Меню Закрыть

Зам. председателя ЦК КПРФ, академик В.И.Кашин: ВТО — петля на шее России!

2012-02-23 11:05
В.И.Кашин

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашин 22 февраля 2012 года на круглом столе по теме «Совершенствование законодательства Российской Федерации в связи с изменением условий развития экономики России в рамках, предусмотренных договором с ВТО»

Актуальность темы, вынесенной сегодня на обсуждение, ни у кого не вызывает сомнения. Прежде всего потому, что она может определить дальнейшую судьбу нашей страны не только на ближайшую перспективу, но и на ее будущее.

Сговор за спиной народа

Вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) решался в течение более 17 лет. По мнению некоторых экспертов, одна из причин столь продолжительного раунда переговоров заключается в том, что будущие партнеры по ВТО, прежде всего США и другие ведущие страны Запада, выжидали того момента, когда экономика России и, прежде всего ее промышленный и аграрный потенциал, окончательно деградируют. Сегодня это как раз и произошло. Нынешнее состояние основных отраслей экономики России не позволяет им конкурировать с западными корпорациями, остатки промышленности фактически не выпускают товаров, которые востребованы на мировом рынке, а ее основные фонды изношены на 70-80%. Внутренний рынок также оголен — большинство промышленных товаров и продуктов питания завозится из-за рубежа, и его окончательный захват — главная цель западных партнеров — стала вполне реальной и легко достижимой. Спустя 17 лет непрекращающихся разговоров о «скором вступления»России в ВТО, не подкреплённых абсолютно ни­какими научно обоснованными расчётами относительно целесообразности данного шага, этот шаг осуществляется в самый неподходящий момент, что напоминает приобретение билета на некий экономический «Титаник».

Правительственные лоббисты вступления России в ВТО, несмотря на всю очевидность развала российской экономики, продолжают обосновывать необходимость присоединения к ВТО появляющейся, по их мнению, возможностью «доступа на мировые рынки российских товаров и услуг». Однако, при этом не называют, какие именно российские товары востребованы мировым рынком.

Приводится ими и много других аргументов в пользу членства в ВТО, как правило, весьма спорных. Например, что членство обеспечит возможность использования механизма разрешения споров по защите национальных интересов и устранения дискриминации, позволит реализовать текущие и стратегические торгово-экономические интересы, гарантирует рост иностранных инвестиций и облегчит технологическую модернизацию экономики, позволит предприятиям России вписаться в мировые технологические цепочки. Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства для повышения конкурентоспособности своей продукции. Увеличение объема импорта новой техники и технологий обеспечит приток этих технологий в российскую экономику. В силу появления прозрачных и понятных правил игры снизиться коррупция.

Правительство рассчитывает на рост доходов государства за счет увеличения торгового оборота, на снижение безработицы за счет роста экспорта и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.

Чиновники обещают, что и население страны в целом выиграет от членства в ВТО. Дескать, повысится качество жизни граждан и понизится ее стоимость за счет выхода на рынок большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг с более низкими ценами и с более высоким качеством и т.д…

Содержание требований к РФ сделали переговоры по присоединению страны к ВТО тайными. Ни население, ни руководители большинства предприятий, ни даже депутаты парламента досконально не знают, на что дало согласие пра­вительство. Тайная дипломатия не была бы необходима при очевидности выигрышей для экономического развития страны. Дело здесь в том, что, как следует из заключений большинства экспертов, вступление России в ВТО не только закрепит периферийный – сырьевой характер российской экономики, но также нанесет окончательный тяжелейший удар по всему национальному производству.

Двери нараспашку

Унифицированных правил приема в ВТО нет. Каждая страна выговаривала для себя условия и преференции. Какие же условия «выторговали» для России ее переговорщики?

Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 году.

Предусматривается полностью ликвидировать таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементной базы, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств. Внутренние цены на энер­гоносители будут приведены к уровню мировых цен.

Доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составить более 45%. Доля иностранного участия в уставном капитале российских банков может достигнуть 50 %, а в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг – до 75 %.

Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары — с 9,5% до 7,3%.

Часть импортных тарифов — более трети — будет снижена с момента присоединения, еще четверть — спустя три года после него. Самый длительный переходный период – от 4 до 8 лет — установлен для мяса домашней птицы, автомобилей, вертолетов и самолетов.

Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, вне квоты — 55%, для свинины — 0% и 65%, для мяса птицы — 25% и 80%.

Что касается отечественного сельского хозяйства, то Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Объем поддержки АПК в 2012 г. будет в пределах 9 млрд. долларов, к 2018 году этот показатель сократится до 4,4 млрд.

Кроме того, во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, Россия обязуется до 2018 года направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий.

Экспортных субсидий российские сельхозпредприятия получать не будут. Кроме того, после вступления России в ВТО будут отменены льготы по НДС для отдельных категорий продукции.

Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения, в частности, коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов…

Т.е. после присоединения РФ к ВТО регулирующие возможности государства, и без того куцые, должны будут существенно уменьшиться.

Чужой урок не идет впрок

У России нет никаких стимулов экономического характера для вступления в ВТО. Во-первых, в наследство от СССР ей достались «некоторые благоприятные условия» для осуществления внешней торговли. Россия пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле практически со всеми основными партнерами, входящими в ВТО.

Во-вторых, структура текущего российского экспорта весьма специфична. Основная экспортная статья – сырье, топливно-энергетические товары, оружие, — и они не является предметом регулирования ВТО, на них не распространяются какие-либо ограничения, рестрикции со стороны ВТО.

Поэтому, вообще говоря, логика поспешности присоединения к ВТО не понятна. Вступление России в эту организацию реально грозит окончательно потерять экономическую безопасность страны и, соответственно, ее политическую независимость.

Как показывает печальный опыт членства в ВТО большинства стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки, а также стран СНГ и Средней Азии, отсутствие развитой промышленности, конкурентоспособных производств и адекватной государственной поддержки приводят к сильнейшей деиндустриализации страны, закреплению за ней статуса сырьевого придатка и рынка сбыта для продукции глобальных корпораций. Опыт Украины, Грузии, Киргизии, стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики, и даже лежащие в руинах экономики могут падать в результате вступления страны в ВТО. Так, например, Украина потеряла полностью свою промышленность по производству сахара, доля импорта сахара подскочила на 11%, ее завалили залежалым салом, полмиллиона людей были выброшены на улицу. Спад производства в ряде отраслей промышленности превысил 45-60%. После снижения импортных пошлин на легковые автомобили с 25% до 10% производство автомобилей в Украине упало в 6 раз – по сути дела, автомобильная промышленность перестала существовать. Аналогичная ситуация сложилась в производстве мебели – после обнуления импортных пошлин на мебель только за период 2008-2011 годы выпуск мебели в Украине сократился в 3 раза – с 1,2 млрд долларов до 400 млн. долларов. Не удалось избежать печальной участи и лёгкой промышленности – закономерным итогом необдуманной либерализации тарифного и нетарифного регулирования выпуск продукции в лёгкой промышленности упал на 45-60%, экспорт сжался на 28%, а импорт подскочил на 40-45%. Еще больших масштабов угроза существует и для России.

Сторонники присоединения к ВТО ссылаются на положительный опыт Китая, который действительно достиг выдающихся успехов, будучи членом этой организации. Однако не нужно забывать, что Китай вступил туда с другой стартовой позиции: не имея ни энергоресурсов, ни высокотехнологичных секторов, нуждающихся в протекционизме, зато с бурно развивающимся производственным сектором, ориентированным на экспорт. Это именно та ситуация, в которой единые правила мировой торговли оказались как нельзя более кстати. Доступ китайских товаров на рынки других стран-членов ВТО (несмотря на сохраняющиеся антидемпинговые меры) заметно облегчился. А это значит, что производить в Китае стало еще выгоднее. У нас же ситуация иная: в России есть еще пока немало производств, имеющих научно-технологическую и соци­альную ценность, но в силу тех или иных причин недостаточно конкурентоспособных для работы в условиях ВТО. С другой стороны, основной экспортный товар – сырье – в этих условиях не нуждается. Вот и получается, что китайский опыт нам ни о чем не говорит.

Русское село под нож?

С точки зрения отрицательных последствий присоединения к ВТО наиболее показательным является пример аграрного сектора. Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите. Сегодня плодородность наших земель существенно снижена, и в среднем в 2,5 раза ниже, чем в находящихся в более благоприятных климатических условиях Европе, Америке, Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, в том числе и внутренний рынок России. Наша страна уже потеряла продовольственную безопасность, закупая около 50% продуктов питания за рубежом.

Ведущие страны, интенсивно осваивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения продуктами питания. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%, в Германии — 93%, в Италии — 78%. Даже бедная плодородными почвами Япония придерживается уровня самообеспечения 50%. В Японии, например, полностью запрещен импорт риса. И это при том, что продается он внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6 — 8 раз.

Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. Если в России сельскохозяйственные производители получают дотацию не больше 35 долларов на гектар, то в США ее размер составляет для фермеров 750 долларов, а в другой привилегированной зоне ВТО – в ЕС она равна 350 долларам. А по условиям вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10%. В противном случае последуют штрафные санкции. Санкции ВТО за поддержку сельского хозяйства не затрагивают только США. Минсельхоз России признает, что для «смягчения последствий от присоединения к ВТО необходимо дополнительно 96 млрд. рублей ежегодно для компенсации потерь и сохранения инвестиционной привлекательности отрасли». Но этих денег никто не даст, ведь по замыслу присоединения намечается только сокращение поддержки агропромышленного комплекса.

Наши будущие партнеры защищают свой продовольственный рынок высокими пошлинами, а Россия будет их снижать. Например, уже сегодня ставка суммарной пошлины на ввоз в страны ЕС белого сахара составляют 215 %, а в России – 30%. На ввоз мяса крупного рогатого скота охлажденного – 174%, замороженного – 215%, а у нас — 15%. Пшеницы – 173%, у нас – 5%. Кукурузы – 84%, у нас – 5%. А это значит, что сравнительно чистые российские продукты будут вытеснены с прилавков ввозимыми дешевыми генетически модифицированные аналогами. Страны, пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия, были обвинены ВТО в создании продовольственных барьеров.

Таким образом, присоединение России к ВТО на согласованных условиях будет означать для отечественного сельского хозяйства скорую и неизбежную смерть.

Промышленная капитуляция

Но под угрозой окажется не только аграрный сектор, но и многие другие отрасли экономики Россиив связи с ликвидацией защитных барьеров и снижением их конкурентоспособности.Российской промышленности придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками – ведь именно такие компании обладают волей и достаточными ресурсами, чтобы захватить открывшиеся рынки в России. Некоторые из них уже сегодня более чем успешно работают на российском рынке – P&G, Mars, Coca-Cola, Unilever, BP, Texaco, GM, Boeing, Sony, Philips, LG и многие другие. По мнениюэкспертов наиболее уязвимыми отраслями являются: автомобильная, авиастроительная, судостроительная, электронная, обрабатывающая, химическая, металлургия, машиностроение, транспорт, текстильная, легкая, фармацевтическая, пищевая, розничная торговля, общественное питание и некоторые другие.

Большинство из них снизят конкурентоспособность с неизбежными потерями в связи с так называемой «гармонизацией» цен на энергоносители с мировыми ценами.

Автопромышленность России окажется совершенно неконкурентоспособной. Да она фактически уже ликвидирована. В последнее время государство выделяет всё меньше средств на ее развитие, делая ставку на сборку иностранных автомобилей. Попытки неких поощрений государством автомобильной промышленности воспринимается западными производителями как помеха сбыта в России продукции уже существующих в других странах производственных мощностей.

Вступление в ВТО чревато потерей для России национальной авиапромышленности. Если за многие годы реформ промышленность гражданского авиастроения катилась по наклонной, то нет никаких гарантий, что в будущем нам стоит ждать позитивных изменений, тем более в условиях конкуренции с Боингом или Аэробасом. Уже сейчас Россия утратила возможности производства наиболее востребованных на мировом рынке широкофюзеляжных самолётов, а предусмотренное сокращение целевой поддержки авиапрома лишь усугубит и без того плачевную ситуацию в этой наукоёмкой отрасли. Судя по всему, Западом нам отведена роль поставщиков авиационного титана и алюминия для иностранных авиакосмических холдингов Boeing, EADS и Lokheed Martin. Например, в «гордости» российского авиапрома – самолёте Sukhoi SuperJet 100 – по большому счёту российский только титан, алюминий и прочее сырьё, тогда как вся наукоёмкая компонента и электроника производятся в США, ЕС и Японии.

Не лучшая судьба ожидает и отечественное судостроение. Прямая конкуренция с ведущими судостроительными компаниями потребует внедрения передовых инновационных технологий. Последнее невозможно без всесторонней модернизации промышленности, внедрения новых технологий, вложений в НИОКР. Суммарные вложения государства и предпринимательских структур в США, Германии, Японии, Южной Кореи и других стран, например, в НИОКР в разы превосходят аналогичные вложения в России. Для информации: американская GM вложила в НИОКР в 2009 году 8 миллиардов долларов (год кризиса!), а все российские крупные компании — в десять раз меньше.

В силу объективных причин, обусловленных географическими и природно- климатическими условиями, капитальные и эксплуатационные затраты российских судостроительных производств превышают аналогичные показатели зарубежных верфей многих стран с развитым судостроением (Южная Корея, Китай, Сингапур, Турция, Испания и другие). Это необходимость создания крытых эллингов и доков, их отопления и освещения, во многих случаях — сезонность завоза материалов и комплектующего оборудования и др. Естественно, что эти затраты относятся на себестоимость судостроительной продукции.

Совершенно очевидно, что для обеспечения конкурентоспособности отечественного судостроение требуется серьезная государственная поддержка. Отечественная отраслевая стратегия («Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу») предусматривает комплекс мер господдержки. Ряд протекционистских мер, в том числе связанных со снижением налогов на российские судостроительные предприятия, предусмотрен принятым недавно федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (от 07.11.2011г. №305-ФЗ). В рамках реструктуризации судостроительной отрасли осуществляется передача ряда дополнительных судостроительных активов под управление ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», что также связано с государственной финансовой поддержкой. Но вопрос в том, что и здесь правила ВТО существенно ограничивают возможные формы господдержки, и эти меры господдержки национального судостроения и судоходства, как и другие, намеченные государством, могут быть квалифицированы ВТО как «неправомочные» субсидии.

Естественно, что и слабое российское производство электроники не выдержит конкуренции. В первую очередь это касается высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и так далее. Страна станет полностью зависимой от импорта высокотехнологичной продукции. Возможность свободно ввозить товары электронной промышленности на отечественный рынок сделает бессмысленным вложение капиталов в российское производство. Импортозамещение потеряет смысл.

Совершенно непонятно, каким образом вступление России в ВТО сможет обеспечить возрождение отечественной обрабатывающей промышленности и подтолкнуть развитие высокотехнологичных производств при той степени износа основных фондов и при затратах на науку и образование (1-1,5% ВВП) в разы ниже аналогичного показателя в США, ЕС и Японии (3,5-4,5% ВВП).

Сильно пострадает наша лёгкая промышленность. Если уже сейчас Китай заполоняет наши рынки своими товарами, то после вступление в ВТО китайцы наверняка легко «забьют» не только ЕС, но и отечественных производителей.

Вступление в ВТО является большой угрозой для малого и среднего бизнеса, слабо развитых предприятий, которые не выдержат конкуренции, а как следствие повысится уровень безработицы, который и без того достаточно высок.

Финансы запоют романсы

Сильной конкуренции подвергнутся финансовые услуги. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов российских. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Западные банки легко смогут поглотить банковскую систему России с учетом очень высокого уровня их «капиталоемкости».

Страховой рынок, скорее всего, будет полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.

Подвергаются реальной угрозе полного поглощения западными фирмами такие услуги как консалтинговые, юридические и медицинские. Пострадает и туристическая отрасль.

Весьма призрачны надежды и на поступление иностранных инвестиций в нашу экономику. Не надо забывать, что в страну с неблагоприятным инвестиционным климатом значительные иностранные капиталовложения направляются, только если в нее не могут прийти товары. Мы своими глазами видим, что, например, российский авторынок проще осваивать, вкладывая средства в строительство заводов в Узбекистане, Чехии и Германии, рынок бытовой электроники — в предприятия Юго-Восточной Азии, рынки качественной сантехники и обуви — в западноевропейские предприятия и т.д. Между тем вступление России в ВТО открывает внутренний рынок именно для товаров, закрывая его тем самым для инвестиций. В свете сказанного позиция либеральных радетелей за инвестиции, толкающих Россию в ВТО, представляется абсурдной.

Ухудшится наполняемость федерального бюджета, поскольку таможенные пошлины формируют до 37% его доходной части, что обострит и без того трудноподъемные проблемы финансирования большинства статей, включая выплаты пенсий, социальных пособий, усугубит острые проблемы нищеты населения и безработицы, а также обострит проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга. Т.е. будет нанесен тяжелейший удар как по всему национальному производству, так и по социальной сфере.

В результате прорыв в ВТО, увеличив импорт при, в лучшем случае, стагнации экспорта, ввергнет Россию в валютный кризис. Внешние выплаты и рост импорта размоют золотовалютные запасы и, по оценкам экспертов, за два года сократят их до уровня, делающего неизбежной более масштабную и разрушительную, чем в 1998 году, девальвацию. Альтернатива одна — новые внешние займы. Но вполне возможно, что их обусловят уступками в политической и экономической самостоятельности. Зарубежные эксперты уже обсуждают вероятность отчуждения полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока. Чтобы не влезать в долги от западных партнеров, необходимо сначала туда что-то продать и получить иностранную валюту. Но продажа российской нефти, газа и промышленных металлов в лучшем случае сможет обеспечить безбедное существование 25-35 млн. человек. Однако в России проживает около 140 млн. человек. И вопрос, на какие средства будут существовать оставшиеся 100-110 млн. человек в случае массовых банкротств предприятий, российские власти, похоже, не интересует.

Таким образом, открытие Россией своего внутреннего рынка и дача преференций иностранному капиталу грозит коллапсом национальной экономики. Облегченный вывоз сырья и беззащитный рынок – таким будет общий итог от присоединения страны к ВТО. Форсированное вступление в ВТО обязательно создаст угрозу не только экономической безопасности, но и самому существованию России.

В интересах олигархов

Вступление в ВТО создает серьезные проблемы в области интеграционных процессов стран — членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг. Вполне возможно, что Таможенный союз стран СНГ придется распускать. Сегодня правительство РФ декларирует два противоположных экономических курса. Первый ориентирован на создание и защиту нового экономического пространства, объединенного Таможенным союзом, второй – на интеграцию в глобальное неолиберальное торговое сообщество, т.е. в ВТО.

Судя по всему, желание российских властей снять с себя ответственность за результаты проводимой откровенно провальной социально-экономической политики, а также надежда легитимизировать свои активы за рубежом стали главным поводом форсированного втягивания России в ВТО. Вкупе с лоббизмом интересов российских сырьевых монополий, желающих заработать дополнительные несколько миллиардов долларов от снятия ограничений на распродажу невосполнимого природного сырья, это явилось и главной причиной, по которой под удар поставлена практически вся российская промышленность и сельское хозяйство. Интересы кармана кремлёвских элит и околокремлёвских сырьевых монополий в очередной раз оказались важнее общенациональных интересов и перспектив отечественной промышленности, задыхающейся от произвола и чиновничьего беспредела. Нынешние модернизаторы, «отливающие в граните» и «пашущие на галерах», очевидно хотят повторить печальную участь «младореформаторов» и окунуть Россию из маразма 2000-х в ад 90-х. Их по-прежнему интересует дешёвый пиар про модернизационное раскапывание картофельного поля в Сколково и замену лампочек Ильича на лампочки Чубайса, приправленное бесконтрольными хищениями бюджетных средств на олим­пийских стройках и возведением проспектов имени премьера в Грозном.

ВТО — скорее мертвый, чем живой

ВТО переживает глубокий, возможно смертельный кризис. В нынешнем виде организация вряд ли сохранится. Региональный протекционизм усиливается почти повсеместно, несмотря на его лицемерную критику и декларации лидеров «большой двадцатки» о верности принципам ВТО.

Будучи членами ВТО, тем не менее, каждая страна старается защитить свой внутренний рынок от проникновения чужих товаров. Между странами членами ВТО идет постоянная борьба за выживание. Тот же Китай, особо не церемонясь, например, в 2011 году ввел повышенные пошлины на ввоз из США курятины и индюшатины, защищая и свой рынок, и своего сельхозпроизводителя. США 20 сентября обратились во Всемирную торговую организацию с жалобой на Китай. В свою очередь, в Китае заявили, что пошлины на мясо птицы из США были введены законно, поскольку американские производители получают субсидии со стороны правительства, и поставляют свою продукцию на китайский рынок по заведомо сниженным ценам.

Не нравится США и такая мера Китая, как повышение пошлин на вывоз из страны сырья. Китай, в отличие от России, старается не разбазаривать свои сырьевые ресурсы.Вводя лимиты на экспорт своих ресурсов, Китай заставляет иностранные компании инвестировать в его экономику путем размещения на территории Китая добывающих и обрабатывающих предприятий, которые должны делать налоговые отчисления в казну. При этом следует заметить, что Китай располагает достаточными природными запасами сырья. На его территории имеются практически все из 150 известных видов полезных ископаемых. Разведанные запасы урана — крупнейшие в мире, впрочем, как и запасы вольф­рама, цинка, лития, тантала, ванадия и титана, сосредоточены в основном в южной части страны. Там же находятся основные запасы олова, по которым, как и по запасам меди, Китай занимает второе место в мире. В Автономном районе Внутренняя Монголия расположены крупнейшие в мире месторождения редкоземельных и рассеянных элементов. Крупней­шие мировые запасы серы, каолина, нерудных ископаемых — асбеста, бора и фосфора также находятся в КНР.

Современный кризис ВТО имеет общие черты с кризисом мировой колониальной системы в 1930-1950-х годах. Фактически ВТО представляет собой новое, осовремененное издание колониальных порядков. Их основа – привилегированное положение западных монополий при подчинении их интересам экономического развития стран периферии глобального капитализма. ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. Либерализация внешней торговли работает в интересах более развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам. ВТО отличают двойные стандарты. Нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций. Надо помнить, что ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом – известным лоббистом интересов США. «Внедряясь» в «американоцентричную» мировую экономику, мы разделяем не только ее проблемы (например, далеко не гармоничные отно­шения между долларом, евро, иеной, в будущем и юанем), но и ответственность за политическую составляющую макроэкономических процессов.

Альтернатива ВТО есть!

Состояние российской экономики сегодня не позволяет стране присоединиться к ВТО без существенных потерь и неоправданных рисков. Мы должны не хвататься за мифические «палочки-выручалочки», не пытаться перескочить через ступени исторического развития, а терпеливо заниматься модернизацией своей страны и ее экономики, усиливать регулирующую роль государства, национализировав природные ресурсы, базовые отрасли экономики, банковский сектор, уделив особое внимание развитию науки. Страна нуждается в смене социально-экономического курса с опорой на собственные силы.

ВТО имеет реальную альтернативу, и развивать ее способна именно Россия. Эта альтернатива – объединение экономик-соседей с созданием общего правового поля в интересах национальных экономик. Аналогичные структуры уже складываются в Латинской Америке и Азии. Расширение общего хозяйственного пространства может привлечь многих наших соседей — страны Восточной Европы и Средней Азии.

Интеграция экономического пространства – веление нашего времени. Самоизоляция в эпоху глобализации сродни суициду. Но и раскрытие заведомо неконкурентоспособных отраслей и регионов перед жесточайшей и неуклонно обостряющейся глобальной конкуренцией — не меньшее безумие. Для России дорога в будущее проходит через интеграцию, через воссоединение братских республик, с развитой частью человечества, но идти по ней надо с открытыми глазами и трезвым умом. Каждый шаг требует тщательной подготовки: он будет оправдан, лишь если получаемые выгоды превысят издержки не только в кратко- и среднесрочной, но, что самое важное, в долгосрочной перспективе. Нельзя очертя голову бросаться в непродуманные авантюры, преследуя некие призрачные выгоды.

Слово за народом!

Можно привести множество аргументов «за» и «против» вступления России в ВТО, и во всех найдутся как плюсы, так и минусы. И всё же вступление в ВТО — это попытка власти «поймать журавля в небе». Вместо того, чтобы позаботиться о развитии нашей промышленности, сельского хозяйства, вместо того, чтобы финансировать развивающиеся предприятия, научные разработки, стимулировать повышение уровня образования населения, воспитывать подрастающее поколение, власть пытается стать «ближе к миру», полностью изменяя сферу образования на европейский лад, «пичкая» подрастающие умы низкопробными американскими фильмами, книгами, одобряя открытие иностранных заводов на территории страны при минимальной поддержке отечественного производства, импортируя товары из-за границы, которые вытесняют отечественные и т.д. Вступление в ВТО — это последний шаг на пути к краху России и практически официальному признанию её «сырьевым придатком» капиталистического мира.

Такой судьбоносный для страны вопрос как вступление в ВТО не может решаться без непосредственного участия народа. Конституция РФ устанавливает, что именно народ России является единственным источником власти, только он вправе решать свою судьбу и судьбу страны. Поэтому Президент и Правительство РФ обязаны объявить мораторий на вступление в ВТО, поручить ученым и специалистам еще раз все просчитать и взвесить, а потом провести общенациональный референдум, на котором граждане России, проголосовав «ЗА» или «ПРОТИВ», окончательно подведут итог обсуждению сложнейшего и ответственнейшего вопроса в современной истории России. Решающее слово — за народом!

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.