Меню Закрыть

«СОБСТВЕННОЙ ЗАРПЛАТЫ НЕ ЗНАЮ…» Субъективные заметки по поводу предновогодней пресс-конференции Владимира Путина. Взгляд из провинции

Владимир КНЯЗЕВ,

Главный редактор газеты «Слово Правды»

 

 

У экрана я и баба Маша

 

В тот день определенная часть населения нашей страны на три с лишним часа прилипла к экранам телевизоров. Президент РФ проводил очередную пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов. Я тоже приготовился записать важные посылы В.Путина обществу, мысленно задать тревожившие меня вопросы. Ведь в стране второй год подряд идет спад производства, растут инфляция и безработица, резкое сокращение инвестиций…

Пока президент не появился на экране, я пытался предположить, кто же может позволить себе в разгар рабочего дня несколько часов внимать словам главы государства? Уверен, в первую очередь это, конечно же, пенсионеры. С надеждой, что «отец родной» наконец-то проникнется их бедственным положением и с барского стола пообещает очередную подачку на хлеб с маслом. Забегая вперед, скажу, что надежды эти в какой-то степени формально оправдались: пенсии в этом году обещают дважды увеличить. И я представляю, как умилилась при этом баба Маша из моей родной деревни Дудино, узнав, что ее пенсия возрастет на целых… 6,5 процента. Только вот бедная старушка еще не знала, что процент этой прибавки настолько ничтожен по сравнению с тем, насколько с нового года выросли цены исключительно на все, в том числе на хлеб и лекарства. Так что реально баба Маша в наступившем году стала еще беднее.

Смею предположить, что вторая часть теле-аудитории – это чиновники, опасающиеся за свое кресло из-за грядущих сокращений, но еще могущие смотреть телевизор в рабочее время. Потом следуют бизнесмены, чей успех напрямую зависит от политики государства; и часть интеллигенции, которая в силу своего воспитания и культуры всегда интересуется жизнью и будущим страны.

Думаю, не очень сильно ошибусь, если скажу, что у экранов практически не было рабочего класса и крестьянства. Им в это время надо печь хлеб, водить автобусы, чистить улицы, кормить и доить коров… У экранов наверняка практически не было представителей малого и среднего бизнеса. Потому что в разгар рабочего дня они не могут оставить свои торговые точки, парикмахерские, прачечные, автомастерские и так далее. И почти уверен – президента не слушали студенты и школьники. Вовсе не в силу своей занятости, а потому что современная молодежь мало интересуются политикой.

Однако вернемся в зал пресс-конференции. И – парадокс! Здесь-то как раз – преимущественно молодежь. Хорошо это или плохо? Буду отвечать на этот вопрос, как журналист с 40– летним стажем. Хорошо, потому что хоть какая-то часть нашей молодежи политикой все же интересуется. Плохо от того, что в отличие от маститых журналистов, юные девушки по большей части будут задавать президенту наивные вопросы, ответ на которые лежит на поверхности. Это – результат отсутствия жизненного опыта.

 

В чем правда, брат?

 

Возможно, именно поэтому, дабы задать деловой тонн пресс-конференции, пресс-секретарь В.Путина начал ее с проверенных представителей президентского пула. Хотя, казалось бы, кто-кто, а они-то имеют возможность задавать вопросы главе государства едва ли не ежедневно. Не знаю, согласовывались ли это вопросы заранее с администрацией президента, но неожиданностей не случилось.

В связи с этим вспоминаю свое участие в пресс-конференции с тогдашним президентом России Борисом Ельциным. Было это в Ярославле на открытии памятника Ярославу Мудрому. Нас, полтора десятка журналистов центральных изданий и телевидения, собрали в холле одной из гостиниц. За несколько минут до пресс-конференции клерки из пресс-службы президента объявили: «Можете задать по одному вопросу». И… каждому сказали, какой именно вопрос должен задать. Возможно, именно поэтому я и не запомнил, о чем по команде сверху спрашивал Ельцина.

Был ли президент Путин честен в своих ответах? Скажу мягко – не всегда. Например, молодая журналистка спросила Путина, знает ли он, что зарплата председателя «Роснефти» Игоря Сечина составляет несколько миллионов рублей в день? Именно в день! На что президент ответил: нет, не знаю. Это не просто лукавство! Сегодня о суммах зарплат Сечина – 6 миллионов рублей в день, главы банка ВТБ Андрея Костина – 4,7 миллиона рублей в день, председателя «Газпрома» Алексея Миллера – 3 миллиона рублей в день и главы РЖД Владимира Якунина – 2 миллиона рублей в день знает, наверное, даже Агафья Лыкова из глухой сибирской тайги. Эти астрономические цифры уже неоднократно звучали с трибуны Государственной думы и публиковались в СМИ.

Но когда президент сказал, что он не знает, какая зарплата и у него, я невольно подумал: а знает ли он, какая зарплата у матери двух детей-школьников, работницы животноводческой фермы Ольги Виноградовой из совхоза «Алексеевский» Ильинского района нашей области? Президент, наверное, не поверит – от 5 до 10 тысяч рублей в месяц. В пересчете на человека такой доход семьи является ниже прожиточного минимума, это значит, семья живет впроголодь. И 68-летний комбайнер Владимир Каешев из того же совхоза получает в зимние месяцы по 5 тысяч рублей…

Вы думаете – это исключительные примеры? Да так живет большинство селян области. Между прочим, та же Ольга Виноградова, помимо ухода за животными, ежедневно выполняет еще и мужскую работу – колет дрова, чтобы разогреть корм буренкам, ибо «Газпром», содержащий на миллионы долларов футбольные команды, пока газифицировал… лишь десятую часть сел Ивановской области.

Не хочу, да и кто мне позволит, заглядывать в карман президента и его окружения. Но зачем такими циничными ответами народ унижать? Зачем держать его за быдло? Только одна эта неправда президента заставляет меня усомниться в честности и некоторых других ответов Путина. И это стало самым главным разочарованием.

 

Роль Сталина была решающей

 

Единственное, в чем Путин честно признался, так это в том, что «Многое не было сделано по диверсификации экономики за 20 лет». Из которых 15 лет ваши, господин президент. И очень жаль, что из зала не прозвучал закономерный вопрос: а что мешало? Наши отцы и деды за меньший отрезок послевоенного времени не только подняли промышленность, но и вывели человека в космос. Мы же, последние 15 лет почему-то только закрывали фабрики и заводы, уповая на халявные деньги от нефти и газа? Наконец, почему газ и нефть, которые по Конституции принадлежат народу, оказались в чьей-то собственности?

А еще спросил бы В.Путина, а вместе с ним и действующего губернатора П.Конькова: почему в советское время Ивановская область на деньги от легкой и текстильной промышленности строила жилье, Дворцы культуры, санатории и дома отдыха, а сегодня, все еще считая себя столицей ситцевого края, в долгах, как в шелках? Но ведь кто-то же должен отвечать за эти провалы. Или президент и правительство считают, что Крым все спишет?

Вместо Путина на этот вопрос позднее в комментариях ответили многие политологи и экономисты. В частности, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов сказал: «Складывается впечатление, что руководство России не до конца осознает тяжесть проблемы… России нужно готовиться к чрезвычайным мерам по стабилизации ситуации, иначе страна может скатиться к хаосу». Как бы продолжая эту мысль, директор Института социальной политики Сергей Смирнов заявил: «То, что россияне сейчас заметили тот же самый рост цен, – население наконец осознает, что произошло, и что, извините, страдать за страну на идеологическом уровне – бога ради, но когда эта идея залезает в твой кошелек…»

Недавно известный историк Юрий Жуков вспомнил, как повел себя в подобной ситуации Сталин: «Роль Сталина была решающей. Когда страна приступила к реализации первого пятилетнего плана, а на мир обрушился экономический кризис, какого прежде никогда не было, Сталин взял на себя ответственность за капитальное переустройство государства. В декабре 1930 года было отправлено в отставку правительство Рыкова и сформировано новое – во главе с Молотовым. Во-вторых, он взял на себя чисто государственный пост в Комитете по обороне. 4 февраля 1931 года на совещании хозяйственных работников прямо сказал: мы отстали от Европы на триста лет. Если за десять лет не сумеем ликвидировать разрыв, то будем уничтожены. С попыткой Гитлера нас завоевать и подчинить себе он ошибся на четыре месяца.

В тот момент положение было неимоверно тяжёлым. Нужно было к тому же расплачиваться за взятые в долг заводы, строительное оборудование, платить большие зарплаты специалистам. Огромные кредиты! И обо всем этом, без утайки он сказал гражданам, а не только соратникам. И люди поняли, что лучше затянуть пояса, чем ждать, чтобы завтра враги затянули на их шее петлю.». («ЛГ» №50-2014).

 

Но Путин – не Сталин

 

Владимир Владимирович, а вместе с ним теперь и Павел Алексеевич Коньков постоянно утверждают, что уровень нашей социальной защищенности становится все выше. Но вот передо мной данные уровня зарплат в долларовом эквиваленте по Ивановской области. В марте прошлого года он равнялся 514 долларам, а в декабре уже только 379. По сравнению с декабрем 2013 года инфляция составила 20 процентов. Сравниваю платежку за отопление и горячую воду от февраля прошлого года с декабрьской: 2582 и 3116 – рост на 534 рубля за неполный год! А если к этому приплюсовать подскочившие за последние месяцы цены на продукты питания, то какой же это социальный рост? Явное падение! В 80-е годы на среднюю пенсию можно было купить 600 буханок ржаного хлеба. Сегодня на среднюю пенсию купишь лишь 400 буханок. Какой же это рост благосостояния? Уж не считает ли наша власть социальной защитой простых людей аптеки, ломбарды, банки, появившиеся в неимоверном количестве в последние годы? Власть посягнула даже на святая-святых – оплату места в детском садике. С нового года она возросла на 140 рублей в месяц за ребенка.

И вот уж совсем анекдотичный пример. Казна моего родного Лежневского района настолько опустела, что здесь были вынуждены выставить на торги… дымовые трубы, котлы и теплотрассы в селах Воскресенское и Чернцы. Покупателей на этот хлам не нашлось. Тогда на продажу был выставлен уже местный машиностроительный завод. Когда-то его с помпой открывал тогдашний губернатор и нынешний министр ЖКХ Михаил Мень. Здесь планировали собирать китайские тракторы. Но дело не пошло. Покупать такой завод пока тоже никто не спешит.

Думаю, многие сограждане, и мои земляки в том числе, в эти нелегкие для страны дни ждали от президента конкретики. Не успокоения, а ответа на вопрос – как будем жить завтра? Ведь все видят, что в условиях небывалого падения ВВП нужна новая экономическая политика, нужны четкие и ясные пошаговые ориентиры не только в промышленности. Люди села тоже устали от безработицы и безденежья, в каком-то подвешенном состоянии из-за смутных мер так называемой оптимизации находятся врачи и учителя… Сколько это будет продолжаться, какой выход предлагает президент?

Вместо ответа на эти злободневные для каждого из нас вопросы звучали общие слова. На этот раз В.Путин даже не вспомнил о когда-то обещанных россиянам 25-ти миллионах новых рабочих мест. Между тем, по данным агентства «Блумберг», продолжается отток из страны представителей среднего класса, бизнесменов, высококвалифицированных специалистов. Причем, в прошлом году, по сравнению с 2013-м, этот отток значительно увеличился.

Известные политологи приходят к выводу: так и остается непонятным будет ли власть и дальше делать вид, что мы движемся в правильном направлении, нужно просто переждать пару лет, или объявит новый курс развития и решительно перейдет на него. Хотя понятно, что для этого придется поменять правящую элиту, которая, по словам тех же политологов, сегодня запредельно бездарна и неэффективна.

 

О здравоохранении, квасе и любви

 

Меня весьма удивил ответ Путина и на вопрос о реформе здравоохранения. Дословно он сказал следующее: «Мы должны ориентироваться на граждан, а они недовольны». Правильно, население действительно недовольно. Недовольно по всей стране, и в Ивановской области в том числе. Что из того, что президент предлагает объявить этот год годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями? Да вы хоть столетие объявите, но если в деревню нет дороги, если у «Скорой» автопарк разбит, а медперсонала не хватает, то и этого срока не хватит.

И все же тему здравоохранения Путин в итоге закончил за здравие – реформа необходима, реформа идет нормально. Только вот, спустя несколько дней, московские медики в знак протеста перегородили одну из столичных улиц – Тверскую. Почему-то их жизненные интересы не совпадают со взглядами президента?

Но, оказывается, московских медиков лишают не только работы, но и жилья, которое они получили еще в 2006 году по соцнайму. Именно по этой причине с начала декабря у приемной «Единой России» в Банном переулке в Москве стоят палатки, в которых, сменяя друг друга, живут представители шести семей, в том числе школьный преподаватель физики Дарья Кириллова и врач-педиатр Фируза Ашурова. Однако об этом не пишут проправительственные СМИ, молчит и наше доблестное телевидение. Не прозвучал этот вопрос и на пресс-конференции Путина. О квасе спросили, о любви спросили, а о замерзающих на улице людях – нет.

 

О дворцовом перевороте и стихах

 

А как, если не лукаво, Владимир Владимирович ушел от ответа на вопрос о возможном дворцовом перевороте, сказав, что у нас нет дворцов? Он прекрасно понял, о чем речь, но предпочел тему не развивать. Я же, в связи с этим, задал бы такой вопрос: если нашей власти ничто не угрожает, то почему в Москве и на местах вводится все больше запретительных, антидемократических мер.

Например, в прошлом году в Иванове Первый секретарь обкома КПРФ В.Клёнов был оштрафован судом только за то, что вместе с группой коммунистов прошел по тротуару от одной площади до другой, чтобы возложить цветы к памятному знаку в честь рабочих, расстрелянных в 1915 году. Люди вели себя спокойно, не нарушали общественный порядок… Я уж не говорю об арестах и задержаниях в предвыборную кампанию.

Не кажется ли вам, Владимир Владимирович, что когда человека, ведущего политическую деятельность, штрафуют, заламывают руки и тащат в околоток, в том числе и женщин, возникает, по меньшей мере, недоумение? Ведь и КПРФ у нас не запрещена, более того играет видную роль в парламенте и обществе. Вероятно, справедливее выяснять отношения с оппозицией не в суде и не физической силой, а диалогом на политическом поле.

Что же касается дворцов в прямом понимании этого слова, то даже в нашей тряпичной области их не счесть. Другое дело, что на Рублевке размах куда шире и дороже. Я уж не говорю о том, что не так давно 25-летняя дочь олигарха Дмитрия Рыболовлева купила в Греции остров за 126 миллионов евро, а еще раньше – 10-комнатные апартаменты в Нью-Йорке. Журналисты не спросили, а президент не рассказал, почему, проходящие по серьезным уголовным делам дамы Евгения Васильева и Елена Скрыник, одна живет в 10-комнатных апартаментах, а другая на Лазурном берегу во Франции в собственной вилле. Как не рассказал и о том, что у нас тысячи людей продолжают жить в бараках.

Учитывая, что 2015 год уже объявлен Годом литературы, президент, видимо, не случайно процитировал известные строки: «Прощай, немытая Россия…», привычно приписав их Михаилу Лермонтову. Между тем, широко известно, что ученые-литературоведы сегодня горячо спорят: действительно ли эти строки принадлежат Лермонтову? Не его стилистика, не его обороты, не его строй. Установили даже вероятного автора – действительно ярого антигосударственника, русофоба. Допустим, президент мог не знать об этом научном споре, но советники-то! Словом, промашка вышла.

В связи с наступившим годом литературы, есть к президенту и такой вопрос: как оказалось, что писательское сообщество у нас в стране относится не к Министерству культуры, а к Министерству связи? Писателей перепутали с почтальонами. Не глупость ли это?

 

И все же – это больше спектакль

 

Как журналист, должен сказать, что аудитория из 1259 человек, размахивающих транспарантами, из которых мне понравился только один – «Как без Сталинграда побеждать!», не может создать действительно деловую обстановку, необходимую для серьезного разговора с главой государства. Как правило, на данном мероприятии задается порядка 40 вопросов. Стало быть, и аудитории из 100 наиболее авторитетных и честных журналистов страны вполне бы хватило. В действительности же все это напоминало довольно скучное ток-шоу, коих сегодня достаточно на главных телеканалах, только с другими действующими лицами.

Не говорю уж о том, каких денег все это действо стоило нашей казне! Оправдано ли? Ведь по-настоящему интересных, острых вопросов почти не прозвучало. И на этом фоне Путин был силен.

Уже в своем новогоднем поздравлении В.Путин говорил о надежности и терпении, дружбе и любви. Естественно, в этом был и политический подтекст. К слову, президент регулярно общается с лидерами парламентских политических партий, и КПРФ в том числе. Иногда даже награждает их. И это – отличие Путина от ивановских и прочих провинциальных князьков, которые, судя по информации, публикуемой сайтом КПРФ, на дух не переносят партию, давшую им образование и саму возможность жить. Партию, в которой состояли их деды, отцы, матери, построившие сильное государство.

Поделиться: