Меню Закрыть

Мнения о проекте областного закона «О выборах Губернатора Ивановской области»

Предлагаем вниманию читателя статью журналиста Алексея Хавина «Накануне «круглого стола»…», опубликованную в №6 (137) за июнь 2012 года журнала «Директор — Иваново», где свою точку зрения по поводу проекта областного закона «О выборах Губернатора Ивановской области» высказали представители разных политических взглядов. В том числе в публикации представлено мнение Н.В.Зимина, депутата фракции КПРФ, которая инициировала и организовала «круглый стол» по указанному проекту закона.

Приводим статью полностью:

 

 

«Накануне заседания «круглого стола» в областной думе, посвященного законопроекту о выборах ивановского губернатора, мы пригласили в редакцию участников предстоящей дискуссии. Откликнулись представители власти, правозащитного движения, парламентской и внепарламентской оппозиции.

Как известно, месяц назад было отменено назначение сверху глав регионов – характерный признак унитарного, но никак не федеративного государства. Слова «Россия» и «Российская Федерация» вновь равнозначны в полном соответствии с ч. 2 ст. 1 Конституции РФ. Теперь парламенты регионов срочно принимают законы, регулирующие порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта РФ. Основы Конституции должны быть восстановлены до 1 июля. Наша областная дума рассмотрела в первом чтении проект регионального закона, в котором «установлен порядок назначения выборов и определены система и полномочия избирательных комиссий, прописаны требования к выдвижению кандидата, регламентирован порядок проведения предвыборной агитации, в том числе с использованием телерадиовещания и периодических печатных изданий.

Изложен порядок голосования, подсчета голосов и определения результатов выборов», — гласит официальное сообщение. Днем голосования устанавливается второе воскресенье октября того года, в котором истекает срок полномочий действующего губернатора. Выборы назначаются областной думой или облизбиркомом «в случае непринятия думой указанного решения. Кандидатов выдвигают политические партии. В свою поддержку кандидат должен представить подписи 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных районов и городских округов. Кандидат должен быть поддержан указанными лицами (муниципариями или земцами. — Ред.) не менее чем в трех четвертях муниципалитетов». Закон ограничивает суммарный расход избирательного фонда объединения пятью десятками миллионов рублей.

Заместитель председателя областной думы Анатолий БУРОВ («Единая Россия» — Ред. сайта) признал, что законопроект внесен в думу буквально накануне ее пленарного заседания и депутаты еще не успели изучить его в достаточной степени. «К законопроекту есть много вопросов. Безусловно, он требует доработки, поэтому депутаты приняли его лишь в первом чтении за основу».

А вот депутат Николай ЗИМИН (КПРФ — Ред. сайта) успел подготовиться и высказал целый ряд конкретных замечаний. По его мнению, проект областного закона хуже федерального. Он не предусматривает самовыдвижения, не содержит статьи, запрещающей голосование по одной кандидатуре: «Если федеральный законодатель предписывает, что для выдвижения кандидат обязан заручиться подписями от 5 до 10% земцев, то наш сразу устанавливает верхнюю планку».

— Неудачно прописана 21-я статья, — считает Николай Васильевич. — Из ее текста следует, что на собраниях в глубинке должен выступать непременно сам кандидат. Обилие муниципалитетов (их у нас 156), плохие дороги и сжатые сроки могут сорвать сбор подписей. Наш закон обязывает земца ставить подпись в поддержку одного-единственного кандидата. Этим ущемляются его права по сравнению с правами рядового избирателя. Не говорю уж о некорректности по отношению к тому сельскому старосте, который ставится перед выбором между лояльностью к региональной власти и своими убеждениями. Почему деревенскому политику нельзя поставить подписи и за действующего губернатора, и за кандидата от партии, которая ему по душе? В нашем законопроекте говорится о нотариально заверенных подписях, которые избирком вправе проверить и признать недействительными! Но как же быть с законом о нотариате?

— Власть показала свою неготовность пойти навстречу требованиям гражданского общества, — считает Андрей КАБАНОВ, региональный уполномоченный по правам человека. – Об этом свидетельствует наличие пресловутого фильтра для народного волеизъявления. И настолько плотного, что пройти через него имеют шансы лишь кандидаты от двух партий — КПРФ и «ЕР». И не факт, что даже они смогут это сделать. Почему земцы, а не избиратели должны решать вопрос о выдвижении кандидата?

Такие полномочия не предусмотрены законом о статусе выборных лиц местного самоуправления! Не будем забывать, что непримиримая оппозиция не доверяет всем, кто был избран в период пресловутого «тотального господства «ЕР». Значит, всех кандидатов эти господа смогут объявить «креатурами режима», а выборы — фарсом. Нужно ли нам, чтобы показная демократизация погубила слабые ростки либерализма в нашем крае? Да, сегодня им управляет федеральный чиновник.

Но он носит весьма достойную фамилию и боится ее посрамить. Эти опасения делают честь и человеку, и политику. Мне кажется, что М. Мень имеет все шансы честно победить на выборах. Зачем же его заранее компрометировать репрессивным законом?

Виталий АВЕРИН, координатор ассоциации «ГОЛОС» в Ивановской области:

— Сама идея фильтров доказывает, что строители «властной вертикали» не доверяют народу, не доверяют институту выборов. Есть смысл сравнить плотность фильтра на президентских выборах в современной Франции с той, которую установили наши законодатели. Там кандидату в президенты надлежит собрать 500 подписей среди парламентариев, депутатов департаментов и мэров коммун, при всем том, что одних только коммун насчитывается порядка 36 тысяч. Очень важно и то, что в Пятой республике поручитель может отдать свои подписи в поддержку нескольких кандидатов, что почему-то категорически запрещается у нас.

Мне известно, что еще на стадии разработки законопроект выносился избирательной комиссией региона на обсуждение общественности. Либо она была подобрана специфическим образом, либо облизбирком не внял гласу общественников.

Но в итоге в областную думу был внесен законопроект в его наиболее жесткой, драконовской редакции, предусматривающей максимально возможное необоснованное количество ограничений. В таком (или даже несколько смягченном) виде будущий закон профанирует выборы, низводит их к процедуре голосования по заранее отобранным кандидатам.

О позиции других участников «круглого стола» мы расскажем в следующих номерах.»

Пресс-центр Ивановского обкома КПРФ

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.