Меню Закрыть

В помощь пропагандисту: ДЕГРАДАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ

Е.Д.Ерискина,

член Ивановского обкома КПРФ

 

  1. Развитие культуры и образования при Советской власти. Важнейшие характеристики советской культуры, образования в СССР.
  2. Упадок и деградация нравственности в ходе «реформ». Американизация культуры. Постмодернизм. Что такое «гламур»? Распространение уфологических, астрологических и других паранормальных мифологем.
  3. Образование и наука в тисках «реформ».
  4. Пути решения проблем в сфере культуры, образования и нравственности.

 

Введение.

Наталья Бехтина, ведущая передачи «От первого лица», в одном из интервью говорила о катастрофическом снижении культурного уровня у журналистов. Она привела примеры: «Координально – кардинально, кино мотаю – киномотография». Студенты-историки на практике в школах в этом году не смогли написать термин «мануфактура», не смогли показать, где находится Тегеран (Тегеранская конференция). Это лишь маленькие, бессистемные примеры деградации культуры. Поэтому заявленная тема «Деградация культуры и нравственности. Как выйти из кризиса в духовной сфере» исключительно актуальна.

 

Культура — создание, сохранение, распространение (трансляция) и освоение духовных ценностей.

Мораль –  совокупность одобренных общественным мнением нравственных норм,

определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед

другом и обществом. Подразумевает наличие внешнего оценивающего

субъекта (др. люди, общество, церковь и т.д.) Особая форобщественного

сознания.

—  «Коллективная интуиция».

– форма общественного сознания, отражающего моральные отношения,

совокупность норм, правил поведения и отношений людей друг к другу,

закреплённых в обычаях и традициях.  Мораль содержит определённые

принципы, идеалы, нормы, которые регулируют, направляют поведение

людей.

Наука — знание объективное, рациональное (т.е. обоснованное, без веры), системное.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных норм, ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. В большей степени, чем мораль, ориентирована на внутренний мир человека и его убеждения. Уровень реального морального поведения людей.

 

Духовная деятельность – та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы, а на «обработку людей людьми», т.е. в конечном счёте на изменение качеств самих социальных субъектов.

 

Исторические формы духовной деятельности – религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология.

 

Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в каждом человеке и определяющая качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, религия, право, мораль, наука, образование, искусство.

Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке,  является неотъемлемой частью его личности. Это – знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления, цели.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

1.  Развитие культуры и образования при Советской власти. Важнейшие характеристики советской культуры, образования в СССР.

Советский народ как культурная, нравственно-духовная общность людей, не ушёл в небытие. Как ни убивали варвары от капитализма культурное наследие СССР, оно далеко не уничтожено Духовные ценности бывают долговечнее материальных. Не уничтожить «Тихий Дон», не отменить «Василия Тёркина», музыку Шостаковича, Свиридова, Прокофьева. По-прежнему впечатляют творения великих скульпторов  Вучетича, Аникушина, полотна выдающихся художниковКорина, Дейнеки, Петрова-Водкина. Продолжает жить советское кино. Не изъять из истории вписанные в пантеон славы мировой науки имена Павлова, Курчатова, Королёва, Ландау, Капицы, Келдыша. Не вытравить из народной памяти полёт Гагарина.

Советская культура – это мощнейший пласт духовного наследия человечества. Мы вправе гордиться тем, что являемся современниками многих её представителей.

Советская культура способна выдержать любые ашествия варваров, если на её защиту встанет всё, что есть в народе мыслящего, честного, мужественного. Такая защита требуется прежде всего в сфере образования и науки.

2. Упадок и деградация нравственности в ходе «реформ». Американизация культуры.  Постмодернизм.   Что такое «гламур»?   Распространение уфологических,   астрологических  и  других  паранормальных  мифологем.

2.1. Американизация — влияние США на поп-культуру, бизнес-модели, язык и политику других стран. Понятие было изобретено в 1907 году и первоначально относилось к росту популярности американского образа жизни в Канаде. В самих США понятие применяется к процессу ассимиляции иммигрантов, в то время как за пределами США понятие используется зачастую в отрицательном смысле, сравнивая его с потерей традиционной культуры и обычаев.

 

2.2. Гламур.

История термина

Гламу́р (франц. glamour, [glamur], англ. glamour, [‘glæmə], собственно «шарм», «очарование», шарм, «обаяние», привлекательность) — основанный на принципах гедонизма эстетический феномен,  связанный с культурой массового потребления, модой и шоу-бизнесом. Для мировоззрения гламура характерны акцент на роскошь и внешний блеск.

Но все эти прелестные характеристики разбиваются вдребезги, если разговор об этой модно-социальной категории ведется на русском языке. «Королева гламура», «гламурный персонаж» и прочие эпитеты, которые прочно прикрепляются к этому определению, не кажутся комплиментами. Напротив, быть таковым для многих было бы оскорблением. Хотя, вероятно, дело не в том, что гламур – это плохо, а в том, как он жил и развивался долгие годы, как видоизменялся и эволюционировал, и каким образом стал тем нелестным термином, которым награждают ярких,  шикарных, блестящих, но зачастую не слишком умных и достойных.

Английское слово glamour возникло в Средние века от заимствованного из фр. grammaire (развитие значений такое: грамматика → сложная книга → книга заклинаний → колдовство, заклинания → чары, очарование; ср. также фр. grimoire, рус. гримуар «книга заклинаний», того же происхождения).

Слово стало широкоупотребительным благодаря Вальтеру Скотту в чьей поэме The Lay of the Last Minstrel (англ.)русск. оно обозначает особое волшебство, превращающее людей, их жилища и т. д. в более великолепные версии самих себя.

Это слово становится модным в 1930—1950 гг., прочно ассоциируясь с периодом расцвета голливудской «фабрики грёз».

Суть явления

Культура гламура — это результат восприятия аристократических ценностей пришедшим на смену дворянству классом буржуазии. Аристократические роскошь и сексуальная свобода являлись с точки зрения протестантской этики нарождающегося класса запретным плодом, что, однако, не делало их менее привлекательными. Но если для высшего класса эпохи феодализма эти человеческие проявления были естественны, адаптированные для высшего класса нового времени они приобрели черты театральности.

В специальной литературе также отмечается, что гламур «воздействует на общественное сознание индивидов, прежде всего тем, что «замещает созданный коллективным опытом жизненный мир сфабрикованным симулякром, или в более мягкой форме, вводит в жизненный мир сконструированные им компоненты».

Как отметил профессор Stephen Gundle, автор книги «История гламура» —в основе гламура лежат такие несовместимые пары понятий, как «неряшливая элегантность, доступная эксклюзивность, демократичный элитаризм».

В современном использовании слово «гламур» часто путают со стилем или красотой, однако это может быть понято по-разному:  гламур может создать видимость красоты и настоящего личного стиля.

Фактически гламур – это не просто нечто красивое и притягательное, но обязательно – цепляющее взгляд и привлекающее внимание. Ему чужды скромность и сдержанность, он настаивает на визуальном излишестве, на так называемом wow-эффекте. Многие специалисты по стилю сходятся в одном: гламур – это не что иное, как маскировка, за которой прячутся недостатки и выстраивается другая реальность, более успешная, оттого такая желанная. Эта реальность очень яркая и блестящая, переходящая в безвкусицу, но она производит эффект, на который делается ставка.

Так,   гламур – это скорее способ подачи, особая эстетика, «недостаток ума и духовности,  который компенсируется материальным богатством».

Гламурэто стиль жизни, диктуемый модными журналами

— близость к общепринятым стандартам «роскоши», «шикарного», внешне «блестящего».     В. Пелевин в произведении Empire V пишет, что «гламур — это маскировка, которая нужна для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих». Гламур нужен для того, чтобы окружающие думали, что человек имеет доступ к бесконечному источнику денег.

Гламур — это система взгляда на мир в усложненной интерпретации, где многие ценности заменены вещизмом и роскошью. Это новый образ жизни и мыслей, подчиняющий человека принципу «обложки глянцевого журнала», в котором даже речь и поступки следуют этому образу.  Превосходство над массой достигается множественностью факторов, на первых местах стоит внешний вид и умение преподнести себя.

Художник Дмитрий Шагин считает гламур не просто определенным стилем жизни, а эстетикой и идеологией современности.    Демонстративное потребление и гедонизм заявлены как ее системная идеология.   Но для массы людей такая, как выразился один критик, «позитивная жизнь в пене для ванны» — социальный идеал: принципиально недостижимый (потому и идеал), но задающий направление мечтаний и реальных действий.

Гламур вырос на отсутствии системной идеологии элиты. Но главный редактор глянцевого мужского журнала Н. Усков считает, что гламур и есть идеология правящего класса, причем только в России.  Класс этот «давно проклял малиновый пиджак, обрел известную утонченность и научился скептически морщится на шампанское, если это не Dom Perignon 1998 г.  Модель гламурного образа жизни востребована элитой прежде всего как способ обрести респектабельность, неважно, в глазах Запада или местного бомонда. Г-н Путин носит  Фирменную одежду и начинает каждое утро с верховой прогулки, г-н Лимонов щеголяет безупречными вечерними костюмами и не пропускает ни одного светского раута столицы, г-н Абрамович променял сомнительный для Запада титул «русский олигарх» на приличное «хозяин «Челси», г-н Жириновский тщательно подбирает галстуки к рубашкам, местами напоминая миланца, даже г-н Венедиктов заставил себя надеть смокинг на церемонию «Человек года», потому что «так положено».  Впрочем, той же мысли, что гламур — это самая настоящая идеология, придерживается и культуролог Л. Рубинштейн. Только оценка разная. Для Рубинштейна это минус, для Ускова — плюс.

Стиль жизни демонстративно выставлен в качестве социального маркера. Причем маркируется не индивидуальные ценности, а достигнутый уровень потребления — роскошь. Стилизация жизни под названием «гламур» осуществляется, таким образом, в рамках классической модели престижного потребления, разработанной Т. Вебленом в конце XIX века. Именно он определил роскошь, т. е. использование благ в размере и качестве очевидно сверх необходимого, в целях завистнического сопоставления себя с другими как исторически первую форму демонстративного потребления.

Гламур — следствие легитимизации некоторой частью элиты современной России принципов и практик массовой культуры. «Так будем веселиться…» Причем так, чтобы всем это веселье было видно. Ну а затем, в полном соответствии с теорией моды В. Зомбарта, образцы от привилегированных слоев общества «просачиваются» в непривилегированные, в массу.

По сути своей, гламур — игровая практика, создание иллюзии о себе через демонстративное потребление особого типа благ — брендированных товаров и услуг индустрии роскоши. Имидж формируется через роскошь — и не более, но и не менее.

 

2.3.Уфология

Уфология (от англ. Ufology) — псевдонаука,  квазинаука, занимающаяся изучением свидетельств о существовании НЛО, в т.ч. о контактах с НЛОнавтами и похищениях ими, мысленном общении с инопланетянами (т.н. контактёры), о палеоконтактах в истории человечества, а также о других подозреваемых с деятельностью внеземного разума паранормальных явлениях (круги на полях, неопознанные плавающие объекты, квакеры и пр.).

В широком смысле слова уфологией называют исследование и других паранормальных явлений, непосредственно не связанных с НЛО: полтергейста, призраков и др.

Термин «уфология» происходит от аббревиатуры «UFO» — Unidentified Flying Object, имеющей русский аналог «НЛО» — Неопознанный Летающий Объект. В основном термины «уфология» и «уфолог» (ufologist) используются средствами массовой информации и не фигурируют в перечнях научных дисциплин[. Диапазон специалистов, интересующихся необычными явлениями, связанными с НЛО, весьма широк, а характер этого интереса (согласно энциклопедии «Кругосвет») «неоднороден — от строгого научного исследования до параноидальных идей и откровенного шарлатанства».

Журнал «Научный атеизм» (2001) приводит уфологию в качестве классического примера квазинауки. Публичной критикой «проблем» уфологии в России занимается Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской Академии Наук.

 

2.4. Постмодернизм

Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).

Постмодернизм — явление второй половины XX века,  в основе которого лежит специфическая установка на восприятие мира в качестве хаоса — т.н. «постмодернистская чувствительность».

По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф. В русской культуре постмодернизм возникает не как противоположность модернизму, а как замещение модернизма.

Массовым сознанием он воспринимается как синоним всяческих безобразий — то есть просто «постмодернизм какой-то» — как когда-то выразился один постсоветский министр внутренних дел. А в кругах более культурных постмодернизм, как правило, воспринимается как непременно фантастическая, холодная, мозговая игра.

Прежде всего, постмодернизм  ищет сложное зрение и отторгает упрощения — именно как этическую опасность. Упрощения всегда основаны на бинарных оппозициях, на жестких и всегда неравных противопоставлениях, и потому именно они всегда являются источниками насилия — прежде всего, по отношению к «другому». Конечно же, для постмодернизма очень важна критическая позиция по отношению ко всему авторитетному и, прежде всего, по отношению к политической власти, которая также всегда строится на логике бинарных оппозиций.

Речь идет о том, что  активизировались  механизм негативной самоидентификации: когда позитивные основы идентичности рассыпались или стали проблематичными, индивидуальные и групповые идентичности начали строиться от противного, от фигуры врага. Однако в отличие от советского времени, когда фигура врага была централизованной, в постсоветском мире она создается ситуативно,  часто меняется — сегодня это один враг, завтра другой.  Главное, я — не он: не кавказец, не американец, не таджик, не гей, не кто угодно. Именно поэтому проблематизация «свой—другой», «свой—чужой» так важна для постмодернизма  и  в особенности — для современного российского постмодернизма. Тут есть несколько направлений, но, пожалуй, главное — это представление о том, что нет ничего «своего», абсолютно изолированного от «чужого», это фикция, игра отражений.

Мы имеем дело с постоянным «непрорабатыванием» истории: каждая новая историческая травма — загоняется вглубь, чтобы потом вернуться в виде монстров. Однако одновременно это и процесс восстановления ответственных отношений с тем, что было однозначно демонизировано.

Постмодернизм — эпоха надлома  ценностной системы,  одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума.  Такая реакция появляется обычно в эпохи конца стиля, исчерпанности прежних типов художественности как эстетическая реакция на разрушение всех утопий — социально-исторических, философских, научных, культурологических и художественных. Это особый вид демократии в искусстве, которое освободилось от традиционных обязанностей быть учителем и проповедником, вести за собой людей, с одной стороны, с другой — обслуживать государственную идеологию, строить мир. Для постмодернизма характерны ирония, игра,  стеб, гротеск —  всё это важно, но только как средство защиты от разочарований, нестабильности.

2.5. Миф, мифологема.

Миф – обобщённое представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющие реальность с мистикой. Это всегда представление в значительной степени иллюзорное, но в силу своей

понятности, эстетической  привлекательности оказывающее большое влияние на сознание. В отличие от рациональных логических представлений, миф мобилизует воображение, художественное чувство и доступен каждому (большинству).

Сила мифа в том, что он даёт целостное и устойчивое, связывающее поколения видение реальности. В нём сглажены противоречия, мир приведён в порядок, что придаёт человеку уверенность в том, что главные вопросы бытия поддаются решению, как они решены в мифе.

Функция мифа – организация опыта в ярких и многозначительных символах и образах.  Но если вырабатывать мифы целенаправленно, а затем вводить их в массовое сознание через СМИ, то можно конструировать человека с заданными свойствами, например, потребителя. Исследователь роли мифов в массовом сознании Р.Барт говорил: « Функция мифа – удалять реальность…миф постоянно истекает бесследно улетучивающейся реальностью» (стр. 240, Кара-Мурза). Миф играет роль психологической защиты о реальности. Миф, упрощая реальность и давая человеку иллюзию понимания, освобождает от страха перед неопределённостью. Помогает пережить психологические травмы и потрясения. Способность мифа упростить реальность и свести существующие в ней противоречия к формуле борьбы Добра и Зла очень востребована во времена потрясений, революций,  войн. А поведение человека, захваченного мифом, становится более предсказуемым и программируемым.

Политический миф «упорядочивает» хаос политической реальности, подавляет критическое мышление. Человек, мыслящий в соответствии со структурой мифа, верит. Но нельзя верить «наполовину», и человек закрывает глаза на то, что некоторые важные следствия мифа противоречат реальности.  Один из основоположников науки о пропаганде Г. Лассуэл говорит:  «Политический миф – это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности».

Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью управления поведением. Политтехнологи создают образ сил Добра», Образ «империи Зла».

Пример маленького, конъюктурного политического мифа – привычная метафора «ленинской кухарки», сталинский афоризм «нет человек – нет проблемы». Миф о вреде «кабинетно-портфельной» работы.

Новые политические мифы не возникают спонтанно. Они «создаются в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулемёты или самолёты» (стр. 243) Современные политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Они сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность контролировать их деяния.

Миф сам по себе неуязвим. Он нечувствителен к рациональным аргументам. Понять миф означает т осознать его силу. Мы обязаны видеть лицо противника, чтобы знать, как победить его. Миф потому и живуч, что опирается на взаимодействие сознания и подсознания, на сочетании обрывков достоверной информации с иррациональной верой в зло, подкреплённой сильными художественными средствами.

Мифологема — популярная, социально значительная идеологема, которая активно участвует в формировании мировоззрения и поведения людей, напр., «социальная справедливость«, «свобода, равенство, братство», «открой свое дело», «экономическое мышление«, «экономический подход«, «государственное мышление», «современные научные знания«, «научно-технический прогресс«, «цивилизованные страны», «цивилизованные народы (общества)», «новые информационные технологии», «информационное общество«.

Источник: Психологическая энциклопедия

3. Образование и наука в тисках «реформ».

Советская система образования, сумевшая выжить в лихие 90-е годы сейчас получает нокаутирующие удары. Силой внедрён ЕКЭ. Новая система проверки знаний запускает в образование вирус, уничтожающий естественную  тягу человека к познанию. И без того уже 20% российских школьников функционально неграмотны: прочтя текст, они не способны его понять. Вместо бесплатных знаний в образовании предлагается покупать услуги.  Страна пришла в ужас от наскоро скроенного списка «неэффективных вузов». Стратегия власти очевидна – меньше вузов-меньше образования. Заодно высвободиться собственность, которую можно присвоить. Финансирование образования сокращается   в этом году   на 76% по сравнению с 2013г.  Годовые затраты на одного ученика в Южной Корее превышают 6 тыс. долларов, в Гермнии – 7 тыс., а в США – составляют около 10 тыс. В РФ они меньше 2 тыс.

Стране навязывается политика воспитания раба, наречённого потребителем. «Родился – потреблял – умер» — вот схема жизни человека. Учёный совет филфака МГУ прямо объявил, что проводимый курс – это линия на создание управляемой массы. А умных нужно как можно меньше. Этот подход власти закреплён в новом законе об образовании. Од видом платных услуг открыта дорога тотальному вытеснению бесплатного образования.  А не будет социально ориентированной системы образования — не будет прорывной науки. К началу 90-х г.г. отечественная наука вела сплошной фронт работ по всем направлениям современных исследований, по ряду из них удерживалось бесспорное лидерство. Отраслевые НИИ былитесно связаны с производством.  Высокий социальный статус учёного подкреплялся уровнем его доходов. Нерыночное регулирование позволяло обеспечить высокую концентрацию сил и достичь успехов на прорывных направлениях. В их число входили и атом, и космос, и энергетика. Теперь Россия резко снизила объёмы финансирования науки. Почти втрое упала численность исследователей, критически вырос их средний возраст. Доходы научных работников несопоставимы с доходами тех, кто занят в банках, бизнесе, на госслужбе. Каждый четвёртый уехал за границу. Многие находятся во внутренней эмиграции (работают на иностранных предприятиях в РФ).

В некогда могучей научной державе разрушена отраслевая наука, утрачены многие НИИ и научные школы. По рейтингу научных публикаций у России теперь лишь 22 место в мире. Разрушается РАН. Власть навязывает копирование худших образцов зарубежного образования и ввозит зарубежных учёных, оплачивая их потребности, оставляя отечественным учёным лишь нищенские пособия.

Кризис в образовании и науке резонирует и в другие системы: охрану здоровья, искусство и т.д.

Георгий Геннадьевич Малинецкий, «А.Н.» № 3, 30.01. 14.

Решение о финансировании науки преимущественно через систему грантов.

Системная работа возможна при стабильном бюджетном финансировании.

ФАНО – Федеральное агентство научных организаций – «сплошные менеджеры», они не понимают, на какие темы необходимо проводить исследования. Большинство проблем имеют междисциплинарную направленность, они должны решаться разными научными институтами. Только РАН или Госкомитет по науке и технике (ГКНТ) при СССР мог бы координировать эту работу.

РФ уже находится на 21 месте в мире по доле расходов на науку в ВВП. С таким уровнем наука скатывается в третий технологический уклад.  В правительстве наотрез отказываются понимать,  что АН (100 тыс. чел.,  в т.ч. 50 тыс. исследователей) – это дрожжи в тесте.  Без них тесто не взойдёт.

Технологические уклады – те направления научно-технического прогресса, которые преобладают в данное время.

1 -3 – крупная индустрия.

4 – атомная промышленность, энергетика, космос, авиастроение, нефтехимия.

5 – электронная промышленность, вычислительная и оптико-волоконная техника., программное обеспечение, роботостроение.

6 —  наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, робототехника.

 

Сейчас происходит «пересдача карт будущего», а наше правительство в этом не участвует.

В настоящее время имеет место колоссальное сокращение времени внедрения изобретений в массовое производство. Схему внедрения можно сравнить с машиной. Чтобы она двигалась – нужно несколько вещей: руль, колёса, ветровое стекло, мотор. Ветровое стекло необходимо, чтобы было видно направление движения, информация о маршруте. В советские времена наша ведущая научнотехническая библиотека выписывала 3 тыс. иностранных журналов ежегодно, Гарвард – 109 тыс. Сейчас подписка сократилась на порядок.

Руля тоже нет. Его роль успешно исполнял ГКНТ, который  знал всё, что изобретается или создаётся в стране.  Сейчас 80 различных ведомств   тратят бюджетные деньги на проведение исследований. Велосипед изобретается по 5 раз в месяц.

Можно ехать и без руля, но в 90-е г.г. была уничтожена прикладная наука – двигатель. Именно в ней делается 75% изобретений на основе фундаментальных разработок.  Нет колёс фирм-гигантов, выводящих проект на мировой рынок.

«Инновационное развитие страны намертво заклинено, его механизм умело поломан». От российской машины остался только ржавый кузов. Но и его пытаются отправить в металлолом. Системы государственного управления просто не существует. Одна часть властного общества хочет навести порядок, чтобы их дети жили в приличной стране. Другие же живут «начерно», Поживут, поворуют, а потом будут жить набело на западе, где есть запасной аэродром. Вот и выполняется всего 5 % поручений президента.

С трибуны говорят об  инновациях, а на деле выращивают потребителя вместо творца, как говорил Фурсенко.   Кто же будет внедрять инновации? Потребитель?

Наши разведанные запасы нефти оцениваются в 9 трлн. т. При уровне нынешней добычи их хватит на 18 лет. При этом 20 лет уже потеряны.

«Сколково» есть костюм без лошади. Нет конюшни, нет лошади, нет денег на всё это, но есть шапочка и костюм для конной езды. (см. пример с «золотым телефоном» Хоттабыча)

Нанотехнологии выступают как острая приправа к некоторым  отраслям промышленности, они позволяют существующей промышленности придать новые качества.    Например, новое поколение полимеров, фармацевтика и др. Целый набор отраслей, но большинство из них уже уничтожены.  Поэтому вначале надо приготовить основное     блюдо, а потом приправу к нему. В течении 10-15 лет мы должны отстроить экономику следующего технологического уклада, иначе страны просто не будет.

 

26.12.13. Аргументы Недели. Дураки и дороги.

Примеры дурацкого поведения.  Из такого народа выходят выдающиеся чиновники. По инициативе премьера запустили интернет – проект «Россия без дураков». Для отслеживания уровня глупости в регионах. За первые 2 дня работы сайт собрал 943 тыс. просмотров. Здесь появились следующие перлы:

1. «Мы – люди в погонах. Как нас назовут, так и будем работать». Колокольцев в., министр вн. дел.

2. «Экология, свинец, тяжёлые металлы и погодные условия – всё это сказывается на здоровье автоинспекторов, которые очень глубоко больны». Р.Нургалиев).

3. «В военном строительстве кризиса нет. У нас такой приказ – кризиса не замечать». А.Сердюков».

4. Принуждение гражданина к выполнению обязанностей, котрые он обязан выполнять – это нормальное дело». В.Смирнов, начальник Главного организационно-мобилизационного управления генштаба).

5. «Парад безволия надо прервать» А.Медведев.

Сайт закрылся без комментариев.

 

Совершенно Секретно,   2, февр. 2014, Международный конкурс «Слово года» в РФ.

Михаил Эпштейн. Язык – не зеркало общества, а его спарринг-партнёр»

Современный русский язык – язык не столько мысли, рассуждения,  сколько чувств и оценок.  Но 2013г.- это торможение эмоциональной сферы. Без гнева и ликования.  Преобладает интонация вялого отбрехивания,  ленивого и безнадёжного сарказма. Мы вошли в предкладбищенскую фазу, когда уже всё улеглось и стало до боли понятно, в каком обществе мы живём. И с этим ничего не поделать. Всё подернулось пеплом».

Язык отражает общество не как зеркало, а как спарринг-партнёр. Отражает удары, наностит свои, передразнивает, нападает, бросает вызов.

Слово года – ГОСДУРА – представление о немудрости  гос.  политики. Слово универсально, выражает общую обиду и апатию одновременно. Это не столько о Думе, сколько о государстве.

Слово года:

ИДИОКРАТИЯ, ИДЕОКРАТИЯ, эволюция власти от идео- к идио

КРЕАКЛ

ДЕПАРДИРОВАТЬ

ДИССЕРНЕТ

СВЯТОБЕСИЕ, «больше ада».  Реакция на насильное внедрение «пряничной религиозности». Это свидетельство опривычивания  антинормы. Антпорядок установлен. Пауза, остановка. Когда уже страшно, но по инерции ещё смешно.

РЕЛИГАРХИЯ

ПРИКРЕМЛЕННЫЕ

ИНФОМАГИЯ

Выражение года:

Антисиротский закон, ЗАКОН ПОДЛЕЦОВ

ВЗБЕСИВШИЙСЯ ПРИНТЕР

ДУХОВНЫЙ СКРЕП – насаждение новой формы единомыслия.

ПРОФАНАЦИЯ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ СКЛЕРОЗ

Фраза года:

1. ВОТ КАК — ТО ТАК – фиксирует настроение общества, состояние «ни туда, ни сюда», ответ маленького человека на обиды и урдства

2. ВПЕРЁД, В ТЁМНОЕ ПРОШЛОЕ, или НАЗАД В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ!

3. ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ НАВСЕГДА – парафраз из Черномырдина, усугубление бессмыслицы. Констатация очередной неудачи. Сорвалось не в очередной раз, а бесповоротно. Никакой надежды. Всеобщий пофигизм.  Фраза припечатывает эпоху нулевых семантическим нулём.

4. ИЗМЕНИ РОССИЮ, НАЧНИ С МОСКВЫ

5. ИБО НЕ ФИГ – так власть объясняется с населением. Стилевое несочетание: высокопарное книжное «ибо» и  просторечевое «фиг». Это и есть язык «управляемой демократии»: смесь «закона»  и  «понятий». Власть вежливо жестикулирует, выкладывает на стол какие-то документы, цифры; «ИБО»! А под столом пинок ногой – «не фиг».

6. ДЕПУТАТЫ И ДЕПУТАНЫ

7. НАСТОЯЩИЕ КИПРИОТЫ РОССИИ

8. Навальный, садись, пять!

Неология и неофразия (впервые сочинённое словосочетание):

ДЕСИЕНЦИЯ – обезнаучивание, упразднение науки, слабоумие в масштабах страны

проФАНация, ФАНовая реформа

НАУКОПОМРАЧЕНИЕ

ЛАЙКБИЩЕ – вечное хранилище лайков на Фейсбуке

Интеллигены

ЖРИТЕЛЬ

ПЕРВОПРОХЛАДЕЦ

В российском обществе политизировано всё, кроме политики. В ней господствует ровная безмятежная вертикаль. Зато наука, культура, религия, общество, словесность, язык – всё оказывается под властью политики.  Почти не остаётся места для чистой науки, культуры, религии, которые подчинялись бы своим собственным законам: познания, творчества, веры.   Вынужденное воздержание от прямой политики, невозможность свободной политики приводит к политизации всего общественного пространства.

Первые штрихи 2014г. – «православный ресторан», «голубое лобби».

 

  1. 4. Пути решения проблем в сфере культуры, образования и нравственности.

«Обновлённый социализм». Социалистическое сознание в массы.

Мы видим, что контрнаступление империализма несёт в себе чудовищную опасность. Но диалектика проявляется и в том, что продвижение его обнажает его истинную природу, способствует росту революционной борьбы. Обязательным условием возрождения России будет культурный подъём. КПРФ обеспечит культурный подъём страны, защитит нашу историю от посягательств тех, кто порочит подвиги прежних поколений.  Бюджетные расходы на культуру удвоятся в течении трёх лет. Заработают масштабные программы защиты языка и традиций русского народ и всех народов России, охраны памятников истории, пропаганды выдающихся произведений советской культуры. Телевиденье и кинематограф вновь станут источником воспитания базовых моральных ценностей, чувства патриотизма и гражданской ответственности.

КПРФ неустанно защищает социалистическую культуру, советскую цивилизацию, память  о советском прошлом.

Поделиться: