Меню Закрыть

Юрий Гагарин: взлёт над мифами и домыслами. Почему имя первого космонавта Земли не даёт покоя западным искателям скандалов

«Свободная Пресса»
2015-04-13 02:14.

С писателем Валерием Хайрюзовым мы познакомились, когда молодому писателю – командиру Ан-24 Иркутского авиаотряда в торжественной обстановке вручали премию Ленинского комсомола за книги «Непредвиденная посадка» и «Опекун». Помнится, эти книги тогда наделали немало шуму, став настоящими бестселлерами: ими зачитывался весь в то время единый Аэрофлот от Камчатки до Калининграда. С тех пор утекло много воды, Валерий, отлетав в гражданском флоте 15 тысяч часов и «спустившись» с неба на землю, был избран депутатом разогнанного в 1993 году Верховного Совета. Желание продолжить писательское дело отправило его на поиски новых сюжетов в горячие точки. Так появились на полках книжных магазинов новые, с нетерпением ожидаемые многочисленными поклонниками его творчества книги. Ширился и арсенал профессиональных наград писателя: премия Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», Международная премия «Авиация глазами журналиста», Большая литературная премия России. Одна из последних книг секретаря Союза писателей России – «Юрий Гагарин – Колумб Вселенной» отличается присущей автору опорой на достоверные документы, на воспоминания современников. В ней немало и новых деталей биографии первого космонавта Земли. О ней наш сегодняшний разговор.

 

 

«СП»: – Имя Юрия Гагарина не даёт покоя искателям скандалов, желающим доказать, что первым в космосе был всё-таки не он. Что вы по этому поводу думаете?

Вообще – и я пишу об этом в своей книге опровергать слухи и домыслы занятие пустое. Это всё равно, что затеять дискуссию о том, кто первым открыл Америку. Китайцы скажут, ну, конечно же, им был Чжен Хэ, который плавал туда ещё до Колумба и первым совершил кругосветное путешествие. В исландской саге об Эрике Рыжем исследователи отыщут, что первооткрывателем был викинг Лайф Эриксон. Монгольские учёные считают, что первыми в Америке побывали их соотечественники, другие назовут финикийцев, египтян, безвестных африканцев. Делается это, чтобы напомнить миру о былом величии своего народа и приподнять его во времени настоящем. Оставим споры учёным, пусть они копают землю, просеивают пыль, делают радиоуглеродные анализы и свергают с пьедесталов Колумба и Магеллана. На Западе, к примеру, до сих пор распространяют слухи, что ещё до 12 апреля 1961 года в космосе побывали несколько советских космонавтов. Но все они якобы погибли. К сожалению, не брезгуют такими измышлениями и наши средства массовой информации, присоединяясь к хору западной жёлтой прессы.

«Гагарин был первым? задавала в своё время вопрос своим читателям «Комсомолка». Что за вопрос? Конечно! Но на Западе иное мнение, информирует газета. Например, немецкий журнал «Spiegel» в статье, посвящённой 50-летию космодрома Байконур, вполне серьёзно упоминает о русских космонавтах, которые видели Землю с орбиты ещё до полёта Гагарина. На эту тему выходят даже фильмы, претендующие на документальность. В декабре 1959 года итальянское телеграфное агентство «Континенталь» заявило, что в СССР людей в космос запускают аж с 1957 года. Правда, летают русские не на космических кораблях, а на пилотируемых баллистических ракетах. И неудачно. Поэтому русские и не спешат делиться информацией с мировой общественностью. Агентство даже назвало имена четырёх погибших Алексей Ледовский, Сергей Шиборин, Андрей Митков и Мария Громова.

А 23 февраля 1962 года агентство «Рейтер» распространило заявление полковника ВВС США Барни Олдфилда о том, что в мае 1960 года из-за сбоя в системе ориентации разбился советский космический аппарат, на борту которого находился пилот Заводовский. Потом появилась информация, что 27 сентября 1960 года на Байконуре во время запуска разбился Иван Качур. В октябре того же года взорвался корабль серии «Восток» с Петром Долговым на борту. А ещё через несколько лет итальянская «Коррьере делла сера» напечатала рассказ двух братьев-радиолюбителей, Арчилло и Джамбатиста Юдика-Кордилья, которые в ноябре 1960 года и в феврале 1961-го поймали странные сигналы из космоса. В первом случае им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения сердца. Во втором переговоры с Землёй. Итальянская газета даже приводит расшифровку, будто бы космонавты сообщали на землю: «Условия ухудшаются, почему не отвечаете?.. Скорость падает. Мир никогда не узнает о нас». Газета тут же сообщила имена погибших Алексей Белоконов, Геннадий Михайлов и Алексей Грачёв.

«СП»: Но ведь, как говорится, дыма без огня не бывает?

Оказывается, ещё как бывает! Долгие годы западному читателю внушали: русские скрывают свои промахи и потери. Но всегда находятся люди, которые восполняют отсутствие информации из-за «железного занавеса». Пишут: из советского космического корабля поступило сообщение условия полёта ухудшаются. Читатель начинает волноваться: какие условия? Что произошло? Братья не сообщают, мол, догадывайтесь сами. Ну, а последняя фраза, что мир так и не узнает о героях космоса, явно рассчитана на доверчивого обывателя. Вот они какие, русские! Всё прячут, боятся огласки. Режим секретности, который существовал на то время в СССР, невольно способствовал появлению таких сенсаций. 11 апреля 1961-го даже дружественная Советскому Союзу английская газета «Дейли уоркер» опубликовала заметку московского корреспондента Дэнниса Огдена о том, что 7 апреля на космическом корабле «Россия» якобы совершил успешный орбитальный полёт (три витка вокруг планеты) сын известного авиаконструктора, лётчик-испытатель Владимир Ильюшин. Однако при посадке отказало оборудование, и первый космонавт сел в Китае. Мао Цзэдун решил не отпускать покалеченного героя в СССР, потому как хотел выведать у него все космические секреты. История показалась столь правдоподобной, что в Книге рекордов Гиннесса за 1964 год именно Ильюшин указан как первый космонавт Земли.

«СП»: А что было на самом деле?

Как пишет писатель, историк космонавтики Антон Первушин, в июне 1960 года подполковник Ильюшин попал в автокатастрофу. По официальной версии, пьяный водитель встречной машины не справился с управлением. Это документальный факт. Серьёзные травмы обеих ног и мизерный шанс вернуться в авиацию. Почти год его лечили в Москве, а на реабилитацию отправили в Китай, в Хуанчжо в руки специалистов восточной медицины.

Кто-то верил подобной стряпне, а кто-то читал всё это, как развлекательную, с идеологическим душком литературу. Существует сравнение неба и космоса с храмом, который от рождения до самой кончины стоит над нашими головами. Но для того чтобы увидеть небо, надо поднять голову. Сегодня же, когда люди перебирают глянцевые упаковки, у них нет времени и дела до неба и космоса, они редко смотрят вверх. Переведя бытие в мир товарно-денежных отношений, нынешние власти делают всё ту же ошибку: товар, каким бы красивым и привлекательным ни казался, никогда не был для людей конечной целью, за которую можно и жизнь отдать. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда», выдал свою, знаменитую ныне сентенцию Черномырдин. И удобно, и вроде никто не виноват. Путёвка в космос это же не пропуск на овощную базу или лабаз.

«СП»: Существует и масса мифов о том, как погиб Гагарин, и вообще, ставится под сомнение сама его гибель. Помнится, Герман Титов, вспоминая тот трагический день, как-то рассказал нам, что Гагарин, оторванный от неба бесконечными поездками и встречами, очень переживал, что не летает. Особенно, зная, что он, Титов, постоянно находится в лётном тренаже.

Вообще пускать или не пускать Гагарина в небо начальники спорили не один год. После гибели космонавта Комарова – а Гагарин к тому же был его дублёром – в верхах, казалось бы, была поставлена точка: пусть заседает в президиумах, встречается с пионерами, защищает диссертацию. Между тем, сам Юрий Алексеевич как-то в сердцах обронил: «Не хочу быть памятником – ведь живой человек…»

Я, как бывший пилот, согласен с академиком, психологом лётной работы Владимиром Пономаренко, как-то заметившим: «Отлучить лётчика от полётов – это всё равно, что запретить ему дышать». Должен сказать, что в своё время эта тема была затронута в одной из ранних моих книг «Приют для списанных пилотов». А вообще, споры о том, как и почему произошла та катастрофа с Гагариным в конце марта 1968 года, и сегодня не утихают. Хочется верить, что тайна его гибели будет когда-нибудь раскрыта. Конечно, можно предполагать, можно много чего домысливать. Можно обвинять, судить, можно оплакивать произошедшее. Истина же в том, что Гагарин был среди нас и был одним из нас. Но его жизнь оставила среди нас, ныне живущих, такой яркий свет, что пока существует человечество, это имя будет стоять среди самых великих имён…

Поделиться: