Меню Закрыть

Ю.П. Синельщиков: При новом министре МВД правоохранители стали бояться «беспредельничать» в открытую

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2014-06-11 12:08 (обновление: 2014-06-11 18:40)/

11 июня на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат Ю.П. Синельщиков.

 

 

 

Сегодня в ходе правительственного часа депутатам предстоит выслушать информацию министра внутренних дел Колокольцева.

Со дня моего прихода в правоохранительную сферу в 1973 году это 17-й министр внутренних дел России. Я внимательно наблюдал за деятельностью руководителей этого ведомства от Щёлокова до Нургалиева. Замечу, что нынешний министр выгодно отличается от своих предшественников. Это руководитель, в котором одновременно сосредоточились такие качества как компетентность, принципиальность, дипломатичность, доступность для подчинённых и людей извне.

Главные достижения Колокольцева.

Во-первых, этот руководитель последовательно изо дня в день ведёт борьбу за чистоту кадров. Многие полагали, что эта работа cведётся к переаттестации бывших милиционеров в полицейские. Однако спустя 2 года после прихода Колокольцева к руководству министерством мздоимцы, насильники и просто дураки по-прежнему освобождаются от должностей сразу же после того, как об этих их качествах становится известно руководству. Порядка в полиции, конечно же, нет, как его и не было в прежние годы в милиции, однако беспредельничать в открытую правоохранители теперь боятся.

Во-вторых, Колокольцеву удалось оптимизировать структуру управления системой МВД РФ сверху до низу. Так когда-то в Москве лишь половина личного состава была занята борьбой с преступлениями и правонарушениями, а вторая половина работала на себя: кадровики, экономисты, психологи и другие. Сейчас соотношение заметно изменилось в пользу участковых, постовых, инспекторов, дознавателей, следователей и т.д.

Мне часто приходится общаться с ветеранами МВД. Так вот они полностью одобряют предпринимаемые меры по надвигающемуся сокращению центрального аппарата МВД РФ. Как известно, в ходе этого мероприятия уже выведено за штат 9 тыс. офицеров и 40 генералов, большинство из них в свои кабинеты не вернётся.

Однако многочисленные беды в главном правоохранительном ведомстве сохраняются, и первейшей из них является укрытие преступлений от учёта, фальсификация данных о борьбе с преступностью.

В 2013 г. в целом по России прокурорами отменено более 2,5 млн. незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, выявлено свыше 158 тыс. преступлений, не получивших своевременного учёта. Причём этот последний показатель ежегодно возрастает примерно на 10 тысяч. Нам, депутатам, по поступающим от граждан жалобам известны многочисленные примеры отмены прокурорами незаконных решений по одному и тому же заявлению пять и более раз. По данным прокуратуры в масштабах России таких примеров в прошлом году было несколько тысяч. Прокурорами установлено 2,5 тыс. прямых отказов сотрудниками МВД РФ в приёме заявлений о преступлениях при наличии бесспорных оснований для возбуждения уголовных дел либо проведения проверки.

Одной из форм укрытия преступлений от своевременного учёта является волокита при возбуждении уголовного дела. Действующее законодательство установило, что по общему правилу существует трёхдневный срок для разрешения сообщения о преступлении. Однако значительная часть их рассматривается в течение месяца, а в подразделениях ОБЭП считают за правило принимать такие решения в течение 3–4 месяцев и более. Для сокрытия этих сроков заявления официально регистрируются не в день их поступления, а спустя значительное время, когда после сбора некоторой предварительной информации перспектива их разрешения становится понятной.

В моей депутатской практике не раз были случаи, когда приходилось направлять заявления граждан о преступлении в отделы полиции. Так вот ни я, ни граждане ни разу не получили ответ на них в трёхдневный срок. Всё разрешалось в течение месяца и более.

В октябре 2013 г., когда Колокольцев был у нас на правительственном часе, я спросил у него: «Что делается для пресечения фактов укрытия преступлений от учёта?» Министр заверил, что в его системе «создан механизм, который исключает необходимость манипулирования статистическими данными». Возможно, механизм и создан, но он, увы, не работает!

Борьбу с укрытием преступлений от учёта в органах внутренних дел прокуратура ведёт с начала 70-х годов прошлого века и, к сожалению, ничего не меняется.

Другая проблема – это борьба с коррупцией. Впервые с 2010 г. наблюдается увеличение числа выявленных фактов получения взятки. За получение взяток возбуждены уголовные дела в отношении ряда высокопоставленных чиновников в Волгоградской, Саратовской, Астраханской областях. Однако среди реализованных дел оперативного учёта по-прежнему преобладают материалы о преступлениях мелких чиновников, которые не требуют основательной оперативной разработки. Так называемые «оперативные эксперименты», которые проводятся сотрудниками для задержания с поличными взяткополучателей проводятся безграмотно. В результате многие эпизоды получения взяток не доходят до обвинительного приговора. Нередко бывает и так, что потенциальные мздоимцы в последний момент отказываются от получения взяток то ли из-за того, что была нарушена конспирация при производстве оперативной разработки, то ли соответствующую информацию им попросту продали полицейские.

Редко проводятся мероприятия по розыску и аресту имущества, добытого преступным путём, выявлению фактов его легализации. Не решается проблема возмещения причинённого коррупционными преступлениями ущерба. По направленным в суд делам доля его возмещения составила лишь 10%. Не изжита практика искусственного формирования показателей борьбы с коррупцией путём необоснованного дробления единых продолжаемых преступлений на отдельные эпизоды.

В последние годы особенно заметными стали недостатки профилактики правонарушений. Как известно, эта система в начале 90-х годов была разрушена, и слово «профилактика» звучало как рудимент, как ругательство.

В прошлом году возросли показатели рецидивной преступности (+5%), количество преступлений, совершённых в состоянии наркотического (+10%) и алкогольного опьянения (+8%). Впервые за последние пять лет зафиксирован рост на 5% подростковой преступности.

Полиция имеет прямое отношение к уровню этих показателей, так как за этими цифрами обычно стоят конкретные лица, известные полиции, подлежащие постановке на учёт и профилактике в органах внутренних дел.

В профилактической работе МВД РФ прослеживается невиданный формализм и показуха. Так, в ряде субъектов сотрудники увлечены глобальными проблемами: организацией межведомственной координации; возрождением системы комплексного планирования; разработкой социально-экономических и иных мер в сфере профилактики. Не исключаю, что всё это нужно, однако правильнее было бы в начале заставить участковых инспекторов выявить всех, проживающих на территории ранее судимых, и наладить с ними регулярные встречи.

Замечу, что в дни государственных праздников, демонстраций, митингов, мы видим несметное количество полицейских, которые в целях профилактики правонарушений бессмысленно  стоят на улицах. Их содержание налогоплательщику обходится весьма недёшево.

Не имеет серьёзного успеха борьба руководства МВД с нарушениями прав граждан в системе министерства. Бесспорно, что факты недопустимого насилия в органах внутренних дел сокращаются. Однако всё более распространёнными становятся случаи незаконного задержания и арестов.

Согласно сведениям, отражённым в следственных отчётах за 2013 г., число незаконно задержанных и арестованных органами внутренних дел составило около тысячи человек. Многие из них содержались под стражей годами. В столице и других крупных городах распространены незаконные административные доставления и  задержания граждан в одних случаях «для профилактики», в других для проверки их причастности к каким-либо деяниям. Нам известны не единичные факты, когда полиция устраивает массовые облавы на рынках, в других общественных местах, задерживая лиц неславянской национальности без поводов и оснований, а затем после доставления в отделы полиции их выпускали, даже не извинившись.

Все мы хорошо помним события 12 октября 2013 г. в Западном Бирюлёво столицы, когда, по одним сведениям, было задержано несколько сот, а по другим 1200 мигрантов «для проверки документов». Среди задержанных были мужчины и женщины. Многие из нас наблюдали телекадры, как задержанных заставляли выстраиваться друг за другом и держать руки на плечах впереди стоящего. В таком положении стояли и пожилые люди. Некоторые видеосюжеты напоминали кадры с пленными из фильмов о войне. Ничего общего с законностью, и тем более с нравственностью, такие действия полиции не имеют.

Эти случаи никак в статистике не отражаются, и на них не реагирует не только руководство МВД, но и прокуратура. В 2013 г. в целом по стране не возбуждено ни одного уголовного дела по ст. 301 УК РФ «Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей».

Я назвал лишь некоторые, лежащие на поверхности, проблемы МВД. Однако и для их решения нужны кардинальные меры не только со стороны министра внутренних дел, но и законодателя.

Поделиться: