Меню Закрыть

ПАЛЕШАНЕ. Нужен ли Палех государству как уникальное достояние России?

От редакции: сегодня, 5 декабря 2014 года, исполняется 90 лет известной во всём мире Палехской лаковой миниатюре. В связи с этой юбилейной датой и разношёрстными громкогластными заявлениями некоторых наших чиновников о важности сохранения Палехского искусства мы предлагаем нашим читателям ознакомиться со статьёй Председателя Палехского отделения «Союза художников России» В.С.Макашова «Палешане».

 

 

В.С. МАКАШОВ,

председатель Палехского отделения ВТОО «Союз художников России», лауреат Государственной премии России

 

 

Палехское искусство – это достояние России. Оно вошло в историю культуры как самобытное явление творческого гения русского народа. Любовью и заботой о сохранении чистоты искусства Палеха, о правильном развитии в нем лучших традиций, непреходящих ценностей наследия древней русской живописи была пронизана вся деятельность основоположников, художников старшего поколения. Такого стремительного подъема не было бы, если бы с самого момента его зарождения палешане не испытывали постоянной широкой помощи, всесторонней поддержки государства, самого благожелательного к себе отношения лучших представителей советской культуры. Одной из ярких фигур, стоявших у истоков искусства Палехской лаковой миниатюры, был великий пролетарский писатель А.М. Горький. Страстный пропагандист искусства, друг, учитель и вдохновитель, назвавший Палех маленьким чудом, созданным революцией. При его поддержке было открыто Палехское художественное училище. Писатель подарил Палеху уникальную библиотеку (три тысячи книг) редких рукописных книг по искусству. Искусство Палеха стало национальной гордостью, умножая золотой фонд изобразительной культуры.

Творчество палешан охватывает многие области изобразительного искусства – от иконописи и лаковой миниатюры, которые завоевали всемирное признание на отечественных и зарубежных выставках, до книжных иллюстраций, монументальных росписей общественных зданий, оформления спектаклей и уникальных реставрационных работ (реставрация соборов Московского Кремля, роспись Грановитой палаты).

В 1953 году постановлением Совета министров СССР «Палех» был полностью передан в систему Союза художников России. Родоначальники палехского искусства восприняли это как честь. Палехское отделение Союза художников было единственным в СССР, работающим в сельской местности. Оно имело свои яркие особенности. Возникла уникальная форма сосуществования народного промысла внутри профессионального творческого союза. Такое положение прочно обеспечивало благополучие, плодотворность художественной жизни, контроль за качеством произведений, воспитание смены, преемственность мастерства. За одним столом в мастерских работали маститые мастера, члены Союза художников, и начинающие художники. Общие собрания, регулярные обсуждения работ, лекции, конференции, экскурсии для всех, включая и работников производственных цехов. Художественно-производственные мастерские были для всех общим домом, местом работы и обмена опытом, местом вызревания молодых мастеров, творческой лабораторией палехского искусства.

Палехские художественно-производственные мастерские были самыми благополучными во всей системе Союза художников России. Имели стабильное финансовое состояние. Имели свой валютный счет, на котором как чистый доход хранилось около 5 миллионов долларов США. Строилось и вводилось жилье. На средства Союза художников по индивидуальному проекту на конкурсной основе строился комплекс новых художественно-производственных мастерских под личным контролем председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина. Художественные мастерские посещали главы правительства СССР и РСФСР, послы иностранных государств, видные деятели науки и культуры, первые космонавты, тысячи туристов.

В начале 90-х годов система, обеспечивающая благополучие Палехских мастерских, была сломана. Произошло целенаправленное, спланированное разорение, а затем и разрушение мастерских. Было «убрано» прежнее руководство. Произошел передел собственности. Пришедшие на смену новые руководители предали интересы Союза художников и создали коммерческую организацию – частный бизнес! Соучастником в переделе собственности стала и муниципальная власть, перерегистрировавшая все движимое и недвижимое имущество в коммерческую частную структуру.

Были срезаны трубы и батареи отопительной системы в здании 1909 года постройки, отнесенной к культурному наследию Палеха, в которой работали основоположники палехского искусства. Распродано оцинкованное железо, предназначенное для ремонта кровли, вывезено более сотни рабочих столов художников. Демонтировано производственное оборудование подсобных цехов. Распродан автотранспорт. Разоренные пустующие мастерские стали быстро разрушаться. Здание, стоящее на балансе ООО «Товарищество Палех», превратилось в пристанище бомжей и алкоголиков. Вывезено со склада мастерских и передано незаконно, без каких-либо документов, в Николо-Шартомский монастырь Шуйского района 1200 кв. м листовой меди, выделенной для кровли новых строящихся мастерских по распоряжению правительства СССР. Сегодня внешний вид здания, в котором работали основоположники палехской лаковой миниатюры, на котором также разбита установленная историческая мемориальная доска, имеет самый удручающий вид и напоминает Дом Павлова в Волгограде после нашествия фашистов. Кроме того, бывшая муниципальная администрация продала новый, незавершенный строительством комплекс Палехских художественно-производственных мастерских, площадь которого составляет порядка 20 000 кв. м, по цене 2–3-комнатной квартиры.

Палехское отделение ВТОО «Союз художников России», как и все палехское искусство, сегодня испытывает самые тяжелые времена за всю историю своего существования, включая военные годы, и как никогда нуждается в государственной поддержке, которая оказывалась во все годы советской власти.

За последние 15 лет по настоящее время Палехское отделение ВТОО «Союз художников России», в буквальном смысле выброшенное на улицу, не имеющее средств на существование, на голом энтузиазме подвижнически продолжает сохранять традиции основоположников. Ведет активную работу среди молодежи и населения многих городов РФ. Провело целый ряд престижнейших, исторических для Палеха художественных выставок: в Государственной Третьяковской галерее, в Троице-Сергиевой лавре Сергиева Посада, в храме Христа Спасителя, в художественных музеях Самары, Тольятти, Тулы, Вологды, Рязани и т.д. Палехское отделение ВТОО «Союз художников России» принимало участие во всех самых престижных и значимых выставках Союза художников России – всероссийских, международных,  зональных, молодежных, иконописных, а также и других (более 100 выставок).

В состав организации входят лучшие творческие силы Палеха, которые формируют творческую среду и осуществляют преемственность художественного Палеха. Художниками Палехского отделения СХР создаются уникальные произведения музейного уровня.

Однако поддержки для развития палехского искусства, в том числе в приобретении произведений высокого уровня, со стороны государства уже давно нет.

Преемственность поколений палехских художников при существующем режиме настолько нарушена, что находится у опасной черты исчезновения палехского искусства в самое ближайшее время. Сегодня художников, занимающихся настоящим искусством, можно пересчитать по пальцам. Однако самые низкопробные подделки под Палех, не имеющие ничего общего с палехским искусством, сегодня процветают самыми яркими «переливами». Их изготавливают даже китайцы! В настоящее время жизненно и крайне необходимо принятие закона о творческих союзах, который мог бы обеспечить творческим художникам возможность заниматься искусством и нарабатывать тем самым себе трудовой стаж, как это было при советской власти, иначе все русское искусство, в том числе и палехское, неизбежно погибнет.

Нужен ли Палех государству как уникальное достояние России? Этот вопрос был задан правлением Палехского отделения Союза художников России в свое время президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, председателю правительства Российской Федерации В.В. Путину, председателю Государственной думы Б.В. Грызлову, министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву, губернатору Ивановской области М.А. Меню… Однако на поставленный вопрос, кроме сожалений и сочувствий, фактически ответа так и не последовало.

Поделиться: