Меню Закрыть

ПОДПИСИ, КОТОРЫЕ НИКТО НЕ СОБИРАЛ

Пресс-центр Ивановского обкома КПРФ по материалам http://www.ivanovonews.ru/

Может ли быть достоверной подпись, если за гражданина без его ведома её поставил другой человек? Оказывается, может. Если речь идет о выборах. Скандал с подписными листами разразился на довыборах в Областную думу. Один из членов окружной избирательной комиссии заподозрил, что часть документов, представленных тремя кандидатами, – фальшивка, а это – преступление уголовного или административного характера. Сейчас правоохранители проводят проверку. Подробности – в нашем репортаже.

Жители 46-го дома в деревне Горки встревожены. На днях они узнали, что в подписных листах каких-то кандидатов на довыборах в Областную думу стоят их подписи. «Как так?», – удивляются селяне. У них тут огороды, домашние дела, а непонятных граждан, называемых сборщиками, и рядом не стояло.  

– Это просто действительно какой-то подвох. Мы ничего не писали и к нам никто не приезжал.

В этом здании в Тейкове находится городская избирательная комиссия. На довыборах депутата Областной думы ей придали статус окружной. В 12-й округ входят Ильинский, Гаврилово-Посадский, Тейковский районы и непосредственно Тейково. Кандидатов на одно место в думе – 8. Троим из них, выдвинутым непарламентскими партиями, для регистрации требовалось представить подписи избирателей. Минимум по 1808 каждому. Все документы были поданы в избирком, проверены там – и представителей «Гражданской платформы», «Партии пенсионеров за справедливость» и «Патриотов России» спокойно зарегистрировали. Но спокойствие было недолгим.

Ирина Мальцева, член окружной избирательной комиссии по округу № 12: «Я была членом комиссии назначена уже после того, как регистрация прошла. И ознакомилась с документами комиссии для того, чтобы узнать, что там они приняли и как действует комиссия. На мой взгляд, там большое количество поддельных подписей. То есть подписные листы собирались не с выходом на места, а где-то в тиши кабинетов с использованием базы данных».

Ирина Мальцева в избирательную комиссию представлена кандидатом от КПРФ. Еще она – член движения в защиту прав избирателей «Голос». Наблюдатель на выборах со стажем. Свои сомнения аргументирует: большое количество подписей собраны за пару-тройку дней. Причём, в первый день кандидатам надо было открыть избирательный счет и оплатить изготовление подписных листов. Но главный аргумент – проверка с выездом. Вот в эти самые Горки. Разговор с жильцами подозрения Мальцевой в том, что нарушен закон, превратил в уверенность. Пообщалась с селянами и наша съемочная группа.

Корр.: «К вам сюда сборщики подписей приходили?».

Лилия Молчанова: «Нет».

Корр.: «Вы вообще где-либо свою подпись ставили за кандидата?».

Лилия Молчанова: «Нет, нигде».

До нас здесь уже побывала полиция и тоже опросила граждан. Она проводит проверку по заявлению члена избирательной комиссии Ирины Мальцевой. А мы проехали дальше. Ведь могло же быть, что история в Горках – досадная случайность. В Гавриловом Посаде подписи собирали, к примеру, на улице Карла Либкнехта, если верить документам, а не тому, что слышишь от местных жителей или видишь сам.

Вот в этом строении доме № 2 по улице Карла Либкнехта 29 июля якобы тоже побывал сборщик подписей и даже собрал данные с граждан из нескольких квартир. Только не понятно, каким образом это было сделано. Дом давно признан аварийным и жители были расселены.

Мы прошли по домам, жители которых тоже присутствуют в подписных листах.

– К вам приходили сборщики подписей?

– Никто не приходил.

– Вы где-либо вообще ставили подпись в пользу какого-либо кандидата?

– Нигде не ставила, нигде.

– Никто не приходил.

– Сборщиков подписи точно не было? И подписи вы ни за кого из кандидатов не ставили?

– Нет, не видали, не писали.

Из дома в дом – аналогичные ответы. Кто-то говорит, не пряча лица от камеры, другие – боятся и отвечают из-за двери. Всё то же на улице Розы Люксембург. Здесь мы обошли многоквартирный дом. Местные жители качают головой – никаких подписей не ставили. А в одном из домов на улице Дзержинского и вовсе оказалось, что квартиры двух подписантов давно пустуют. Любопытно, что лишь один из гавпосадцев, с которыми мы говорили, заявил о своем намерении обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке. Большинство никаких действий предпринимать не собирается.

– Вы готовы обратиться в прокуратуру, чтобы она защищала ваши интересы?

– Никуда я обращаться не буду.

– Обращаться не буду, но я не ставила никаких подписей.

Полным составом в прокуратуру намерены писать селяне из Горок. Но прокуратура и так подключится, уже после полицейской проверки. А вот окружная избирательная комиссия перепроверять подписные листы не намерена. В областном избиркоме говорят: достоверность подписей была проверена рабочей группой. Сомнений не возникло. А сейчас уже поздно. Было 10 дней после регистрации кандидатов, когда эту регистрацию можно было оспорить. А просто так проверять подписи не будут.

Корр.: «Я к тому, что постфактум проверять никто не будет? Это не принято?».

Анжелика Соловьева, председатель областной избирательной комиссии: «Законодательно это не предусмотрено. Предусмотрена проверка этих подписных листов только в том случае, если речь идет об отмене решения комиссии».

Сама проверка достоверности без привлечения экспертов-почерковедов удивительно проста. Данные листов сравнивают с базой данных системы ГАС Выборы. Главное, чтобы у человека совпадала прописка, имя, фамилия, отчество и номер паспорта. А есть он там на самом деле, и кто именно ставил подпись, роли для членов рабочей группы не играет.

Ирина Мальцева, член окружной избирательной комиссии по округу № 12: «На сегодняшний день определенных каких-то решений по проверке моих слов они не предпринимают, а даже наоборот – препятствуют этому. Поскольку, например, они не выдали полиции документы для того, чтобы полиция могла посмотреть правдивость моих слов».

Авторов спорных документов – около двух десятков человек. Любопытно, что подписи для кандидатов от непарламентских партий собирали члены «Единой России», «Молодежной гвардии», «Нового рубежа». Некоторые – с должностями в правительственном департаменте, администрации Иванова. Я хотела получить комментарий у заместителя начальника департамента внутренней политики, которая смогла собрать подписи в расселенном доме. Но разговор не сложился.

– Я не хотела бы с вами разговаривать.

– Почему?

– Я хотела бы про сбор подписей спросить у вас. Алло! Алло…

Между тем полиции, чтобы получить доступ к подписным листам, потребуется постановление суда. Впрочем, даже если все факты подтвердятся до выборов, на содержании избирательных бюллетеней это все равно не скажется. На страже определенных кандидатов не только избирательное законодательство, но и спецы по внутренней политике.

Татьяна Прокопенко, Денис Железов. Программа «Губерния»

Поделиться: