Меню Закрыть

ВЕСНА. ЧЕМ ПАХАТЬ БУДЕМ?

Пресс-центр Ивановского обкома КПРФ

 

Депутат Государственной Думы Алексей Алек­сеевич ПОНОМАРЁВ обладает огромным опы­том работы в сельском хозяйстве. Защита ин­тересов аграрного сектора – одно из приоритетных направлений в его работе. Накануне весенней поле­вой страды мы попросили рассказать депутата о пер­спективах развития сельского хозяйства.

ТРАКТОРА БЕЗ ЗАПЧАСТЕЙ

— Алексей Алексеевич, измени­лось ли у руководства страны от­ношение к развитию собственного сельского хозяйства. Сможем ли обеспечить свою продовольствен­ную безопасность?

— 4 декабря на правительственном часе я задал примерно этот же во­прос А.Н. Ткачеву, министру сельско­го хозяйства. Я спросил у него: «Вы по специальности аграрник, министром сельского хозяйства работаете вось­мой месяц, но почему ни разу не под­нимали следующие вопросы. Первое, импортозамещения как такового у нас в стране нет. Мы просто меняем од­них импортеров сельскохозяйственной продукции на других, а продуктов соб­ственного производства в нужном коли­честве как не было, так и нет. Второе, у нас в стране разрушено отечественное сельхозмашиностроение. Мы практи­чески перестали производить трактора, зерноуборочные комбайны, нет в нуж­ном количестве даже плугов. Третье, 42 млн. гектаров сельскохозяйствен­ных угодий вышли из оборота и заросли бурьяном и кустарником. И эту залежь нужно поднимать. Всё названное — это базовые вопросы, мимо которых вы, как министр, не должны проходить».

В ответ он начал рассказывать нам, как много денег сейчас расходует госу­дарство на приобретение техники. Но говорит про технику, которую закупаем за рубежом, а не сами производим. По сравнению с 1990 производство трак­торов в нашей стране сократилось в 24 раза, производство зерноуборочных комбайнов в 20 раз. Нагрузка на едини­цу техники значительно возросла: на 1 трактор с 46 га до 110 га; на один зерно­уборочный комбайн со 155 га до 460 га. Поэтому при уборке зерновых допуска­ются большие потери зерна. А вы по­смотрите цифры, за время реформ у нас количество тракторов уменьшилось с 1 400 000 до 493 000, а 293 тысячи можно уже завтра списывать. У нас сегодня в принципе тракторной промышленности нет. Нет и компонентной базы, и любую нашу отрасль можно на раз-два остано­вить без всяких санкций. Еще цифры — 1 триллион 800 миллиардов рублей кре­диторская задолженность села. А если крестьянин кредит взял и не вернул, то разве может он купить технику?

Ни слова не сказал министр о какой- либо комплексной программе работ по восстановлению сельхозмашиностро­ения, тракторостроения, восстановле­ния племенных хозяйств. На это, конеч­но, нужны ресурсы. А те меры, которые сегодня предлагает правительство, проблем сельского хозяйства не решат.

СЕЛО МОГЛО БЫ СТАТЬ ЛОКОМОТИВОМ РАЗВИТИЯ

— Вы говорите, что для подъема сельхозпроизводства нужно вкла­дывать ресурсы. Но денег россий­скому бюджету и так не хватает, может все-таки выгоднее закупать готовое?

— По обеспеченности на человека в килограммах мясом, рыбой, молоком советский гражданин, по данным ООН, входил в пятёрку самых обеспеченных стран. А сегодня нам сказки рассказы­вают про сложность климата и завозят со всего мира всякий хлам. В год около 50 миллиардов долларов мы тратим на закупку продовольствия за рубежом. Умножьте на курс доллара и получим 3,5 триллиона рублей. Эти деньги мы отдали чужому фермеру, не понимая, что если будет работать свое село, то будем не только все накормлены, все будем с работой, будем одеты и обуты.

Надо понимать, что одно рабочее место на селе дает десять рабочих мест. Если президент сделал заявку на 25 миллионов рабочих мест, то сель­ское хозяйство может выступить локо­мотивом. Если начинаешь пахать, нужны плуг, трактор, борона, бензовоз, сеял­ка, веялка, комбайн и т.д. И вы видите, сколько рабочих мест организуется.

Первая обязанность правителя — на­кормить 146 миллионов человек каждый день — утром, в обед и вечером. Вот вам, считайте баланс продовольствия — пла­нируйте развитие. От сельского хозяй­ства пойдет и рыбная ловля, и перера­ботка сельхозпродукции. Ну и, конечно же, прикладные отрасли: сельхозмаши­ностроение и тракторостроение. Вот посмотрите Сталин первое что сделал? В 1929 году Россельмаш, Волгоград­ский тракторный, Харьковский трактор­ный, Челябинский тракторный, а рядом с ними выросли технические универси­теты, машиностроительные институты, техникумы. На один только Россельмаш косвенно работало 5000 предприятий страны или 3 миллиона человек.

Я общаюсь со многими сельхоз­производителями, переработчиками, много обращений. Они говорят, что главная проблема в том, что финан­совые институты делают наше про­изводство неконкурентноспособным. Правительство обязано разобраться с Центробанком, почему лишили кредит­ных ресурсов сельское хозяйство. Но этим заниматься не хотят, вместо этого лишь рассуждают о макроэкономиче­ских субстанциях и прибыли мировых корпораций.

Вот кто сможет объяснить, зачем в декабре 2015 г. Россия вновь закупи­ла американские ценные бумаги на 4,1 млрд. долларов. В это же время наши власти не повышают пенсии и зарпла­ты, снижают социальные программы. «Сам умирай, а дядюшку Сэма выру­чай», такую политику ведут господа Си­луанов и Набиуллина.

Конечно, при таком подходе локо­мотивом возрождения страны сельское хозяйство вряд ли станет. Считаю, что либеральное правительство в принци­пе предлагает нам не те законы, кото­рые завтра позволят выйти из кризиса.

РОССИЯ СПОСОБНА САМА СЕБЯ ПРОКОРМИТЬ

— Может быть, вы все же сгущае­те краски? В.В. Путин в свое время указал вам на то, что, например, мясного скотоводства у нас и в Со­ветском Союзе не было.

— Неправда была высказана Пути­ным в адрес Советского Союза. Это сейчас поголовье крупного рогатого скота сократилось более чем в три раза, поголовье свиней в 2,0 раза, поголовье овец в 2,5 раза и поголовье птицы в 1,5 раза. Агропромышленный комплекс тогда давал 20% валового объема про­дукции страны, а сейчас только 8,9% ВВП. Животноводство в нашей стране уничтожили, причем сознательно.

В РСФСР было 30 тысяч колхозов, 18 тысяч совхозов. Все они были ос­новными производителями сельско­хозяйственной продукции. В 1992 году А.Н. Яковлев, бывший друг и соратник Горбачева, главный «архитектор пере­стройки», сказал, что в первую очередь нужно уничтожить большевистскую общину на селе в лице колхозов и со­вхозов. Деколлективизацию, сказал он, нужно провести жестко и бескомпро­миссно.

За 25 лет количество коллективных хозяйств: колхозов, совхозов, сельскохо­зяйственных производственных коопе­ративов сократилось более чем в 8 раз. Как результат за последние 20 лет вы­было из оборота 42 млн. гектаров сель­скохозяйственных угодий, в том числе 24 млн. га пашни. За эти годы значительно сократилось производство зерна в на­шей стране. Если в XII пятилетке с 1986 по 1990 годы среднегодовое производ­ство зерна в РСФСР составляло105 млн. тонн, то с 2006 по 2010 год — 85 млн. тонн, или на 20 млн. тонн меньше, чем в две­надцатой пятилетке.

Несмотря на это Медведев и Путин постоянно выступают в СМИ и говорят о том, что как здорово, что сейчас мы экспортируем зерно за рубеж, гордят­ся этим. На самом деле это беда, это трагедия для нашего государства. По­чему я так говорю? Потому что в совет­ский период 60% всего валового сбора зерна шло на корм скоту. А сейчас жи­вотноводство уничтожено, кормить не­кого, поэтому мы экспортируем зерно за рубеж. Но зато закупаем за рубежом ежегодно 62% продуктов питания, ко­торые потребляются в нашей стране.

Отвечая на мой вопрос, В.В. Путин мне возразил и сказал, что мы сейчас производим очень много мяса в пере­счете на одного человека. Это вранье чистейшей воды и незнание, или ему втирают статотчетность. На самом деле картина совершенно другая. В 1990-м году на 1 человека в нашей стране по­требляли 75 кг мяса, сейчас — 49 кг, мо­лока потребляли 392 кг, сейчас — 222 кг, яиц 360 шт., сейчас — 220шт., сахара 46 кг, сейчас — 36 кг, рыбы — 20 кг, а сейчас — только 10 кг. Поэтому неудивительно, что смертность значительно превыша­ет рождаемость в нашей стране.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ХОЗЯЙСТВА ЭФФЕКТИВНЕЕ ФЕРМЕРСКИХ

— Алексей Алексеевич, не секрет, что председатель правительства Д.А. Медведев пытался лично вам разъяс­нить ошибочность ваших подходов к оценке ситуации в аграрном секторе. Вашу с ним дискуссию, возникшую в стенах Госдумы, Медведев закончил фразой: «Мне не стыдно за сельское хозяйство в нашей стране»…

— Я понял, поясню. Отчитывалось правительство в Госдуме. Медведев выступил с докладом. Дальше по три вопроса от каждой фракции. Первый во­прос задавал я. Первое, что я спросил: вы часто говорите в СМИ, что самый эффективный собственник это частный собственник. Это мнение неправильное и ошибочное. В Германии сейчас имеет­ся 12 тысяч коллективных хозяйств, те­перь они все называются сельскохозяй­ственные производственные коопера­тивы. В отличие от нас там не уничтожи­ли ни одного коллективного хозяйства. Они по-другому совершенно относятся к собственности и к государственной, и к коллективной. Это первое. Второе. Вы делаете ставку на фермерские хо­зяйства, но фермерские хозяйства как не занимались животноводством, так заниматься им и не будут. Поэтому, го­ворю я, вы напрасно делаете ставку на фермерские хозяйства, уничтожая кол­лективные, государственные и коопера­тивные. Третье — 42 миллиона гектаров сельхозугодий вышло из оборота, и вы ничего не предпринимаете для того, чтобы их возродить.

Должен признаться, что накануне, узнав, что вопрос буду задавать я, из аппарата попытались безуспешно вы­яснить, о чем буду спрашивать. Так вот его помощники написали ему несколь­ко вариантов возможных вопросов и ответов на планшете. По планшету он и отвечал. Нажал, а про залежные земли, про коллективные хозяйства — ни слова они не написали. Он ничего и не сказал. Зачитал, что было, а в мой адрес вроде как возразил: «Мне не стыдно за сель­ское хозяйство в нашей стране».

АГРАРНЫЙ БИЗНЕС ПО-КОММУНИСТИЧЕСКИ

— Алексей Алексеевич, вот вы все про колхозы. Но советские времена прошли, сейчас новая экономиче­ская реальность, стоит ли огляды­ваться назад?

— Оглядываться всегда надо, но да­вайте я приведу пример из сегодняш­ней жизни. Совхоз «Звениговский» в республике Марий Эл, которым руко­водит Иван Казанков. Это второе по масштабу животноводческое предпри­ятие в России. На фоне общего без­денежья и разрухи в сельском хозяй­стве «Звениговский» стоит как оазис в пустыне. Секрет успеха прост. В 90-е здесь не бросились крушить все в угоду политической конъюнктуре. Сохранили лучшее из советской системы органи­зации сельхозпроизводства.

Совхоз «Звениговский» сегодня включает в себя коллективное хозяйство по выращиванию зерна, предприятие по производству комбикормов, животно­водческий комплекс на 185 тысяч голов, мясокомбинат с полным циклом пере­работки мяса и доставки продукции до потребителя. Почти в 10 раз объемы хо­зяйства выросли за эти годы благодаря тому, что сохранили систему коллектив­ного хозяйства, понимая, что фермеры заниматься животноводством не будут. Предприятие наглядно показывает пре­имущества коллективной формы органи­зации труда на селе. Развивается инфра­структура поселка, решаются проблемы людей. Для них создаются достойные условия труда и быта. В хозяйстве тру­дится 2500 работников, средний воз­раст работников 36 лет, много молодых специалистов. Проблема демографии не стоит. Ежегодно в декретный отпуск уходит около 40 работниц. Они уверены, что совхоз как гарантия стоит за спиной, и рожать не боятся.

Главная забота в совхозе — внедре­ние научных технологий. Благодаря этому удалось довести ежедневные привесы свиней до 670 граммов. За­траты на откорм при этом значительно снизились. В хозяйстве с высшим об­разованием трудятся 7 инженеров, 17 ветеринарных врачей, свыше 20 зоо­техников, 2 кандидата наук работают в хозяйстве. Все они представляют науч­ный центр совхоза.

Коллективное хозяйство помогает улучшать жизнь каждого работника. Средняя заработная плата в «Звени­говском» выше, чем средняя по реги­ону в 2 раза. Работники совхоза и пен­сионеры обеспечиваются продукцией мясокомбината по льготным ценам. На строительство жилья и приобретение необходимого имущества выдаются беспроцентные долгосрочные ссуды. В «Звениговском» сохранили социали­стические подходы к производству и распределению итогов по труду.

Назову еще пример «народного предприятия» на селе — подмосковный «Совхоз имени Ленина» под руковод­ством П.Н. Грудинина. И им удается работать, не залезая в долги обеспечи­вать благосостояние своих трудящихся. В совхозе средняя зарплата 74 тысячи рублей и полная социалка. Здесь луч­ший в стране и Европе детский сад. За­вершают строительство лучшей школы. Полный набор производственных поме­щений и полный цикл, который удовлет­ворит человека любой профессии. Все в совхозе делается на основе богатейше­го советского опыта, который оказался интересен и в условиях рынка.

Я убежден, что будущее будет за та­кими мощными предприятиями, силь­ными. Да и малому бизнесу на селе легче выживать в связке с крупными хозяйствами.

Учеными доказано, что Россия спо­собна прокормить не только собствен­ное население, но и ещё свыше пятисот миллионов человек. Но я убежден, что при этом руководстве страна никогда в сельском хозяйстве дела не поправит. Никогда. Жизнь показывает, что они не способны вывести страну из того кри­зиса, в который загнали.

Поделиться: