Меню Закрыть

ЗАПОЗДАЛОЕ ПРОЗРЕНИЕ или новая крестьянская революция?

Владимир Князев,

главный редактор газеты «Слово Правды»


 

Уважаемые читатели, заметили ли вы, что вот уже полторы не­дели телевизионные новости начинаются не только с тревожных со­общений о событиях на юго-востоке Украины, но и репортажами об уборке небывалого урожая зерна, сверхнадоях на животноводческих фермах, вводе новых мясоперерабатывающих заводов и успехах в виноделии. В одночасье мы узнали, что в нашей стране, оказывает­ся, еще где-то пашут землю, доят коров, собирают овощи и фрукты, даже делают новое отечественное вино… На телеэкране вновь за­мелькали не представители попсы, а многие годы пребывавшие в небытие главные герои дня – механизаторы, доярки, фермеры, те­лятницы, овощеводы. Впечатление такое, что в стране в одночасье произошла крестьянская революция, о которой так долго мечтали люди села.

Не обошла эта революция и наш ивановский край. Вот с экрана того же телевизора директор департамента сельского хозяйства и продовольствия региона Дмитрий Дмитриев рапортует: «Урожай зер­на в Ивановской области составит, по предварительным прогнозам, 120 тысяч тонн, что на треть больше, чем в прошлом году». А еще будет собрано 24 тысячи тонн картофеля и 6,5 тысячи тонн овощей.

Честь и хвала людям, денно и нощно хлопочущим о том, чтобы на нашем столе были хлеб и молоко, мясо, овощи и фрукты. Только вот зададимся вопросом: почему этих тружеников на селе все мень­ше? Почему в последние годы производство собственной продукции на ивановских полях и фермах сокращалось, а поставки ее из Поль­ши, Китая, Израиля, Турции и так далее увеличивались? Напомню статистику, которую так не любят современные чиновники.

По словам того же Дмитрия Дмитриева, в этом году зерновые и зернобобовые предстоит убрать с площади 65, 4 тысячи гектаров. В 1990 году это поле было едва ли не в три с половиной раза больше – 226,9 тысяч гектара. Посевы под картофелем сегодня занимают 1,5 тысячи гектаров. В 1990 году «второй хлеб» занимал 31, 6 тысячи гектара. Если сегодня под овощи отведено всего лишь 0,2 тысячи гектара, то в 1990 году они выращивались на 13,6 тысячи гектара. Те­перь мы понимаем, почему картофель приходится завозить из Поль­ши и Израиля, чеснок из Голландии, а лук из Китая. Мы не способны сами себя прокормить?

Вспоминаю трудолюбивейшего мужика, фермера из села Новые Горки Лежневского района Алексея Мусатова, мыкающегося в поис­ках сбыта молока от собственных буренок. Летом еще, куда ни шло, – выручают дачники. Но вот наступает межсезонье, и молоко стано­вится обузой – государство его у фермера не закупает. Еще раньше то же было и с выращиванием картофеля. И скольким подобным энтузиастам недальновидная политика власти отбила желание за­ниматься производством сельхозпродукции!

Да что там одинокий фермер! СПК «Ленинский путь», что в Пучежском районе, вынужден отправлять свое молоко аж в саму Москву. И все это в то время, когда наши магазины завалены по­рошковым молоком. Но ведь так было не всегда. Вспомним столь привычные и обязательные бочки со свежим молоком в наших дво­рах. Или представительниц деревни, наперебой предлагающих мо­локо, сметану, творог с собственного подворья. Где все это?

И вновь обратимся к статистике. В 1990 году поголовье крупного рогатого скота в области насчитывало 371. 600 голов, в том числе 151.800 коров. К 2013 году от этого стада осталось немногим более 70 тысяч голов крупного рогатого скота, в том числе всего лишь 32,6 тысячи коров. Количество свиней сократилось с 207.600 до 13,7 ты­сячи голов.

Впрочем, не буду утомлять читателя этой грустной статистикой. Он и сам видит зарастающие бурьяном и мелколесьем поля, неко­шеные луга, разрушенные фермы и ржавеющую на полевых станах технику. На этом фоне как-то меркнут отдельные примеры благопо­лучного ведения земледелия, животноводства, овощеводства. И все тревожнее звучат голоса рабочих комбината «Тепличный», «Ива­новского бройлера» и им подобных. Вот и мою родную деревню се­годня населяют не механизаторы и доярки, а в основном дачники и пенсионеры. И росшая в полутора километрах роща уже подступила непосредственно к домам, отвоевав себе некогда благодатнейшее гречишное поле.

Однако я совсем забыл о вынесенном в заголовок вопросе: «Запоздалое прозрение или новая крестьянская революция?». Нет, революции не произошло. Наступило запоздалое прозрение власти. Запоздалое и вынужденное из-за санкций против России. Поэтому в срочном порядке приходится принимать ответные меры. Между тем, стоит напомнить, что на протяжении многих лет Председатель ЦК КПРФ Г. Зюганов на самых различных уровнях призывал власть за­думаться о продовольственной безопасности страны и повернуться лицом к крестьянину. Не слышали! На отечественном продоволь­ственном рынке Россия отступала по всему фронту. Сравним: если в 2000 году импорт сельхозпродуктов составлял 8 миллиардов долла­ров, то в 2013 цифра перевалила за 43 миллиарда. Все это происхо­дило на фоне распродажи земель, удушении собственного произво­дителя налогами и запредельными кредитными процентами, и даже борьбой с бабушками, торгующими укропом с собственного участка.

И вот наступает аврал. Даже далеко не хлебная в масштабах страны Ивановская область получит 48 миллионов рублей субсидий на повышение плодородия земель. Кроме того, областная Дума в срочном порядке изыскала 100 миллионов рублей на поддержку сельского производителя дешевым кредитом. Мера вынужденная. Но необходимая. Ведь сегодня ивановцы полностью обеспечивают себя лишь молоком и яйцом. А вот овощами — лишь на 80 процен­тов, свининой на 25 – 30 процентов. Как скоро удастся покрыть этот дефицит?. По оценке аналитиков, процесс взаимозамещения им­порта на отечественные продукты займет минимум пять лет и будет непременно сопровождаться повышением цен. Словом, поговорка «ломать – не строить» опять аукнулась нам.

В этой ситуации некоторые ивановские чиновники от села и поддакивающие им СМИ, поторопятся заверить нас в том, что «де­фицита продуктов не будет, и роста цен тоже». Дай-то бог! Только вот одними заверениями и даже грозными приказами этот процесс отрегулировать невозможно. Как заметил известный аналитик, «Но главное во всем этом – деньги. Которые дают власть, которая позво­ляет зарабатывать еще больше денег». И вот уже продовольствен­ные компании, такие, как «Русское море» повысили цены на свою продукцию.

«Безусловно, санкции скажутся на уровне жизни простых росси­ян, – подтвердил «АиФ» Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссий­ского центра уровня жизни. – Я в морально-этическом плане поддер­живаю готовность народа потерпеть. Но на этой волне государство должно задуматься о нравственной обстановке во власти и бизнесе. Понадобятся внутренние резервы, чтобы развивалась собственная экономика. Народ, который готов терпеть, может спросить: а власть и крупный бизнес как переживают этот трудный период? Нужна не риторика, а конкретная антикоррупционная борьба и готовность на деле передать часть личных богатств на преодоление трудностей. Если власть и крупный бизнес поступятся тем, чем раньше посту­питься не могли, народ это оценит. Но если нравственного оздоров­ления не произойдет, это добавит массу сложностей и так в непро­стой период».

Прислушается ли ивановская власть к этому совету? Или мы и далее будем делать ставку не на производство, в том числе и про­дуктов питания, а на торгово-развлекательные комплексы?

Поделиться: