Меню Закрыть

Ленинские чтения для комсомольской молодёжи Иванова

Пресс-центр Ивановского обкома КПРФ.

10 июня в помещении Ивановского обкома прошло первое из серии занятий «Ленинские чтения», посвящённых 145-летию со дня рождения В.И.Ленина. Его тема «Роль и значение ленинизма в решении актуальных вопросов современного общества».

 

 

 

Вёл занятие профессор Г.П.Толкачёв.

Изложение лекции.

 

Почему коммунисты так взъелись на буржуазию, почему такое неприятие капитализма на протяжении уже нескольких веков, которое всё нарастает?

Что такое коммунизм?

Коммунизм – это учение об условиях освобождения пролетариата от капиталистического рабства.

Здесь есть над чем поразмышлять. Есть во что вникнуть, сопоставить свою точку зрения с точкой зрения классиков марксизма-ленинизма, запечатлённой в их рукописях, или, как говорят, первоисточниках. Так формулировал определение коммунизма Энгельс, ссылаясь на работы Маркса и опираясь на огромный информационный материал, наработанный ещё до Маркса и Энгельса.

Совсем недавно, накануне 110-й годовщины образования Первого Совета и в день 145-й годовщины В.И.Ленина «Союзом рабочих» было принято решение провести с нашим активом Ленинские чтения. Почему?

Потому что нет более опасного и более мощного заряда, пущенного в голову буржуазии, чем учение марксизм-ленинизм. Поэтому эта теория всячески прячется, вуалируется, маскируется и ей противостоит мощная агитационно-пропагандистская машина под названием антисоветизм и антикоммунизм.

Если уж нам не нравится капитализм, то мы должны изучить эту теорию, определяющую мировоззрение половины человечества. В этом мировоззрении как раз и заложена технология прихода и построения нового бесклассового общества, которое и получило название коммунизм.

Прочитаю важные фрагменты из истории ленинизма и роли и значении ленинизма в жизни нашей страны, в жизни всех народов и в жизни каждого из нас.

Это тот путеводитель для умного, думающего, ищущего молодого человека, который определит его сознание и понимание тех ступенек, той технологической цепочки, которая уничтожит все пороки капитализма и определит средства, методы, способы и технологию прихода к новому обществу и технологию его создания и построения.

 

Какие силы противостоят широкому распространению ленинизма, как и коммунистического движения, в мире с целью изолировать это учение от широких народных масс? Главным препятствием на пути к коммунизму и на пути распространения левого движения во всём мире, конечно, являются США.

Это противодействие выражается прежде всего в подрыве социалистических идеалов, и в подрыве прогрессивно-демократических режимов, в подрыве международного рабочего движения и рабочего класса, как насильственным путём, так и широким внедрением в сознание масс лживых идей антикоммунизма и антисоветизма.

Интересно заметить, что ложь – это природная черта, родовое пятно капиталистического строя. Капитализм основывается на эгоизме отдельных финансовых групп, индивидуализме, конкуренции, алчности, агрессивности и антигуманизме.

Эта финансовая группа, а их в мире 400-440 человек, они держат контрольные пакеты власти и взяли в свои руки контрольные финансовые потоки, чинят и творят то, что им захочется к своей выгоде, и не смей им возразить. В их руках силовые органы, деньги, массовые средства пропаганды и охрана этого строя в виде буржуазного государства.

Социализм представляет иную систему гуманистических ценностей. А именно: справедливость, равенство, соучастие, общность, коллективизм и нравственность – неспособность врать, воровать и мошенничать, обманывать людей.

Ленин подчёркивал, «… если капитализм не может обойтись без системы лжи, лести, мошенничества, жонглёрства модными и популярными словечками, обещаний направо и налево любых благ и реформ народу, то пролетариату, в противоположность буржуазии, нужна полная и правдивая информация. А правда не должна зависеть от того, кому она должна служить». (ПСС В.И.Ленина, т.54, с.446)

Без правды нет науки, а без науки нет социализма. Поэтому так важна истина в этой научной теории, что Ленин всячески призывал не врать, не обманывать, не фальсифицировать, а докапываться до истины, находить её и на базе этой истины выстраивать свои отношения.

Сегодняшняя роль ленинизма вытекает из его предназначения. Это сплав научной теории и активной политики рабочего класса, его авангарда, призванный обосновать историческую необходимость установления коммунизма с тем, чтобы мобилизовать массы на усвоение системы знаний, норм и ценностей того бесклассового общества, о котором мы говорили в начале.

Вы скажете: это всё хорошо, но нам, молодым людям, небезразлично, когда этот коммунизм будет построен. Нам хочется пожить при коммунизме. Что бороться за светлое будущее, если оно придёт через несколько поколений? Есть ли в этой борьбе смысл?

Живи одним днём, радуйся солнцу, погоде, общению с друзьями… Соблюдай порядок, законы, живи себе потихоньку и не смей мечтать о таких высоких идеалах.

Но это неправильная позиция. Приход коммунизма – это ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. Объективная необходимость. Что значит, объективная?

Это значит, не зависящая от воли и сознания людей. Объективно действуют законы природы, всходит и заходит луна. Как бы вы ни протестовали, какие бы петиции вы ни писали, на какие бы митинги ни выходили, она, проклятая всё равно взойдёт и пойдёт по своей орбите и тогда, когда ей надо, она уйдёт.

Так и общественный строй. Коммунизм надвигается, он приближается в разных странах по-разному, с разной скоростью, но идёт неумолимо и неизменно.

Я в своих прежних лекциях уже высказывал одну философскую мысль о путях и вариантах продвижения человечества к коммунизму.

Есть три пути. Мы можем о них и не подозревать, но они работают. Это объективные законы. И человечество движется к коммунизму.

Первый путь – через естественную социализацию. Путь вызревания и развития социалистических качеств в плоти человеческого общества. Иначе сказать, это путь естественной эволюции, путь самый надёжный, но и самый медленный. И для молодой аудитории, пожалуй, самый неприемлемый.

Второй путь – путь через искусственную социализацию, путь насильственного насаждения социалистических и коммунистических качеств в массы, что нередко случается в периоды революций, особенно цветных революций. Это самый быстрый путь, но и самый затратный, самый рискованный и наименее эффективный по своему конечному результату.

Но есть и третий путь. Путь, посредством которого СОЗНАТЕЛЬНО С ОПОРОЙ НА НАУКУ СТИМУЛИРУЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, то есть формирование социалистических качеств у народа, ставшего на путь коммунистических преобразований. Этот путь не исключает радикального революционного реформирования во всех сферах человеческой жизни, если это потребуется. По этому пути и пошёл Владимир Ильич Ленин.  Он предложил радикально ускоренный вариант продвижения к социализму. По этому пути шло развитие ленинизма в России и во всём мире. И в этом его философский смысл и великое значение.

Как сегодня реально идут социалистические процессы в мировом сообществе?

Они тоже идут по трём направлениям. В несоциалистических общественных системах (страны развитого капитализма, ряд западно-европейских стран, скандинавские страны) эти процессы идут в номинальных рамках. Здесь можно говорить о частично социализированном капитализме, о созревании условий самоотрицания в пользу социалистического устройства общества. Хотят они того или не хотят, но процесс частичной социализации в развитых капстранах проходит. Во многих случаях развитые капстраны сегодня ближе к социализму, чем отдельны бывшие соцстраны.

В системах, определяемых как номинально социалистические, также идёт движение к социализму, к поиску его эффективных форм, идёт апробация и подготовка народов к эпохе социализма.

В третьих странах (как их раньше называли, слаборазвитых) идут многозначные процессы апробации смешанной экономики, сочетающие в себе как естественную, так и искусственную социализацию. Этому в активной степени мешают местная национальная буржуазия и субъективный внешний фактор – факторы внешнего вмешательства. Эти процессы, как только возможно, тормозятся.

Значение ленинизма сегодня вытекает из истории и практики общественного развития. Ленинизм – это борьба, прежде всего, различных идей, различных течений, различных направлений.

Нам было бы очень недальновидно рассматривать только один единственный коммунистический взгляд на движение мирового сообщества к коммунизму. Это было бы нелепо, смешно и очень удобно для заинтересованного критика – для буржуазных идеологов. Необходимы сравнения с аналогичными теориями и с доктринами настоящего и прошлого. Только в сравнении, в сопоставлении вырисовывается величие и значение ленинской теории.

Мне известно пять групп направлений, школ, теорий и доктрин, объясняющих историю развития мирового сообщества и пути решения его проблем с целью достижения социального прогресса.

Вы слышали об этих теориях.

Первая и самая старая – это религиозно-теологическая система взглядов, суть которой – вера в божественные сверхъестественные силы, приносящие людям гуманизм утешительной лжи или самообмана в виде промысла божьего. Когда человек неграмотный, когда он болен, когда бессилен, когда от него мало что зависит, когда он слаб и ему некому помочь, он уповает только на сверхъестественные силы, на бога, просит у него защиты и помощи. Тут целая теория. Если возникнет такая необходимость, то мы некоторые теории из этой группы можем рассмотреть.

Второе направление – это идеи и доктрины социалистов-утопистов, европейских просветителей. Это целый комплекс учений, в которых тоже в качестве целей выдвигается построение социализма, но представления о социализме и о способах его достижения очень далеки от научных.

Третье направление, или третья система взглядов – социал-демократическая. Она изложена в программном документе IV-го Социнтерна, прямого наследника и последователя Второго Интернационала, его ревизионистского оппортунистического крыла.

Социал-демократы – это, пожалуй, самая сильная, самая мощная, самая противостоящая коммунистическому направлению система взглядов. Суть их логики такова. Капитализм плох из-за своей необузданности и несправедливости, – говорят они, – а коммунизм слишком тоталитарен. Ни то и ни то строить не надо. Мы будем идти своим путём, и возьмём как бы посередине. Будем строить демократический социализм, альтернативный и капитализму, и коммунизму. Будем делать это мирным эволюционным путём, опираясь на развитие технократизма и на политику социал-реформизма.

Что можно сказать? Социал-демократы строят свою систему уже 150 лет. Многие партии, особенно европейские, находятся у власти, или в составе коалиции. Они командуют и финансами, и политикой, и прессой, и чем угодно, но ни в одной стране нет у власти рабочих и крестьян, и ни в одной стране они не имеют контроля над социальными процессами. Сколько ещё они будут строить свой демократический социализм, может быть ещё 150 лет, а на самом деле, конечно, социал-демократы – это тот интеллектуальный потенциал, который и управляет международным капиталом в интересах капитала.

Четвёртая система взглядов – так называемый цивилизационный подход к освещению истории человечества. Это молодая группа теорий, но с большими претензиями. Их методология базируется на новой парадигме, концепции, обществоведения, которая направлена против марксистско-ленинской теории смены формаций. Исходная позиция у них такая. В период переломного перехода мирового сообщества к своему новому типу – постиндустриальному обществу – не общественное производство и не частная собственность и не классовая борьба определяют ход истории, а взаимодействие и борьба основных мировых цивилизаций. Имеются в виду европейская, евразийская, азиатская, китайская, африканская и т.д. Всего насчитывают таких цивилизаций по разным методикам от 13-ти до 20-ти. Эти все цивилизации национально обособлены и враждебны друг к другу.

Это очень опасно для мира и может привести к самоуничтожению народов планеты. Чтобы этого не случилось, – говорят цивилизаторы, – необходимо организовать процесс глобализации, или интеграции данных национальных сообществ к их единению сначала на базе Европы, а потом в общепланетарном масштабе.

То есть судьбы мира в значительной степени будут решаться исходом борьбы и противостояния этих локальных цивилизаций.

Занимаются разработкой этой теории русские учёные, они сидят в Москве, в Международном институте Питирима Сорокина – Николая Кондратьева. Поддерживаются мировым экономистом, американцем русского происхождения, Леонтьевым. Финансируют эти работы, по косвенным данным, масонский Римский Клуб и отчасти ЮНЕСКО (структура ООН). В России преподавание в школах, колледжах и вузах идёт если не по этой парадигме, то по очень схожей. Здесь о марксизме-ленинизме речи не идёт и не может идти. Такой цивилизационный подход к истории и способах выхода человечества к коммунизму, по моему личному убеждению, куда сложнее, запутаннее, чем мировое революционное движение общества к социальному прогрессу и к социальной справедливости.

Пятая система взглядов – коммунистическая, выраженная в практической политике и теоретических трудах Маркса-Энгельса-Ленина.

Сегодня речь идёт о ленинизме. Ему активно противостоит мировая буржуазия. Можно познакомиться со всеми разновидностями антикоммунизма.

Интересно, как воспринимает коммунизм и антикоммунизм американская молодёжь в рамках своего образования и обучения. Коммунизм, – говорят им, – это когда нет денег. Вы хотите идти в коммунизм?

Есть ряд таких вот логических идейно-теоретических вывертов, в которые молодёжь легко верит, сразу соглашаются, говорят – о, знаем, что такое рашен тудей.

 

Имя Ленина в наше время остаётся сакральным для многих народов мира. Злобствует по поводу ленинизма только невежество, которое страшится за свои накопленные богатства, от которых оно обезумело.

Но не только это. Не понимает ленинизм и современная молодёжь, потому что она не знает Ленина. Его имя в учебных программах не упоминается или искажается. Вот почему нередко старшеклассники и студенты искренне спрашивают: а за что Ленину такая память и такие почести? За какие такие заслуги? Ведь мы видим, в других странах Ленина не любят, не признают и даже разрушают его памятники.

И мы, старшее поколение, понимаем, почему молодёжь так говорит. Та молодёжь, которая выросла в условиях искажённого освещения истории и чуждой им научной идеологии, естественно, думает так и говорит, и откровенно спрашивает.

Мы понимаем, что именно эта молодёжь как раз и придёт к ленинизму. Может быть, придёт своим путём. Может быть, не теми способами и методами, которые применялись в Советском Союзе, не теми способами и методами, которыми строили социализм в СССР мы, старшее поколение. И может быть, не под копирку наш путь повторят молодые люди, а ещё более научно, ещё более рационально, ещё более эффективно. Возлагаем надежду на новое поколение, которое неизбежно и неминуемо будет вовлечено в процессы политического строительства.

Во многих советских, российских и международных документах, обращениях даётся такое определение ленинизма. Это новый высший этап марксизма, творческое его развитие в новых исторических условиях, в условиях империализма и пролетарских революций, в условиях перехода человечества от капитализма к социализму и коммунизму.

Ленин был и остаётся выдающимся мыслителем, к трудам которого обращаются сегодня миллионы борцов за социалистическое преобразование общества и находят в них неиссякаемый источник вдохновения для борьбы против угнетения, реакции, за социализм, за мир, за прогресс науки и культуры.

Бесценные страницы ленинских трудов вдохновляют и нас, в наше тяжёлое российское время, в настоящий период. Перефразируя известное высказывание, я бы сказал так: не будь ленинизма, я бы впал в отчаяние при виде того, что совершается в России. Ибо не мог бы увидеть свет в конце тоннеля, не мог бы понять смысл дальнейшей жизни. Я думаю, что не я один такой.

В чём же конкретный вклад Ленина в мировую мысль и мировую общественную практику?

Вот краткая история вопроса. Ленин отстоял материализм в философии, в политике в конце 19, начале 20 веков. Когда материализм, считай, марксизм, по сути, исчерпал свои интеллектуальные возможности в объяснении материального мира в целом. Был такой период в истории. Особенно в европейской истории. В ведущей социал-демократической стране Европы – Германии. Тогда марксизм был осмеян и осуждён. Рабочее движение угасло. Центр революционного движения стал перемещаться и в конечном счёте переместился в Россию.

Что произошло?

Массовая атака идеализма резко усилилась в связи и по поводу нового истолкования великих открытий в естествознании, и особенно, в физике. Это было, когда на основе теории относительности зарождалась квантовая механика, которая вызвала кризис ряда традиционных ньютоновских законов. Когда австрийский профессор, философ, физик Эрнст Мах вместе со своим коллегой Авенариусом и со своими учениками выдвинули и обосновали ряд положений о том, что мир, окружающая нас среда, реальность не есть реальность. Это всего лишь комплекс человеческих ощущений. И наука может описывать только их. Сама же истина недоступна науке, ибо находится вне человеческого сознания. Все знания поэтому относительны, релятивны. В доказательство этих положений приводит новейшие исследования по атому.

До этих великих открытий в физике считалось истиной, что атом неделим и бесструктурен, что это есть монолитный кирпичик, из которого состоят все вещи на земле и в космосе. Углублённое изучение атома показало, что он  имеет структуру, состоящую из протонов и электронов, плотно взаимодействующих друг с другом. Другое открытие физиков, связанное с радиоактивным излучением элементов, с изменением массы электрона в зависимости от скорости движения, ещё больше подлило масла в огонь. Идеалисты из этого революционного открытия науки сразу же подняли неимоверный шум, сенсацию, сделали вывод: не только атом исчез, материя исчезла вместе с атомом. То есть материализм. Это крах материализма. Материальный мир, по сути, непознаваем, научные знания – это субъективизм, лишь позиция наблюдателя, позиция исследователя.

Тут же философские положения были перенесены в область общественных отношений и в область политики. Появились утверждения и выводы, что учёные-материалисты, историки тоже врут, выдают желаемое за действительное.

Никакой диалектики нет. Никаких общественно-экономических формаций нет. Марксистская теория – выдумка Маркса, его собственное мнение, а не истина. О ней надо забыть. Поэтому никаких революций не надо, капитализм хорош, рабочий класс должен успокоиться. Эволюция – естественное развитие и рынок сами за всех всё сделают то, что необходимо природе и обществу.

Мы в какой-то мере на себе убедились, как рынок регулирует общественные проблемы.

Ленин не был физиком. Он по профессии юрист, публицист. Но он прекрасно владел диалектическим методом.

С позиций материалистической философии в своём капитальном труде «Материализм и эмпириокритицизм» подверг идеализм резкой критике, показал его реакционность. Показал, что идеализм ставит преграду будущему познанию, достижению нового уровня знаний. Ленин вскрыл несостоятельность физического идеализма. Он доказал, что эти великие открытия в физике не отрицают, а как раз подтверждают материальное строение мира. Атом в своём строении неисчерпаем. Это говорит не физик, а Ленин. А знания об атоме относительны. Если в мире ещё не открыто что-то, это не значит, что оно не существует.

Этими и другими положениями он заложил основы теории отражения как проблемы истины, её объективности и конкретности, а также диалектики абсолютной и относительной истины.

Что же говорили европейские социал-демократы по поводу такого всплеска против марксизма и материализма. Попытался против этого наступления выступить Карл Каутский. Он первый стал протестовать. Он один из лидеров германской СДПГ и один из лидеров Второго Интернационала. Но он был осмеян своими коллегами, опубликовал ряд слабо протестных работ и в конечном счёте дрогнул и замолчал.

Роль Ленина в том, что он отстоял материализм, марксизм, опроверг ложную философию и в физике, и в общественном сознании, и это обеспечило переход мирового революционного движения в сторону Россию. С этого начинается новый этап марксизма, или ленинский этап развития научного коммунизма.

Ленин не только отстоял марксистско-ленинскую философию и её ведущие принципы, он выдвинул ряд фундаментальных положений, которые даже в физике нашли своё подтверждение в ходе развития научно-технической революции.

Живая жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется. Меняется и капитализм. Очень сильно меняется.

Капитализм обслуживают очень умные люди, которым платят большие деньги. Они идут на всё, чтобы  теоретически и научно фальсифицированные теории подсовывать массам. И они настолько правдоподобны, что простой обыватель, да и рабочий класс, не всегда в состоянии разобраться, где истина, где наука, где фальшивка.

В тот период времени, в начале 20 века, капитализм меняется настолько, что Энгельс перед смертью собрал всех своих соратников, учеников (ему выпала тяжёлая доля после смерти Маркса доработать его рукописи, отредактировать, издать. Они были изданы подпольно в единичных экземплярах и переправлены в разные страны. Он подорвал своё здоровье крепко) и сказал им, что капитализм меняется и в нём появляются такие тенденции, которых раньше не было и которых я не могу объяснить. Надо срочно вникнуть в эти изменения и сделать конвекцию в понимании того, каким стал капитализм и как к этому нужно относиться.

Ленин, ещё молодой, 23-летний, подключился к анализу новых тенденций развития капитализма и сформулировал его черты и особенности. Ленин констатирует, что капитализм перерастает в стадию империализма, в стадию кануна социалистической революции и называет пять признаков империализма в числе которых последний вывод о загнивании, о паразитизме капиталистического строя с засилием в общественном производстве монополий.

Кроме этого, Ленин открывает закон неравномерности экономического и политического развития капитализма, говорит о его империалистической стадии и применяет острейшие и злободневные проблемы того времени к практике социалистического преобразования.

Среди них много вопросов философии, и много вопросов чисто политических.

Ленин не боялся уточнять и творчески развивать марксизм. Он считал, что Маркс заложил только краеугольные камни своего учения, которые требуют прочного развития марксизма в новых исторических условиях.

Современные буржуазные критики Ленина и ленинизма стараются вбить клин между Лениным и Марксом. Мол, тут речь идёт о разных вещах, Маркс разрабатывал только объективные законы развития общества, такие, как закон капиталистического накопления. Действительно, 4 тома Капитала – это объективные законы экономического развития капиталистического строя. А Ленин – это другое дело. Он разрабатывал только субъективные условия революции, то есть Ленин – специалист по волюнтаризму.

Конечно, они или не могли понять всей тонкости и сути ленинской диалектики, или просто напросто сознательно фальсифицируют его наследие.

Ленин волюнтаристические аспекты марксизма развивал не с точки зрения интересов отдельной личности, а с точки зрения преобразующей деятельности субъектов – партии, классов и всего общества.

Ленин выдвигает новую концепцию человека-мыслителя (это его заслуга), борца, преобразователя мира, которая также вошла в сокровищницу передовой общественной мысли. Заслуг Ленина в развитии теории и практики нам сегодня здесь и не перечесть.

Я назову сейчас только три группы, три комплекса идей, в которых ленинские положения обобщены и которые впоследствии стали не чем иным, как ленинским планом построения социализма в России.

Это три комплекса компактны и диалектически неразрывно связаны между собой.

Первый комплекс, или условия построения социализма, – социально-политический комплекс. Сюда относят руководящую роль компартии, развитие социалистических форм демократии, в которой трудящийся человек – не только исполнитель и потребитель, но и творческий организатор, руководитель, сознательно дисциплинированный, ответственный за своё дело, за защиту социализма в своей стране и в международном масштабе. Советский труженик – это ярый враг бюрократии, тормозящей инициативу и творчество масс.

Вторая часть, или группа условий, – это культурно-идеологический комплекс. По Ленину, советскому человеку мало быть просто активным и свободным. Свобода слова и деятельности мало чего стоят, если человеку нечего сказать, если у него в голове и в морали идеи, чуждые социальному прогрессу, чуждые науке, интересам масс и делу социализма. Если человек незрелый, политически неустойчивый, он, как правило, отмалчивается, уходит в тень, он некоммуникабелен, и сам себе на уме. Это очень плохо для коллективного участия в строительстве социализма.

Для победы нового коммунистического общества, учит ленинизм, необходимы знания, умения, сила науки, всесторонне развитие человека. Человек должен быть и культурно-идеологически грамотен и убеждён в правоте своего дела.

Поэтому ленинизм имеет широкую программу культурной революции, в ходе которой формируется научное мировоззрение у широких масс, критически усваивается культурное наследие, вырабатываются социалистическая дисциплина труда и коммунистическая нравственность.

Рабочий человек, прошедший через такую культурную школу, сближается с интеллигенцией, они совместно сознательно на научных началах перестраивают весь социально-экономический и духовный строй страны и тем самым приближают страну к коммунизму.

И третья группа условий. Она носит экономический характер. Общественное бытие определяет общественное сознание. Поэтому всестороннее развитие человека предполагает создание ещё и материально-технической базы построения социализма, рост жизненного уровня людей. А это предполагает наличие высокого экономического потенциала на основе новейших завоеваний науки и техники.

Все эти три комплекса условий, необходимых для построения социализма, Ленин считает, что они не могут быть решены последовательно или раздельно. Порознь реализовать эти условия и построить социализм невозможно.

А мы строили. Сначала создадим материально-техническую базу, потом в городе, потом пойдём в село, сначала построим дороги в деревню, потом там создадим школу, детские садики и структуру, потом пойдём дальше.

Вопрос сложный, и здесь был нужен высокий интеллект, повторяю, народа, контролирующего власть, для того, чтобы не нарушать эти три условия. Они были заложены в план построения социализма в СССР и известны под названием Индустриализация, Коллективизация и Культурная революция.

Что ещё внёс Ленин в ленинизме, на примерах. Нашла своё подтверждение система взглядов на мировой революционный процесс о том, что переход от капитализма к социализму совершится не сразу и не во всех странах, а путём отпадания от системы капитализма отдельных стран.

Подтвердилась мысль о разнообразии форм перехода различных стран от капитализма к социализму.

Подтвердился тезис и его политика о некапиталистическом пути развития отсталых стран, о подъёме национально-освободительных революций и возрастании роли народных масс. Ленин изложил и наполнил содержанием принцип мирного сосуществования стран с различным социальным строем. Многие говорят, зачем дразнить капитализм, зачем провокации и обвинения? По Ленину мирное сосуществование стран с различным социальным строем – это есть форма классовой борьбы, вынесенная на международную арену.

И сейчас подтверждается острейшая классовая борьба между отмирающим паразитическим исторически неперспективным империализмом, который уже закончил фазу своего развития, выработал свой                                 ресурс, и новым, нарождающимся процессом социализации во всех странах, вытесняющим эту общественную систему.

Ленин разработал и осуществил систему взглядов на проблемы войны и мира. Когда на Украине случился Майдан, выдвигали тысячу разных версий случившегося, кроме одной – ленинской. Мысли о том, что любую войну, её прекращение с последующим свержением агрессивной власти капиталистов могут обуздать совместными усилиями только революционно настроенные рабочий класс, объединившийся в международном масштабе.

Буза может продолжаться сколь угодно долго, пока в эти процессы не подключатся фундаментальные общественные силы, связанные с классом производителей, с классом тружеников, от которых зависят прибыли капиталистов, и которые сегодня создают эти прибыли капиталистам, от этой ведущей созидательной огромной силы. Только объединёнными усилиями, они могут покончить с капитализмом как системой, но и с такими глупыми и бессмысленными явлениями, как войны, локальные конфликты и так далее.

Ленин, это нам сегодня особенно интересно, поставил во главу угла государственное творчество.

Не прагматизм, – день прошёл и ладно, – а ответственность за политические решения перед своим народом и перед мировой общественностью. Ленин своих управленцев и коммунистов призывал и жёстко карал, вплоть до вмешательства Дзержинского, из-за греха, служащего трём врагам, к которому склонны госслужащие, – это коммунистическое чванство, взяточничество, бюрократизм.

Не меньшим злом для рабочих и коммунистов является и догматизм, начётничество, убивающее живую мысль и творческую душу марксизма-ленинизма.

Ленин не только научно-теоретически всё это обосновал, он и практически учил и свой советский аппарат и международных лидеров компартий тому, как это делать. Связь ленинской теории и философии с практикой – очень сильная сторона ленинизма.

Основатель итальянской коммунистической партии Антонио Грамши сказал о Ленине: «Именно Ленин на деле выдвинул вперёд философию как таковую тем, что он двигал вперёд политическую теорию и практику». С этим согласен и основатель компартии Швеции, который высказался ещё точнее. «Ленин дал нам в руки оружие для борьбы с капитализмом, оружие, которое делает нас непобедимыми, если мы научимся его применять».

Ленинизм имеет значение не только для народов мира, но и для нас с вами персонально. И для нашей общественной работы, для повышения нашей эффективности и нацеленности на конечный результат. Вполне уместна мысль Владимира Маяковского о том, что «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в Революцию дальше».

Поделиться: