Меню Закрыть

Еще раз о доверии граждан к власти. На примере шуйского «Эггера»

Борис Борзых,

председатель общественной организации

«Шуйский Экологический Союз»

 

 

Недоверие народа к власти – давняя российская традиция. Оно и не удивительно: слишком часто власть мнением граждан откровенно пренебрегает, судебная система, по моему глубочайшему убеждению, основанному на богатом личном опыте, прогнила насквозь и смердит, деятельность надзорных органов в значительной степени представляет собой имитацию деятельности.

Поскольку уже 10 лет я занимаюсь темой шуйского «Эггера», о пропасти между властью и народом мне удобнее рассказать именно на его примере.

Появление «Эггера» в Шуе целиком и полностью на совести властей. Несмотря на протесты населения и доказанные натяжки и подтасовки в разрешительных документах. С самого начала было понятно, что такие предприятия в городах строить нельзя.

В конце 2013 года шуйский завод «Эггер» должен был заработать на полную мощность – около двух миллионов кубометров древесных плит в год. Но не сложилось. Сейчас он производит примерно 300 тысяч кубометров, то есть в 6-7 раз меньше запланированного. Хорошо это или плохо?

Недавно мне довелось пообщаться с одним из заместителей главы администрации Шуи. Его огорчает, что город не получил обещанные инвестиции (они ушли на развитие производства в Румынии, в Смоленской области и в Турции). Наоборот, я выразил глубокое удовлетворение этим фактом. Пропасть между властью и народом в моем лице обозначилась вполне явственно. Не секрет, что многие шуяне тоже относятся к инвестору негативно: мол, задушил своими выбросами, а в городе и так напряженная ситуация с онкологическими заболеваниями. Среди пациентов Ивановского онкодиспансера шуйских очень много. Действительно, завод выбрасывает в воздух три канцерогена – формальдегид, бензапирен и древесную пыль. Совсем недавно, кстати, Роспотребнадзор включил в перечень канцерогенных факторов пыль не только твердых пород дерева, но вообще всех.

Одновременно Росгидромет утвердил новые ориентировочные уровни фонового загрязнения формальдегидом: в городах типа Шуи (от 50 до 100 тыс. жителей) за последние 4 года он вырос почти в полтора раза и теперь составляет половину от предельно-допустимого. Причина банальна: это выбросы автотранспорта, заполонившего улицы.

Оставшуюся половину чистого воздуха надзорные органы разрешают легально загадить заводу. А чтобы оставить возможность для увеличения производства, придумывают разные ходы, например, собираются измерять реальный фоновый уровень не в центре города, а на окраине, где нет автомашин – главного загрязнителя воздуха.

Обвести вокруг пальца простых обывателей, разумеется, легко. Они не понимают профессиональных хитростей официальных экологов. Однако… носы-то у них есть! И они прекрасно распознают специфический запах «Эггера». И этот запах почему-то им не нравится.

Можно провести тысячу успокоительных проверок. Но повышают ли они уровень доверия? Наоборот, создается стойкое ощущение подвоха.

Или такой факт: три года подряд инициативные горожане пытаются организовать местный референдум по вопросу расширения производства на заводе. И всякий раз этому препятствует правящая партия благодаря численному перевесу в Шуйской Думе, при том, что подписи «за референдум» собираются «на ура».

Поэтому я рад, что «Эггеру» не удалось реализовать свои планы на 100 процентов. Нам достаточно того, что уже построено, больше не надо. Чистый воздух и здоровье – это из разряда тех ценностей, которые люди начинают ценить только тогда, когда теряют. Некоторые, правда, догадываются о последствиях заранее, поэтому нам и удалось сохранить шуйский воздух относительно чистым. Каких усилий это стоило, знают лишь посвященные.

И самая свежая новость на тему «Эггера в Шуе». Архиважная.

Как известно, вторая основная причина недовольства шуян – то, что тяжелые фуры и лесовозы, обслуживающие завод, едут через город, мимо филиала университета и двух школ, мешая автобусному движению, отравляя воздух и разбивая дорожное покрытие.

29 августа в шуйской горадминистрации прошел «круглый стол», посвященный безопасности движения на дорогах. Среди многих пунктов повестки дня первым рассматривался вопрос о движении большегрузов на «Эггер» по улице Кооперативной несмотря на то, что дорога в объезд Шуи уже год как пущена в эксплуатацию лично экс-губернатором М. Менем.

В ноябре прошлого года я обращался в администрацию Шуи с вопросом: когда тяжелые автомашины станут ездить новым путем? В ответ получил неопределенные обещания. Прошел год, ситуация изменилась мало. На этот раз я обратился к главе региона Павлу Конькову. Видимо, из области дали указание навести порядок, поэтому этот вопрос и рассматривался на круглом столе. На заседании присутствовали глава города Т. Алексеева, заместитель главы администрации Шуи В. Егоров, депутаты, начальник отдела ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Шуйский» Ю. Стрелков, представители завода «Эггер». Обстановка была нервная. Вопрос осложнялся тем, что, кроме заводского транспорта, по Кооперативной едут лесовозы на лесопилку в районе 42-го училища и грузовики к строящемуся детскому саду. Представители завода сообщили, что они не могут заставить транспортные компании везти грузы по новой дороге, а могут только рекомендовать, при этом на объездной дороге они уже перемонтировали соответствующие указатели, но на улице Свердлова еще сохранился указатель «завод Эггер», показывающий поворот налево. Водители едут к заводу этой дорогой, по-видимому, по привычке. В ходе обсуждения Егоровым В. Д. был предложен такой вариант — перекрыть участок улицы Кооперативной от магазина «Магнит» до университета для движения тех большегрузов, которые имеют отношение к заводу. Я с этим предложением согласился, потому что основной поток тяжелых машин именно такой. К счастью, представители завода тоже согласились с этим вариантом, потому что новая дорога предприятием строилась специально для разгрузки городских улиц. Итак, рекомендация есть. Как она будет исполняться, посмотрим.

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.