Есть ли у кандидата в президенты «теневое правительство», какие законы он примет после успешного избрания, что думает о государственном участии в экономике и какие механизмы национализации считает возможными, — эти и другие вопросы задали журналисты Павлу Грудинину во время его работы в Иркутске.
Но, разумеется, в первую очередь кандидата в президенты попросили прокомментировать обращение с посланием Федеральному собранию действующего президента РФ Владимира Путина.
— У меня такое впечатление, что президент или не знает, что происходит в стране, или делает вид, что не знает. Когда глава государства выступает перед народом, он должен, прежде всего, обозначить, в какой точке своего развития страна находится. Затем озвучить выводы, и потом обозначить задачи. Давайте откровенно, вся первая часть послания — это декларации, которые звучат 18 лет. Ничего из заявленного за это время выполнено не было… Президент много говорил о борьбе с бедностью, но, кажется, бедность победила. Опять не была дана оценка работы правительства, хотя правительство завалило все, включая 11 майских указов. Нет модернизированных рабочих мест, нет роста производительности труда. Зарплаты бюджетников — реальные зарплаты — не выросли до прежних по экономике. Чтобы формально выполнить майские указы, сократили штатное расписание — под нож пошли малокомплектные школы, больницы, сады. Это привело к ухудшению качества жизни населения.
— Какие первые три указа вы бы подписали, став президентом?
— Я всегда говорил, что жить надо не по указам, а по законам. Указ пишет один человек или его аппарат, а потом единолично его декларирует. А закон обсуждает множество людей, в том числе в Государственной Думе, поскольку парламент — я убежден — место для дискуссии. Но, наверное, первым я бы подписал указ о сокращении расходов на президента — сегодня это 49 миллиардов рублей в год. Если ты хочешь, чтобы чиновники были скромнее, начни с себя. Сократил расходы на госслужащих. И численность самих госслужащих. За 17 лет их численность выросла в три раза.
А законы, которые бы я с удовольствием подписал, уже внесены во фракцию КПРФ Госдумы. Они связаны с программой «20 шагов» и касаются подоходного налога, национализации и других аспектов…
— 4 года в России падает уровень доходов. Что сделать, чтобы это переломить?
— Уровень доходов населения падает, а у миллиардеров доходы выросли. За счет перераспределения богатств можно сделать так, чтобы эти доходы шли в бюджет, а не в карман олигархам. На 600 миллионов долларов вы можете профинансировать медицину и образование, направить эти деньги на нужды пенсионеров, а можете купить яхту. Можете повысить зарплату правительству — а можете поднять зарплату учителям и врачам. У нас очень много денег тратится неэффективно — десятки миллиардов идут, например, на перевозку руководства «Роснефти» вертолетами.
— Вас выдвинула кандидатом коалиция левых сил, довольно разных по своим политическим взглядам. Как, по-вашему, после данного выборного цикла сохранить это согласие, чтобы оно не распалось и оставалось серьезной силой?
— Левые силы объединились в общей идее изменить ситуацию в стране, пойти по другому пути развития. И это объединение должно быть зафиксировано победой на выборах, а потом каждому в стране найдется дело. А вот что касается либералов (точнее псевдолибералов), я убежден, что они тоже объединены, только другим интересом. Либеральную повестку не поддерживают — это же очевидно. Поэтому мы уверены, что все левые, все патриотические силы останутся едины. Хотя у нас есть споры по прошлому, по будущему у нас споров нет.
На вопрос о том, как штаб кандидата готовится удерживать полученные голоса на выборах и контролировать работу избирательных комиссий, кандидат заверил, что команда намерена охватить своими наблюдателями все участки. И призвал активнее идти на голосование — ведь чем выше явка, тем меньше простора для манипуляций.
— Вы готовы внести изменения в Конституцию, убрать слово «подряд» из статьи о двух сроках президента?
— Я считаю, что это нужно сделать очень быстро. Не может человек занимать такой пост более двух сроков. Это мое убеждение. Более того, любой, кто выиграет выборы, должен знать, что через 8 лет — не через 12, а через 8 (это будет уже вторая поправка в Конституцию) — он перестанет быть президентом, и тогда его спросят «а почему за это время твои друзья стали олигархами, стали контролировать огромные национальные богатства?». Возможно, тогда и не будет этого безобразия.
И особо Павел Грудинин подчеркнул, что будет добиваться независимости прессы от государства.
— Четвертая власть должна быть независимой. Люди должны иметь возможность свободно выражать свое мнение. В том числе о президенте. И не бояться, что назавтра к ним придут следственные органы…
Пресс-служба ЦК КПРФ