Меню Закрыть

БЮДЖЕТ НА 2015 (проект)

В.Г.Маслов,

профессор, член Ивановского обкома КПРФ,

руководитель фракции КПРФ в Шуйской городской Думе

 

 

Сырьевая игла олигархии

Сегодня даже школьникам известно, что наша страна живёт прежде всего за счёт продажи нефти и газа. В Резервный фонд и Фонд национального благосостояния из каждых 100 долларов нефтяных доходов откладывалось и откладывается 4. Центральный банк в своём недавнем прогнозе не исключил снижение цены за баррель до 60 долларов. Несмотря ни на какие санкции и внешние угрозы, негативное влияние которых на российскую экономику усиливается, те, кто завладел богатствами страны, продолжают гнать за рубеж непереработанное сырьё. При этом стараниями партии власти им теперь ещё и собираются гарантировать возмещение убытков, понесённых в результате санкций, за счёт государственного бюджета, иными словами, призывают к двойному ограблению страны: сначала вывозят накопленные капиталы за рубеж, потом возмещая за счёт народа то, что было из страны вывезено и потеряно за рубежом.

Проект, противоречащий закону

Год назад Дума приняла закон о бюджете на трёхлетний период. В представленном же проекте его показатели изменены до неузнаваемости. И это уже не корректировка прогноза, а грубое неисполнение закона.

Год назад в прогнозе на 2015 год предусматривался ВВП в сумме 79 трлн 660 млрд рублей. В последнем проекте, представленном правительством, сумма ВВП снижена до 77 трлн 498 млрд, т. е. на 2 трлн 162 млрд рублей. При прогнозируемом уровне доходов бюджета к ВВП в 19,5% от снижения ВВП бюджет теряет 422 млрд рублей в 2015 году и около 690 млрд — в 2016 г. Вот реальная цена  пересмотренных проектов и скорректированных прогнозов по ВВП. Эту цену заплатит народ.

Анализ представленного проекта бюджета показывает, что эффективной борьбы с кризисом нет. Никто из либералов не обмолвился, что при той экономической блокаде, в которой оказалась Россия, ни в коем случае нельзя снижать инвестиции в экономику. Богатства России используются исключительно для собственного обогащения и они не помышляют о развитии страны.

В расчёте на фиктивные доходы

От уменьшения экспортной выручки приведёт к потере 10 млрд дохода от экспорта одного газа. Сегодняшняя система, её устройство, её структура и характерные для неё методы управления исключают решение экономической политики страны.

Никак нельзя смириться с тем, что, несмотря на прогнозируемую прибыль, в бюджетном проекте заложено сокращение фонда заработной платы, который должен будет сокращён на в 2015 году на 442 млрд рублей в сравнении с показателем, заложенным в законе о бюджете. На 2016 год планируется дальнейшее снижение фонда заработной платы — ещё на 701 млрд рублей (3,3%). В принятом год назад бюджете на 2015 год предусматривался курс 34,3 рубля за доллар. В нынешнем проекте бюджета прогнозируется курс 37,3 руб. К концу прогнозируемого периода намечается рост курса 39,6 руб. за доллар. Но уже к сегодняшнему дню цена доллара на валютном рынке перевалила за 40-рублёвую отметку. С одной стороны, завышенный курс доллара позволяет получать фиктивные бюджетные доходы. С другой, он позволяет грабить российских граждан. Высокая инфляция (16%) поглотит рост доходов бюджета.

Мифы о бюджетных расходах

Закономерно, что, защищая интересы тех, кто грабит Россию, либералы при этом вовсе не склонны защищать интересы самой России. Что касается роста расходов на оборону, то на самом деле он предусмотрен только на 2015 год — на 33 процента по отношению к ожидаемым расходам в 2014 г. При этом в течение прогнозируемого периода с 2015 по 2017 г. общие оборонные расходы не растут, а снижаются на 49 млрд. рублей.

В 2015 г. расходы на национальную экономику увеличиваются на 7, 8% по отношению к ожидаемым в текущем году. Этот так называемый рост не превышает уровня годовой инфляции, который даже согласно официальной статистике и прогнозам Центрального банка окажется не ниже 7,8 — 8 %. Следовательно, заложенный в проекте бюджета рост расходов на национальную экономику будет обесценен растущей инфляцией.

Что касается роста расходов на оборону, то на самом деле он предусмотрен только на 2015 г. — на 33% по отношению к ожидаемым расходам в 2014 г. При этом с 2015 по 2017 г. они не растут, а снижаются на 49 млрд рублей. Также доля государственных затрат на оборону снижается за этот же период по отношению к ВВП с 4,2% до 3,6%. Оценивая эти показатели на фоне той ситуации, в которой сегодня оказалась наша страна, бессмысленно говорить о чрезмерных оборонных расходах.

Грабёж в социальной сфере

Ещё более неприемлемыми представляются обозначенные в бюджетном проекте тенденции, касающиеся финансирования такой жизненно важной сферы, как образование. При ожидаемых расходах в 2014 г. расходах по этому направлению в сумме 649,8 млрд рублей на 2015 г. предусматривается сокращение расходов до 618,9 млрд, т.е. на 31 млрд, или на 4%. С учётом же обесценивания предусмотренных расходов в связи с инфляцией реальное их снижение составит минимум 12 — 15%. Несложно понять, что такая финансовая политика направлена на деградацию общества, а не научно-технический прорыв. Напрашивается вывод, что тем, кто де-факто управляет страной, не нужны образованные граждане, которыми сложнее манипулировать.

Не лучше выглядит бюджетное положение обеспечения системы здравоохранения. В 2015 г. расходы на эту сферу сокращаются сразу на 114,6 млрд рублей по сравнению с ожидаемыми расходами в 2014 г.

Горькая правда заключается в том, что расходы как на образование, так и на здравоохранение перекладывается на плечи народа. При этом денег у народа не прибавится, а общая ситуация обнищания лишь усугубится из-за того, что образование и медицина будут обходиться гражданам всё дороже и дороже.

Анализируя проект бюджета, нельзя не сказать о ставшем уже хроническом снижении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы на ЖКХ постепенно выводятся из федерального бюджета, и дело идёт к тому, что из государственной казны на них перестанут выделять хоть какие-то деньги.

Если в текущем году ожидаемые расходы на ЖКХ должны составить 125,5 млрд рублей, то в 2017 г. — только 51,9 млрд. Снижение в 2,4 раза! При этом средства, которые планируется собрать с граждан на ремонт ветхого жилья в 4 — 5  раз превышают заложенные в бюджет инвестиции в ЖКХ. Из этого бюджета следует, что наш доморощенный капитализм воспроизводится социально-политическими принципами, характерными для самых отсталых и бедных  государств планеты, для самых криминальных и антисоциальных политических режимов.

Болезнь системы — возрастающая угроза для общества

Расходы на культуру и кинематографию, которые попросту надо спасать, если мы не хотим допустить окончательной интеллектуальной нравственной деградации общества, одичания новых поколений наших граждан, в проекте бюджета с 2014 по 2017 г. снижаются почти на 10%. Правительство выделяет на их финансирование меньше тысячной доли от российского ВВП.

С высоких трибун неоднократно звучали призывы более полно финансировать физическую культуру и спорт. Прежде всего массовый спорт, потому что от него зависит здоровье нации. Конкретно. В принятом год назад законе о бюджете предусматривалось, что в 2015 г. раздел «Физическая культура и спорт» будет профинансирован на 100,7 млрд рублей, то в представленном на рассмотрение Думы бюджетном проекте эта сумма урезана на четверть — на 25,3 млрд. Всё это свидетельствует о тяжёлой социально-политической болезни. На её лечение в бюджете денег нет.

«Эффективный» бюджет неэффективного правительства

Проект бюджета разработан на основе формального набора цифр, которые не отражают ни реального состояния российской экономики, ни её сегодняшних запросов, и никак не связаны с решением тех задач, которые стоят перед страной. В проекте бюджета не заложены условия и ресурсы для экономического роста, для модернизации и технического перевооружения экономики, для реализации программ импортозамещения.

Проект бюджета свидетельствует об очевидном погружении страны в затяжной кризис — экономический и финансовый. А это делает неизбежным и кризис социальный, чреватый политической дестабилизацией.

Поделиться: