В.Г.Смирнов, Первый секретарь
Вичугского горкома КПРФ,
депутат Совета Вичугского
муниципального района
На январском заседании Совет Вичугского муниципального района принял комплексную программу социально-экономического развития района на 2015–2017 годы, разработанную администрацией Вичугского муниципального района.
Нельзя не согласиться, что наличие подобного документа жизненно необходимо. Однако более внимательное ознакомление с положениями указанного документа оставляет далеко не радостное впечатление, в связи с чем считаю необходимым высказать свои замечания и поделиться личным мнением.
Итак, по существу содержания Программы, целью которой являются рост благосостояния и качества жизни граждан за счёт модернизации экономики района, улучшения делового инвестиционного климата и роста доходов населения.
Задачи программы:
«1. Создание благоприятных условий для стабилизации работы действующих текстильных предприятий и развитие новых промышленных производств.
2. Создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств и малого бизнеса.
3. Развитие инфраструктуры потребительского рынка для удовлетворения потребностей населения района в услугах организаций торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения.
4. Обеспечение граждан благоустроенным жильём для проживающих в ветхом жилищном фонде.
5. Создание условий для улучшения жилищных условий граждан района.
6. Строительство и реконструкция объектов коммунального хозяйства.
7. Благоустройство территории населённых пунктов района.
8. Укрепление материально-технической базы учреждений образования, культуры, физкультуры и спорта.
9. Повышение качества услуг, оказываемых населению в сфере образования, культуры, физкультуры и спорта
10. Создание условий для гражданского становления, самореализации, и социальной адаптации молодёжи».
Да! Эти мероприятия жизненно необходимы.
Раздел 1 указанной программы содержит также стратегию социально-экономического развития района на долгосрочный период, направленную на «повышение благосостояния и качества жизни населения района…»
Попытаемся понять, за счёт чего и каким образом, и так ли это на самом деле.
В разделе II, первый пункт посвящён агропромышленному комплексу. Цитата: «политика в аграрной сфере района на формирование предпосылок для устойчивого развития сельской местности и прежде всего для обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения…».
Это желаемый результат. А в действительности? Давайте попробуем разобраться. Из приведённой статистики следует, что по состоянию на 1 января прошлого года основная масса земель сельскохозяйственного назначения (87%) закреплена за 20-ю сельскохозяйственными предприятиями. Производственную деятельность ведут 7 сельскохозяйственных предприятий и 6 фермерских хозяйств на 18% земель сельскохозяйственного назначения. А куда девались 69% земель и 7 предприятий? Сведений нет.
Далее по тексту: «за 2014 год доля обрабатываемой пашни составила 24,5% против 25,5 в прошлом 2013 году. Снижение показателя произошло по причине прекращения деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива «Гайдаровское» (причины не раскрываются).
Следующее признание авторов программы вызывает не только оторопь, но и откровенный шок. «Ввод в оборот пашни сдерживается по причине того, что большое количество земель сельскохозяйственного назначения СКУПЛЕНО физическими лицами, которые не ведут производственной деятельности».
Вопросы к руководителям районной администрации: большое количество, это сколько гектаров земель и сколько физлиц ими владеют?
Почему земля не обрабатывается и не используется по назначению?
Кто повинен в разбазаривании земельного фонда? Почему не предпринимаются меры по возврату пахотного клина в муниципальную собственность? Где судебные процессы как гражданского, так и уголовного порядка?
Смотрим следующее положение программы. «В структуре валовой продукции 7.1% занимает продукция сельскохозяйственных предприятий, 7.0% крестьянских (фермерских), количество хозяйств населения – более 4000. «Большинство сельскохозяйственных предприятий функционируют в режиме острого дефицита инвестиций и оборотных средств». Следом идёт признание, что «недостаток финансовых резервов необходимых для расширенного воспроизводства сдерживает развитие сельскохозяйственного производства».
О каком развитии идёт речь, господа управленцы? Из вашей статистики следует, что количество сельхозорганизаций сокращается ежегодно. В 2012 г. Их было 9, в 2013 г. – 8, в 2014 г. – 7. А число крестьянских (фермерских) хозяйств составляет соответственно вышеприведённым годам 9–8–6, т.е. меньше на треть.
За последние годы произошло сокращение поголовья всех видов скота, как на сельскохозяйственных предприятиях, фермерских хозяйствах, так и в личных подсобных хозяйствах населения, в связи с миграцией сельского населения в город, низкой ценой реализации молока и мяса. «Снижение поголовья всех видов скота привело к недополучению продукции животноводческого производства во всех категориях хозяйств», об этом свидетельствует также приводимая статистика. Низкие объёмы производства сочетаются с низким материально-техническим состоянием хозяйств, износом основных фондов на 42%, машин, оборудования, транспортных средств на 82%. Превышение нормативной нагрузки составляет порядка 1,5–1,8 раза.
Слабое финансовое состояние сельхозпредприятий авторы Программы также связывают с существующей диспропорцией между низкими ценами на сельскохозяйственную продукцию и постоянным ростом цен на электроэнергию, ГСМ, запчасти; недостаточной обеспеченностью кадрами; низкими темпами технической модернизации и др.
Не взирая на ранее высказанные сетования о нехватке земель сельскохозяйственного назначения, администрация, тем не менее, продолжает проводить работу «по оформлению земельных участков в собственность». В 2013 году индивидуальный предприниматель Румянцев Н.В. получил 51 га, Лакомкин В.А. – 509 га, ООО «Возрождение» – 218 га.
Почему не возвращаются в севооборот и не восстанавливаются поля, заросшие кустарником?
Несмотря на отрицательные результаты работы и убогую статистику, настоящий раздел Программы бодро завершается фразами о создании условий эффективной работы сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, достижение роста производства основных видов продукции, укрепление экономики, повышение устойчивости развития сельских территорий. Что «рост производства продукции сельского хозяйства будет обеспечен за счёт роста объёмов производства продукции растениеводства и животноводства на основании увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства и создания соответствующей нормативной базы». Но средств в развитие этого направления не предусматривается.
Однако из приведённой статистики следует, что основным производителем и поставщиком продукции сельского хозяйства является население в лице частника, основным орудием труда которого была, есть и будет лопата да мотыга. И частник не даёт этим орудиям труда ржаветь. И работают на малых огородных сотках все члены семьи всё свободное время, и без пригляда администраторов. Поэтому и появляются у них всяческие запасы-припасы на зиму как необходимая добавка к тем мизерным зарплатам и пенсиям, до которых снизошло государство от щедрот своих.
Вот в таких условиях существует сельскохозяйственная отрасль района. В Программе не прописаны ни механизмы, ни меры, посредством которых может быть поправлено положение.
Вначале необходимо остановить процесс распада, а затем определить пути возрождения. Сельский цех района – не кондитерская фабрика. Каждый день там выручки не бывает, на селе, как известно, урожай, приплод, как и цыплят, по осени считают. А ещё лучше, если рассчитываете на развитие, верните аграриев, животноводов, других специалистов к управлению этой отраслью. А профанам надо отойти в сторонку, не мешать и не вносить сумятицу.
Что касается промышленного комплекса, то как отраслевая структура, он представлен наличием обрабатывающего производства в составе двух текстильных предприятий: ООО «ПП «Красный Октябрь», ООО «ПП «Фабрика Красина».
Предприятия «находятся в трудном финансовом положении». Их низкая доходность «отпугивает инвесторов». Основные фонды «продолжают стареть». К этим отрицательным факторам добавляются: «рост цен на хлопок», «большое количество нелегальной продукции на рынке», растущая конкуренция со стороны «китайских предприятий, которые выпускают дешёвый товар». Вина лежит также на недобросовестных конкурентах из стран Азии. Занижение стоимости готовых изделий и сырья на таможне, другие факторы.
Приходится убеждаться, уважаемый читатель, у руководителей администрации повинны все, в том числе международный капитализм, но никак не они сами, вдохновляющие и развивающие русский местный дикий капитализм.
В лучших маниловских традициях предполагается «переход к новой ассортиментной политике» – использование химических волокон и нитей, т.е. строительство ставшего известным завода ПЭТФ и создание индустриального парка на основе того самого химволокна.
Запуск этого проекта вполне может обернуться практическим закрытием фабрик «Красный Октябрь» и «Красинки», а попутно других объектов среднего и малого бизнеса. Об этом в программе прямо сказано, что малый и средний бизнес – наиболее незащищённый от внешних воздействий сектор экономики. Это является прямым свидетельством как слабости принимаемых законов, так и несостоятельности действующей власти. А вернее сочетания того и другого.
Можно ли считать развитием, когда численность индивидуальных предпринимателей имеет динамику сокращения: в 2012 году их было 253, в 2013 – 232, в 2014 – 223.
Эти и другие обстоятельства влекут снижение численности трудовых резервов, отток в другие регионы высококлассных специалистов, потерявших надежду получить работу по месту жительства семьи.
Провальным остаётся положение в здравоохранении. Укомплектованность врачебными кадрами составляет лишь 57,4%. Из 54 врачебных ставок укомплектовано только 31.
Строительство нового жилья (многоквартирных домов) в районе даже не планируется. Не предусматривается использование своих природных ресурсов.
Прогнозируется лишь дальнейшая убыль населения и увеличение числа пожилых людей. Признаётся низкая платёжеспособность населения. Снижение численности рабочих мест в экономике.
Эти негативные процессы безусловно скажутся в будущем на состоянии всех отраслей местного производства, в том числе образовании, культуре, и других.
В чём преуспела администрация района, так это в росте собственных рядов, т.е. штатной численности. В 2012 году в муниципальных огранах числились 65 человек, в 2013 г. – 69, к началу 2015 г. появились уже 72 чел. Будет ли предел этому? Маловероятно.
В разделе «Организация муниципального управления» глава администрации свою роль определил следующим образом: «Основная цель работы главы администрации – быть координатором и руководителем процесса программно-целевого управления деятельностью муниципального образования и координатором деятельности всех органов местного самоуправления данного муниципального образования как единой публично-правовой системы, направленной на осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных переданных государственных полномочий». В таком словесном обороте прослеживается явный перебор. Господин В.В.Мурашкин позволяет себе руководить не только исполнительной, но и взять под своё подчинение представительную ветвь власти!? И уже забываются бойкие заявления о росте благосостояния и улучшения качества жизни граждан.
К чему приведёт подобное бумагомарательство, заложенное в многостраничное повествование о мнимых успехах и намерениях? Только к обману. Лжи. Паразитарному существованию власти и армии чиновничества за счёт народа.
И, как мы ещё раз убедились, действующая команда администрации не может расстаться с розовыми очками и грёзами, глядя на действительное положение дел и материальное состояние населения, не желает дружить с здравомыслием.
Исходя из информации, заложенной в основу «Комплексной программы развития Вичугского муниципального района Ивановской области на 2015–2017 годы», следует сделать ряд неутешительных выводов. В первую очередь – это то, что район утратил статус промышленного и «относится к группе сельскохозяйственных районов».
Что состояние представленного сельскохозяйственного производства находится в глубоком провале и гибнет под гнётом безденежья, заброшенности, неуправляемости. При этих обстоятельствах символичным становится герб Вичугского района – деревянная соха из средневековья – неужели авторы герба предвидели развитие событий?
И откуда возьмётся то сказочное чудо, что накормит-напоит, обогреет, ублажит потребности обывателя, гражданина?
Из обихода исчезло понятие «градообразующее предприятие». Следом за ним могут исчезнуть и сами посёлки Старая Вичуга, Каменка, Новописцово. Примером тому может служить исчезновение Новописцовского льнокомбината, повлекшее за собой резкое сокращение числа жителей посёлка.
P.S. Когда настоящая статья была подготовлена к печати, появилась официальная информация о том, что областными структурами разработан план антикризисных мер в регионе на ближайшие три года. В связи с этим руководителям муниципальных районов также предписано разработать и утвердить собственные планы и подобные меры. Оказывается, страну охватил кризис, а мы и не заметили… И тут уж не до жиру…
В условиях глубокого экономического кризиса в принципе не может быть какого-либо развития, а лишь выживание.
Так что администрация района вместе с депутатами в очередной раз попали впросак. Хотели удивить народ красивым житьём-бытьём, но… лишь оскандалились и нарвались на очередную оплеуху.
Теперь последует латание дыр по примеру героя «Тришкина кафтана». Мнимое благополучие вмиг обернулось застарелыми, запущенными до неприличия проблемами населения, усугубляющими его нищету и бесправие. Это бесспорно доказывает, на сколько далеки местные руководители от народа и забот населения.
Резкое повышение цен на продукты питания, на товары первой необходимости, промышленные товары, лекарства, продолжающееся обнищание граждан в очередной раз показывают, что существующая система безнадёжно больна и требует кардинальной смены экономических отношений и общественного строя.
Навязанные порядки дикого бизнеса должны быть наконец-то отвергнуты нашим сообществом, которому предстоит в ближайшем будущем выбирать себе местные органы власти.
Давайте думать о себе, своих близких самостоятельно, не полагаясь на заезжих чиновников. Ведь власть, как и любое здание, строится с нижнего этажа, каким и является орган местного самоуправления.