Пресс-центр Ивановского обкома КПРФ.
3 ноября в зрительном зале Культурно-досугового комплекса п. Каменка Вичугского района состоялся показ документально-постановочного полнометражного фильма о Сергее Рахманинове и Коновалове – бывшем фабриканте.
Первый секретарь Вичугского горкома КПРФ, депутат Совета Вичугского района |
В аннотации, размещённой на афише, сообщалось, что фильм приурочен к 140-летию со дня рождения А.И.Коновалова и 100-летию Каменской средней школы, что он является авторским проектом режиссёра-постановщика и сценариста Евгения Борзова, профессора Ивановского государственного политехнического университета. Оргкомитет праздника приглашал всех неравнодушных к истории «малой родины» на просмотр фильма (90 минут), являющегося, по его мнению, крупнейшим на сегодняшний день исследованием жизни нашего великого земляка А.И.Коновалова.
В афише приведена краткая информация о фильме: «Документально-постановочный фильм «Рахманинов и Коновалов: перекрёстки одной судьбы» посвящается жизни и деятельности двух выдающихся представителей отечественной культуры и истории. Обе личности имеют непосредственное отношение к Ивановской земле, которая стала местом их первой встречи и началом дружеских отношений, продолжавшихся на протяжении всей жизни. Судьбы каждого из них складывались на фоне драматических событий в России в начале прошлого века. Оба они стали жертвами революции 1917 года, разделили тяготы и лишения эмиграции и обрели свой вечный покой вдали от Родины. В фильме широко используются ссылки на литературные источники и исторические документы, включая письма, дневники, воспоминания разных авторов. Многие уникальные архивные материалы, впервые представленные для публичного рассмотрения и оценки. Съёмки фильма происходили в местах, связанных с формированием богатейшего наследия знатной династии.»
Однако фильм вызвал далеко не однозначные раздумья по причине бросающихся в глаза противоречий и исторических нестыковок.
Но прежде всего о публике. Для придания мероприятию вида массовой заинтересованности места в зрительном зале были заняты в основном школьниками старших классов Каменской средней школы, доставленными сюда в принудительном порядке учителями, сотрудниками местной администрации, работниками КДК, детских учреждений. Присутствовали и пенсионеры, и отдельные любители зрелищ. Тяга населения к публичным развлекательным мероприятиям ещё не иссякла.
Предложенная лента состоит из шести частей различной тематики. Они охватывают временные отрезки, начиная с довольно зрелого возраста и до расшифровки надписей на надгробных плитах указанных персонажей.
Оспорить правдивость приведённых режиссёром документов нам не представляется возможным, а вот содержание фильма вызывает множество вопросов, ответы на которые в ходе просмотра получить не удаётся.
Так, повествование начинается с игры юбиляра на различных музыкальных инструментах, а за кадром – азартный спор о мастере, изготовившем скрипку. Профессиональный музыкант оказывается в числе проигравших, а любитель Коновалов представлен и знатоком династий скрипичных мастеров, и виртуозом-исполнителем. И далее, по ходу развития сюжета, невозможно определить, в чём наш герой был более талантлив: то ли в музыке, то ли как предприниматель-капиталист и хозяин нескольких фабрик, то ли как государственный и политический деятель своего времени. В чём заключается «великое наследие, оставленное Коноваловым», автора постановки так и не раскрыл.
Если принять во внимание находившиеся в его собственности фабрики в Бонячках (Вичуга) и в Каменке, то здесь в большей степени заслуга народа в лице рабочих, специалистов, умельцев-мастеров, обучавшихся, развивавших, совершенствовавших своё мастерство. Они, эксплуатируемые, создавали материальные ценности и приносили капиталисту прибыль.
Если взять построенные «хозяином» больницу, школы, рабочие дома и другие объекты, то это также производственная и житейская необходимость, причём вынужденная, а не проявление его великодушия.
Автор особенно подчеркнул, что для управленцев фабрики строились отдельные дома-квартиры «типа современных коттеджей с верандами и множеством комнат». А про быт рабочих – молчок. Их удел – казармы с рядами железных коек в общем спальном зале. А вот лошади в хозяйской конюшне содержались в значительно более комфортных условиях. Сравнение явно не в пользу рабочих.
О каторжных условиях работы на капиталистических фабриках, семейно-бытовых порядках также – ни слова. Нам показана лишь работа токарного станка с металлообработкой, как будто он завелся и действует без рабочего. Да и сам станок использовался в более поздний, советский, период. В «коноваловские», то бишь, царские времена на указанных фабриках работали станки с трансмиссионным приводом. И подобных ляпов-дурилок в фильме допущено немало.
Житьё-бытьё рабочего люда было далеко не безоблачным. Эксплуатация достигала ужасающих форм. Профессору не к лицу незнание хотя бы такого факта, как содержание в штатах предприятий карательного органа в виде фабричной полиции – для выявления и пресечения крамолы, учинения расправ, совершения самосуда, наложения штрафов, вплоть до уголовного наказания, других репрессивных форм обращения с рабочими.
Дальше зрителей оглушают разглагольствованиями с придыханием о том, что Коновалов был депутатом Государственной Думы и министром временного правительства Керенского, возглавлял торгово-промышленную палату, и … «почти один день» был председателем временного правительства… Однако карьеру «великого» государственного деятеля прервали «полупьяные» бунтовщики-рабочие и последующий за этим арест с пытками и прочими атрибутами насилия, о чём голос за кадром сообщал на лад современных иностранных боевиков. Тем не менее, спустя некоторое время А.И.Коновалову было предоставлено право вместе с семьёй беспрепятственно выехать за рубеж, что он и сделал.
Комментируя низложение временного правительства России, автор говорит о нём как о «самом драматичном дне» в череде «окаянных дней», а большевики во главе с В.И.Лениным и вовсе представлены некими монстрами. Не обошлось без поношения итогов Великой Октябрьской Социалистической Революции.
По утверждению авторов фильма, оказавшийся в эмиграции А.И.Коновалов, посещая США и ряд стран Европы, призывал к проведению интервенции против молодой Советской республики и свержению народной власти. Вот такой «патриотизм» и забота о народе у нашего героя. Примечательно, что во время оккупации Франции войсками германского фюрера Коновалов поспешил выехать в США, чтобы отсидеться в тихой гавани, а по окончании Второй мировой вновь вернулся на курорты Франции.
Как же такой талантливый во многих отношениях индивид не обрёл себя за границей, не смог начать своё дело, не проявил себя ни в одном из перечисленных поприщ, не преуспел в искусствах, а предпочёл жить на подачки друзей и знакомых?
Как и его герой, автор фильма исходит ядом, желчью и ненавистью к Советской власти, государству СССР, Коммунистической партии и коммунистам.
Вот такой показной махровый патриотизм фабриканта с трусливой на деле душонкой хамелеона. И, как всегда, ни слова доброго о народе, о местных жителях, их талантах, об истинных творцах истории, достойных преклонения потомков.
Следуя за логическими построениями господина профессора, отметим для себя такую градацию: А.И.Коновалов строил, не забывая рабочих и их семьи, школы, больницы. Советская власть, власть народа развивала, совершенствовала, строила, воздвигала, создавала. Первенствовала в мировой экономике, социальной сфере. Охраняла свои достижения. Народ и его благополучие главенствовали везде и во всём. Каждый мог бесплатно пользоваться всеми достижениями в социальной сфере. Помнится, в 60-х годах прошлого столетия на Вичугской земле побывал один из потомков А.И.Коновалова и был принят с соблюдением всех требований этикета.
Но вот в 90-е годы к власти вернулся почитаемый и превозносимый вами капитализм. Произошло это благодаря прямому предательству, измене на государственном уровне. Результат не замедлил сказаться. Деградация общественной жизни, уничтожение промышленного и сельскохозяйственного производства, разруха, безработица, нищета, бесправие трудящихся, пренебрежение к судьбам детей, осмеяние человека труда, потребительское отношение к населению – всё, как в прежние, благословенные для вас, времена, но только в разы хуже и с катастрофическими последствиями для страны…
Ещё один штрих по теме. Местные краеведы выявили и «раскручивают» так называемый «дом композитора». Установили на нём соответствующую табличку. Власти громогласно объявили о восстановлении облика дома, планах открытия в нём музея и т.д. Но… слова обернулись пустым враньём. Дом восстановлению уже не подлежит (см. фото). Ни у местной, районной, областной властей, ни у руководителей и собственников капиталистических предприятий не нашлось даже ржавого гвоздя для ремонта и содержания исторического здания. Вот где блеск почитания кумиров и нищета реального бытия.
И самое омерзительное во всей этой истории с фильмом то, что нашим детям, школьникам заезжий кинематографист преподал урок всевластия денег, стяжательства, карьеризма, отсутствия сдерживающих начал в достижении корыстных целей и другой злобный негативизм буржуа, готовых ради своих шкурных интересов попирать права большинства и развязывать истребительные войны.
Нет такого преступления…
Так-то. Браво, профессор! Это называется превзойти самого себя. Автору милее и дороже власть царской монархии, власть временщиков-меньшевиков и буржуев-угнетателей, чем власть народа. Его предпочтения понятны – лучше война и иностранная интервенция, чем власть рабочего класса. Лучше анархия, чем порядок? История, как её показывает фильм, превратилась в предмет манипуляций. Но это запоздалый скулёж.
Имя фабрики «Красный Октябрь» говорит о само за себя, а в этом году и средней школе присвоено имя героя Советского Союза М.А. Николаева, нашего земляка, погибшего за Социалистическую Родину. Коноваловская же школа функционирует как школа искусств.
Премьера же фильма была приурочена к «едроссовскому» псевдопразднику – дню «народного единства». На деле и на практике это лишь политический ход власти и очередной обман. «Фишка».
Кто с кем должен объединяться и на какой основе? Как можно объединить хищника и его жертву? В каком порыве любви друг к другу они могут слиться? Всё говорит о непреодолимой пропасти между властью и народом, о непримиримом противоречии между ними.
Строительства капиталистического «Эдема» для всех ни в масштабе губернии, ни в масштабе страны за прошедшие четверть века не случилось. Ожидания оказались напрасными. Законы развития человеческого общества действуют неумолимо. И об этом напоминает сирень, рефреном возникающая на экране, которая цветёт для всех одинаково, подчиняясь законам природы, а не прихоти толстосумов.
Рассказанная сказка – не более чем грязный выпад действующей власти и её подобострастных лизоблюдов против нашего народного социалистического прошлого. Дадим достойный отпор очернителям истории.
Люди, будьте бдительны.
Да здравствует социализм!
В.Г.Смирнов