивановской области в 2023 году вырастет на 3,1 млрд. рублей. При этом для покрытия дефицита правительство Ивановской области будет привлекать как бюджетные, так и коммерческие (банковские) кредиты.
Последнее обстоятельство очень заинтересовало фракцию КПРФ в Думе. Её лидер Александр Бойков сразу же поинтересовался: как же так, еще недавно профильный департамент с гордостью отрапортовал, что все кредиты от банков полностью погашены. Что, снова в эту кабалу, ведь планируется взять в долг нехилую сумму – почти полтора миллиарда рублей? А без этого никак? Ответ главного финансиста был весьма расплывчат: все понимаем, но, возможно, удастся ограничиться только займами от государства. А может быть, и не удастся…
Про другие параметры бюджета. Среди статей расходов бюджета ключевой остается социальная политика: доля расходов на социальную сферу составляет около 60% от общего объема расходов. На меры социальной поддержки планируется направить 12,7 млрд. рублей, на образование – 11,6 млрд. рублей, около 10 млрд. рублей – на здравоохранение.
— Страна уже почти три года живет почти на военном положении, — отметил в прениях Александр Бойков. – Но мы все едем по старым рельсам! Например, так необходимая сейчас служба 112. Зарплата сотрудников мизерная, не отвечает задачам безопасности страны и ее граждан. Но в проекте бюджета ни слова об ее увеличении – не на 2023, ни на последующие годы. Как обычно, культура финансируется по остаточному принципу. Например, сейчас Палехскому музею, всемирно известному, необходимы всего 17 миллионов на ремонт, он закрыт. Но их никак не могут найти, хотя десятки миллионов предусмотрены в бюджете на освещение деятельности органов государственной власти региона. 80 процентов дорог относятся к муниципальным, и они в ужасном состоянии, денег у муниципалитетов на ремонт нет, да и быть не может.
А депутат-коммунист Павел Смирнов вновь указал на крайне низкие заработные платы педагогов.
К теме заработной платы, но теперь врачей и медперсонала, коммунисты вернулись при обсуждении проекта закона Ивановской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Его директор, Ирина Березина, представила основные финансовые параметры. Вроде бы все вполне пристойно: доходы фонда в 2023 году планируются в размере 15,4 миллиарда рублей, в 2024 и 2025 16,4 и 17 миллиардов соответственно. Расходы – 15,449 миллиарда, 18 и 17,3. И зарплаты медперсонала по схеме 200-100-100 пристойные: 58 у врачей, 26 у среднего персонала. Однако, как обычно, дьявол здесь в деталях. Сама Ирина Геннадьевна после вопросов депутата Дмитрия Саломатина была вынуждена согласиться, что эти цифры, как обычно, «средняя температура по больнице». И, получается, от простого механического сложения зарплат главврачей, получающих и 100, и 200 тысяч в месяц, и рядовых сотрудников. То есть практически не говорят ни о чем, по крайней мере, о реальном положении дел в здравоохранении. Кроме этого, не оспаривала она и тот факт, что порой «высокие» зарплаты получаются при работе медиков на износ, на полторы-две ставки. Что не может, как отметил Дмитрий Саломатин, не сказаться на качестве обслуживания, когда замотанные и невыспавшиеся врачи и медсестры «перегорают». Выяснилось попутно, что, оказывается, военнослужащие, в том числе и мобилизованные, не обслуживаются по страховым полисам системой ТФОМС – с того момента, как они сдают свои полисы и паспорта, и приобретают статус военнослужащего. Отныне их лечение – исключительная прерогатива Минобороны.
Представляет интерес и проект закона Ивановской области
«О внесении изменений в Закон Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области», который был внесен, как ни странно, Советом Кинешемского муниципального района. Евгения Гимранова, начальник отдела администрации Кинешемского муниципального района по муниципальному контролю, рассказала про суть нововведений. Теперь за отсутствие ограждений при производстве любых земляных работ будут штрафовать, правда, несильно. Также штрафы будут начисляться, причем, административной комиссией, а не судом, за отсутствие восстановления городского благоустройства после таких работ. Всем нам памятны не закопанные ямы, полностью разрушенный асфальт, вздыбленная земля, непролазная грязь после таких вот работ. Причем, никаких 1001 китайских предупреждений таким нерадивым подрядчикам не будет, так как новые нормы будут указаны в разрешении муниципалитетов на производство работ. Не привел в порядок раскопанную территорию в течение определенного законом времени – готовь штраф, не оградил место опасных работ – выкладывай сумму.
Еще раз отметим, что бюджет аж на три года будет приниматься через месяц, это время отведено на работу над законом. Некоторые цифры, конечно, изменятся. Но сама довольно-таки порочная суть, без сомнения, останется. Напомним, что в прошлом году фракция КПРФ однозначно голосовала против бюджета.
Елена Леонова