Меню Закрыть

СТРАТЕГИЯ ЕСТЬ, РОСТА НЕТ! Материальное производство как конкурентное преимущество старопромышленного региона

Б.Бабаев, доктор

экономических наук, профессор,

М.Сергеева, кандидат

экономических наук, доцент

 

 

Вот уже несколько месяцев подряд наши власти говорят о необходимости развития реального сектора экономики. В порядке реализации мер по стабилизации экономики и обеспечения социальной устойчивости (антикризисная программа Правительства, как план первоочередных мероприятий, принятая в конце января текущего года) предусматривается выделение значительных денежных средств, но при этом лишний раз подчеркивается необходимость того, чтобы значительная часть этих средств действительно поступила в сектор экономики, производящий товары и нефинансовые услуги (это как раз и есть реальный сектор). Чтобы понять значимость такого поворота в экономической политике, напомним, что в прежние годы свободные денежные средства Правительство подвергало стерилизации, это называлось – создание денежной подушки безопасности (деньги вкладывались в низкодоходные, но устойчивые ценные бумаги США, Германии и других стран, т.е. имела место поддержка экономики других государств). Оппозиция, в том числе КПР Ф, настойчиво доказывала, что необходимо «нефтяные деньги», как сверхдоход, вкладывать в развитие промышленности, сельского хозяйства, в инфраструктурные объекты, в развитие Сибири и Дальнего востока, однако правящие власти упорно стояли на том, чтобы формировать денежные фонды, вместо того, чтобы использовать их для развития реального сектора.

В настоящее время начинают говорить (будем надеяться, что всерьез) о необходимости первоочередных вложений в промышленность, сельское хозяйство, инфраструктурные объекты, также идет речь о поддержке рынка труда. В связи со сказанным актуальна тема материального производства, активизация экономической деятельности в образующих ее отраслях.

Если настроение Правительства складывается в пользу реального сектора (вносятся соответствующие поправки в экономическую политику), то можно ли утверждать, что современный бизнес также заинтересован в развитии промышленности и других сфер материального производства? Кстати, к материальному производству относятся: промышленность – добывающая и обрабатывающая, производство электроэнергии, газа, тепла, воды, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыборазведение, капитальное строительство. В данном случае речь идет о тех сферах, где создаются товары, продукты, отделяющиеся от непосредственного процесса создания и получающие затем самостоятельное движение в сфере обращения. Поскольку материальное производство связано как с загрузкой действующих производственных мощностей (в этом отношении в стране и в Ивановской области есть крупные резервы), так и со строительством новых заводов и фабрик, иных материальных объектов, то очень важно понимание того, заинтересован бизнес в подобных действиях или нет.

Судя по печати, принимая во внимание мнение отдельных бизнесменов и экспертов, нетрудно придти к суждению, что бизнес слабо настроен на форсированный рост материального производства. В Ивановской области проводились различные опросы, круглые столы, из которых ясно, что наши бизнесмены-промышленники, также и те, кто занят в других сферах, ориентируются на такие отрасли, как торговля – оптовая и розничная, туристско-рекреационная деятельность, спортивно-развлекательный сегмент экономики, операции с недвижимостью, естественно, привлекательной остается финансовая сфера, прежде всего кредитная. Эти сферы деятельности, как правило, характеризуются быстротой оборота средств и повышенной доходностью, даже возможностью получения ренты (сверхдохода).

В то же время материальное производство, прежде всего промышленность и сельское хозяйство, связано с различными сложностями и трудностями и с повышенными рисками. Сейчас, в порядке осуществления импортозамещения, возникает благоприятная возможность для развития промышленной и аграрной деятельности. Вместе с тем, и у промышленников, и у аграриев появляются сомнения следующего рода: можно вложить значительные средства в производство, сегодня ситуация благоприятная, но, что будет завтра, послезавтра, когда осуществляемые в отношении России санкции будут отменены, когда вчерашние конкуренты вновь вернутся на российский рынок? Где гарантии, что в этом случае «подсуетившиеся бизнесмены», наладившие производство, не окажутся в очень трудном положении, ибо зарубежные конкуренты сильны и могут иметь превосходство в технологическом, организационном, кадровом, финансовом отношениях?

В заметной степени сложности промышленного и сельскохозяйственного развития в нашей стране усугубляются такими вопросами, как кадры (ощущается серьезный дефицит организаторов производства предпринимательского толка, специалистов по целому ряду важных направлений, квалифицированных рабочих). Инвестиции (актуальна тема доступа к кредиту, это тоже большой принципиальный вопрос, расшифровка которого требует специального разговора), технологии (у нас подорван сектор научных исследований и опытно-конструкторских разработок, сектор который создает и поставляет технологии производственной сфере), рынки (падение реальных доходов населения, неустойчивый спрос на промежуточный продукт, повышенная степень неопределенности общерыночной ситуации, трудности экспортноимпортного порядка).

В порядке конкретизации отмеченных положений, носящих принципиальный характер, можно указать на некоторые примеры из практики. Возникают новые предприятия (Тейково, Палех и др.), которые с самого начала испытывают нужду в квалифицированных кадрах. Один из способов решения проблемы – доставка людей на работу их других регионов. Для этих целей используют специальные автобусы. Сложность с получением кредита также общеизвестна, ключевая ставка Центробанка – 15%, другими словами, исходя из этого требования, Центробанк выдает кредиты кредитным организациям, те, в свою очередь, накручивают так называемую маржу (ее назначение возместить издержки банка и обеспечить ему прибыль, а часто и сверхприбыль). В итоге заемщик получает кредит минимально под 18-20% (на самом деле эти показатели могут быть и гораздо выше). В то же время рентабельность промышленного или аграрного сектора, в лучшем случае, находится в диапазоне 8-12%.

В данном случае действия правящих властей не укладываются в разумные рамки, с одной стороны, они высказываются за экономический рост (экономические структуры Правительства), с другой – делают кредит для бизнеса малодоступным (зона ответственности Центробанка). По нашему убеждению нужен мощный, компетентный, располагающий достаточными полномочиями координирующий центр, некое подобие Госплана, когда правая рука будет знать, что делает левая рука. Еще раз подчеркнем, что строительство новых фабрик и заводов – это задача повышенной трудности, особенно хочется указать на необходимость подготовки кадров – организаторов производства предпринимательского толка. Нам настоятельно нужны свои Лихачевы (автомобильная промышленность), Малышевы (оборонный комплекс), Завенягины (цветная металлургия), Курчатовы (атомный проект), Королевы и Челомеи (ракетно-космическая деятельность). Конечно, вместе с тем нужны и люди регионального масштаба, которые могли бы развернуть производство в рамках конкретного региона.

Ивановская область – старопромышленный регион, прежняя структура экономики оказалась несоответствующей требованиям, связанным с переходом от плановой экономики к рыночной. По отношению к 1991 году произошло падение промышленного производства примерно в два раза – это следствие действия стихии рынка. В настоящее время доля материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство) составляет примерно 45% ВРП , соответственно, на сферу услуг падает 55%. В сфере услуг резко преобладает торговля и ремонт техники для населения. На примере города Иваново, а также и других городов, можно видеть, что поселения приобретают некий купеческий облик. Возник перекос в сторону сферы услуг.

Чем же предопределяется востребованность материального производства применительно к нашей области? Во-первых, многие запросы самих жителей Иванова и области (1050000 человек) в материальных продуктах либо в заметной степени удовлетворяются за счет ввоза, прежде всего импорта (продукты питания, бытовая техника, автомобили, широкий спектр непродовольственных товаров, сырье для промышленности, оборудование и машины для экономики), либо, даже с учетом импорта, удовлетворяются в неполной степени (недостаточное потребление мясных и молочных продуктов, лишь на 50% удовлетворяются запросы в овощах, фруктах, рыбе). Значит, есть внутрирегиональный запрос на развитие материального производства, при этом не только с точки зрения запросов населения, но и с учетом потребности в промежуточном продукте (сырье, полуфабрикаты, комплектующие и пр.).

Во-вторых, экономика любого региона должна «переливаться» через свои административные границы, должна зарабатывать деньги вне пределов региона – это требование расширенного воспроизводства. Возможности вывоза в нашей области связаны с швейнотекстильной промышленностью, с машиностроением, с химическим производством и с рядом других видов хозяйственной деятельности. Еще раз подчеркнем, что в современных условиях начинает формироваться широкомасштабный, мощный спрос на продукцию материального производства, это связано с импортозамещением (это тема национальной безопасности), реализацией инфраструктурных проектов (автодороги, железные дороги, мосты, порты, электроэнергетика, газоснабжение, водоснабжение и др.), с новой индустриализацией и техническим перевооружением экономики, хозяйственным освоением территории, включая Сибирь и Дальний восток и другими обстоятельствами.

В Ивановской области примерно ¾ промышленного производства падает на швейно-текстильную промышленность, машиностроение, пищевую промышленность, кроме того заметную роль играет металлургическое производство, получившее развитие в 2000-е годы. Общая идея развития экономики региона, как полагают многие эксперты, заключается в диверсификации, которая позволит наиболее полно реализовать имеющиеся природный и экономический, а также кадровый потенциал. Конечно, степень неопределенности современной экономики высока, но, вместе с тем, каждому региону необходимо позиционировать себя как в рамках межрегионального сотрудничества, так и в рамках национальной экономики. Есть Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года, она была некоторое время тому назад уточнена, но, к сожалению, такие документы довольно часто кладут на полку. К тому же в этой Стратегии не заострен вопрос о материальном производстве, не слишком четко прописана тема позиционирования в рамках России. Но, если существует широкомасштабный запрос на продукцию материального производства, то в рамках этого надо проводить рассуждения необходимых предпосылок для реализации этого требования. И здесь наиболее значимая тема – государственная поддержка. При ее отсутствии или ее недостаточной эффективности бизнес не сделает ни в рамках национальной экономики, ни в рамках отдельных регионов поворот в сторону материального производства, но это уже тема особого разговора.

Поделиться: