Перефразировав одну известную поговорку, можно сказать так: «Скажи мне, какие праздники ты отмечаешь, и я скажу тебе, кто ты».
Сейчас все наши официальные нерабочие праздничные дни можно условно разделить на три группы.
Первые – это те, которых почти не коснулось тлетворное дыхание «реформ», и которые остались, по крайней мере, по названиям, неизменными со времён СССР. Таких праздников, пожалуй, только два – Новый год и День Победы. Последний, правда, «благодаря» усилиям десоветизаторов, драпирующих Мавзолей и навязывающих людям маннергеймов и «георгиевские ленты», всё больше становится похож на день не победы, а примирения с врагом.
Вторая группа – это праздники, советская суть которых выхолощена до предела, и от их первозданного смысла уже практически ничего не осталось. Так теперь у нас совсем неспроста на смену Дню конкретной Советской Армии пришёл День какого-то защитника непонятно какого Отечества, а 1 мая вместо Дня международной солидарности трудящихся отмечается никому ни о чём не говорящий Праздник Весны и Труда.
И, наконец, третья группа современных праздников – это так называемые «новоделы», то есть те даты, которые в советские годы вообще официально не отмечались. К ним, в первую очередь, относятся совершенно безликий, можно сказать, притянутый за уши День народного единства 4 ноября и предстоящий в ближайшие дни День России. О нём и поговорим…
* * * * *
При кажущейся несвязанности между собой этих двух дат, на самом деле они очень тесно дополняют друг друга.
Главная цель празднования 4 ноября – это попытка хоть чем-то закрыть зияющую брешь в сознании народа, возникшую из-за запрета в 1996 году главного советского праздника – Дня Великой Октябрьской социалистической революции. Потребовалось срочно найти что-то близкое по дате и имеющее контрреволюционный, «примирительный» смысл. Так из нафталина достали 4 ноября 1612 года – день, в который, как потом выяснилось, ничего существенного в нашей истории не происходило…
Главный же смысл Дня России 12 июня – практически тот же, только здесь предметом поклонения является не поросшая мхом легенда, а события сравнительно недавней истории.
Вспомним основные из них.
* * * * *
Если кто-то думает, что гибель Советского Союза датирована только августом или декабрём 1991 года, то, конечно же, ошибается. Эти «знаковые» события развивались постепенно, нарастая, как снежный ком.
К лету 1990 года СССР, в основном, уже был «подготовлен» к «переменам». Тогдашняя «элита» — предатели с партийными и комсомольскими билетами в карманах, занимающие большинство ключевых должностей, вплоть до самых высших, делили между собой республики и предприятия, прислушиваясь к руководящим указаниям из «вашингтонского обкома».
Для большинства же населения были организованы тотальный дефицит продуктов с позорными талонами, бесконечная череда катастроф и межнациональных конфликтов, да СМИ, с утра до вечера вещающие про «ужасы сталинизма», сусальную Россию до 1917 года, «которую мы потеряли», и про «300 сортов колбасы» в магазинах Европы.
И вот на этом фоне 12 июня 1990 года первый съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР».
Чтобы было понятно: суверенитет – это независимость. То есть 12 июня 1990 года тогдашний высший орган власти России – республики в составе СССР – официально объявил о её выходе из Советского Союза.
Затем ровно через год – 12 июня 1991 года – первым президентом «новой России» был избран Б. Ельцин.
Через два с небольшим месяца – в августе того же года – произошёл так называемый «путч», в результате которого СССР окончательно был демонтирован как государство.
Последнюю точку поставил декабрь 1991-го, когда было подписано соглашение об образования СНГ, а накануне Нового года над Кремлём был спущен красный флаг.
В 1992 году «День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» был объявлен государственным праздником, который стал затем нерабочим днём, и с 2002 года называется «День России».
Вот, собственно, и всё. Так социалистическое государство, ведущая мировая держава – СССР – за короткий по историческим меркам срок превратилась в руины, на которых возникло полтора десятка капиталистических «земель» и «княжеств», откатившихся в своём развитии на 70 с лишним лет назад.
* * * * *
Так что же мы празднуем, или, вернее, нас хотят заставить праздновать 12 июня, в День России?
Заставить, потому что для нормального, живущего своим трудом и своим умом человека отмечать распад и гибель собственной Родины – противоестественно и аморально.
Отмечать этот праздник, по идее, должны те, кому события четвертьвековой давности принесли свой кусок когда-то общенародной собственности, комфортную обеспеченную жизнь, власть и уверенность в своём (и своей семьи) завтрашнем дне.
Таких сейчас — всего несколько процентов от общей численности населения «новой России». Это – их праздник.
Большинству же жителей нашей страны 12 июня праздновать нечего.
М. Сметанин