Меню Закрыть

В.В. Кумин: Денежно-кредитная политика должна стать инструментом развития страны

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2014-11-18 14:03.

18 ноября на пленарном заседании Госдумы выступил депутат фракции КПРФ В.В. Кумин по вопросу:  «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов».

 

 

– Уважаемые коллеги!

Должен признать, что мнения в отношении денежно-кредитной политики Банка России разделились во всей Государственной Думе, однако полагаю, что справиться с сегодняшними вызовами можно только путём конструктивной, совместной работы на основе конкретных предложений, а не скатываясь в критиканство, так как начиная рубить сплеча, не зная меры, мы рискуем лишь усугубить ситуацию.

В связи с дефицитом времени буду лаконичен, при этом детально проработанные предложения и замечания мы передадим в Банк России.

Первое. Для выхода из сценария стагнации, принятого Банком России в Основных направлениях качестве базового, нужна скоординированная, энергичная работа и Правительства, и Центрального банка. А что происходит на практике? Президент поручил разработать механизм поддержки инвестиционных проектов. Центробанк оперативно подготовил соответствующие инструменты, а Правительство не только затянуло свою часть работы – прошло уже почти полгода, но и утвердило необоснованно жёсткие требования к уполномоченным банкам, фактически исключив из программы многих потенциальных участников.

Вместо разработки бюджета развития для реального решения задачи импортозамещения Правительство сокращает госпрограмму развития промышленности на 15%, а программу экономического развития на 30%, взамен предлагая вводить всё новые виды поборов с бизнеса.

Второе. Проблема внешнего долга и курса рубля. Именно Правительство долго закрывало глаза на проблему бесконтрольного наращивания зарубежных заимствований государственными банками и компаниями, на которых пришлась львиная доля прироста внешнего долга в последние годы. И хотя мы давно предупреждали о рисках такой политики, а Центральный банк с нами соглашался, решения от Правительства так и не последовало. Сегодня же в условиях санкций проблему погашения внешних займов переложили на плечи Банка России. На наш взгляд, Правительство посредством своего участия в капитале госбанков и компаний должно при необходимости ограничивать их валютную позицию и следить за своевременной продажей экспортной выручки, это снизит давление на рубль.

При этом, если в 2008–2009 годах Центробанк потратил 200 млрд. долларов на поддержание курса рубля, который всё равно пришлось отпустить, а производство обвалилось на 20%, то в этот раз, когда к падению цен на нефть добавились ещё и санкции, потери всё-таки несопоставимо меньше. Определённые риски для рубля несёт декабрь, когда помимо крупных выплат по внешнему долгу традиционно распределяется свыше 20% бюджета, а также выплачиваются премии и бонусы работникам по итогам года, но у Банка России, по нашему мнению, имеется достаточно широкий набор инструментов для того, чтобы удержать ситуацию под контролем, не ограничивая свои действия только регулированием ключевой ставки.

Третье. Крайне важным является вопрос о стратегии развития экономики. Не вызывает сомнений, что допустить продолжительную стагнацию мы не имеем права, да и обстоятельства диктуют необходимость форсированного экономического роста. Однако часто приходится слышать, что рост российской экономики сдерживается структурными факторами и что-то с этим сделать мы не в состоянии. Какова же ситуация на самом деле?

Во-первых, размер государственного, да и частного долга в России находится на очень низком по мировым меркам уровне. Более того, весь смысл политики низкого госдолга, которой годами придерживалась Россия, заключался в том, чтобы в нужный момент, когда в глобальной экономике наступит кризис, использовать это конкурентное преимущество и резко нарастить инвестиции в будущее, перейти на новый технологический уклад, пока остальные страны будут бороться с перепроизводством и излишними долгами. Во-вторых, большинство производств являются технологически отсталыми и устаревшими, а это значит, что масштабные инвестиции в его обновление и модернизацию позволят резко повысить производительность труда и высвободить большие объёмы рабочей силы. В-третьих, в России огромный внутренний рынок, который просто завален импортом, и возможность замещения даже части импорта отечественной продукцией создаёт перспективу бурного многолетнего роста многих отраслей обрабатывающий промышленности. Наконец, есть ценный опыт советской индустриализации в период, когда мировая экономика столкнулась с Великой депрессией, нельзя его полностью игнорировать.

В рыночной экономике основное средство обеспечения развития – это доступный кредит, который авансирует экономический рост и позволяет создавать новые, более технологичные производства. Именно финансовые власти играют ключевую роль в этом процессе. Однако в российских условиях расширение внутреннего рефинансирования под инвестиционные проекты требует выстраивания жёсткого заслона на пути бесконтрольного вывода капитала в офшоры, борьбы с незаконными и сомнительными операциями, что невозможно без деятельного участия Правительства.

Также фракция КПРФ выступает за усиление парламентского контроля и надзора со стороны Счётной палаты за деятельностью Банка России, и призывает членов Совета директоров Банка России ответственно подходить к высказываниям на тему курсовой и денежно-кредитной политики в целом, которые в условиях плавающего курса способны дестабилизировать рынки в случае их вольной трактовки, и потому должны быть тщательно выверены.

Кроме того, фракция обращает внимание Банка России на то, что центральные банки ведущих стран мира при принятии решений учитывают динамику не только инфляции, но и целого ряда других макроэкономических показателей, и что изучение такого опыта и его внедрение, с учётом российских реалий, может повысить эффективность работы не только Центрального банка, но и государственной экономической политики в целом.

С учётом изложенного, прошу Банк России изучить наши рекомендации и предложения и использовать их в своей деятельности по мере возможности. Фракция КПРФ приняла решение о свободном голосовании по данному вопросу.

***

Также Рабочей группой под председательством В.В. Кумина было подготовлено заключение комитета по финансовому рынку на Основные направления денежно-кредитной политики. Текст ниже:

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

На Основные направления единой

государственной денежно-кредитной политики

на 2015 год и период 2016 и 2017 годов

Рассмотрев представленные Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов (далее – Основные направления), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее – Комитет) отмечает следующее.

Основные направления соответствуют требованиям Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Комитет отмечает, что текст Основных направлений подвергнулся значительной доработке по сравнению с ранее представленным проектом ввиду изменившихся условий на финансовом рынке и в экономике в целом, а также с учётом направленных в Банк России рекомендаций Рабочей группы при Комитете по подготовке к рассмотрению Государственной Думой проекта Основных направлений.

В 2014 году российская экономика столкнулась с целым рядом вызовов, которые в значительной степени предопределили динамику основных макроэкономических показателей. Прежде всего это рост геополитической напряжённости, спровоцировавший значительный отток капитала и повышение волатильности фондового рынка, снижение мировых цен на нефть до минимального с 2010 года уровня, а также санкции, введённые группой стран и ограничившие, в первую очередь, доступ российских заёмщиков к основным финансовым рынкам. В указанных условиях Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основные усилия направил на поддержание финансовой стабильности. Выполняя относительно новую для себя роль единого регулятора финансового рынка, Банк России проводил взвешенную и осторожную политику, что в целом представляется оправданным, и до настоящего момента не позволило выпустить ситуацию из-под контроля.

Банк России представил в Основных направлениях 5 сценариев макроэкономического развития, отличающихся траекторией цен на нефть и длительностью действия санкций и предполагающих крайне слабую динамику экономического развития в 2015 году. Следует отметить, что представленные сценарии отличаются от заложенных в проекте федерального бюджета на предстоящий период и являются более актуальными в изменившихся условиях.

Согласно варианту I Банк России предполагает рост в 2015 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» до 105 долларов США за баррель, а также отмену санкций и защитных мер в III квартале 2015 года. В этих условиях прогнозируется увеличение ВВП на 0,6% в 2015 году.

Вариантом IIa предполагается цена на российскую нефть на уровне 95 долларов США за баррель с её дальнейшим снижением до 92 долларов США в 2017 году, а также отмена санкций и защитных мер. В этих условиях прогнозируется увеличение ВВП на 0,3% в будущем году.

Вариант IIb рассматривается Банком России в качестве базового и предполагает аналогичную предыдущему варианту динамику цен на российскую нефть, а также сохранение санкций и защитных мер в течение всего планового периода.

Уровень инфляции по итогам 2015 года ожидается в диапазоне от 6,2 до 6,4%, ориентир на 2016 год составляет 4,9–5,3%, а на 2017 год 4,0–4,6%. Рост ВВП в плановом периоде составит 0% в 2015 году, 0,1% в 2016 году и 1,6% в 2017 году. Также ожидается сокращение инвестиций примерно на 3% в 2015 году и на 1,5–2% в 2016 году.

В рамках вариантов IIIa и IIIb предполагается постепенное снижение цены на нефть сорта «Юралс» до 80 долларов США за баррель к 2017 году, а также отмена (IIIa) и сохранение (IIIb) санкций и защитных мер, что может привести к падению ВВП на 0,4% и на 0,7% соответственно в 2015 году.

В 20162017 годах прирост объёма ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить от 0,1 до 3,4 процентов.

Кроме того, Банком России был рассмотрен стрессовый сценарий, предполагающий существенное снижение цен на нефть до 60 долларов за баррель к концу 2015 года и вероятное падение ВВП на 3,5–4%, однако детально его остальные параметры не раскрываются.

При формулировании цели денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, как и в предыдущие годы, Банк России последовательно фиксирует намерение сосредоточиться на снижении инфляции, и ставится задача снизить показатель инфляции до 4,0% в 2017 году, при этом прогноз инфляции на 2015 год в базовом варианте составляет 6,2–6,4%. Банк России планирует с 2015 года проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции на основе индекса потребительских цен, в расчёт которого включаются цены широкого набора товаров и услуг.

Комитет отмечает, что традиционно динамика цен в России в значительной степени определяется немонетарными факторами, что, в частности, обусловлено высокой (по сравнению с развитыми странами) долей продовольствия в потребительской корзине, а также услуг, цены на которые регулируются государством. В указанной связи Комитет считает целесообразным рекомендовать Банку России при проведении денежно-кредитной политики проявлять достаточную гибкость как в отношении набора используемых инструментов, так и в отношении направлений их использования, имея в виду помимо необходимости снижения инфляции, обеспечение финансовой стабильности (в частности, стабилизацию ситуации на валютном рынке с учётом действующих санкций против России и наблюдаемых тенденций) и сглаживание циклических колебаний совокупного спроса (недопущение экономического спада, так как это тоже может негативно сказаться на благосостоянии населения).

Так, в настоящее время уровень ключевой ставки в 9,5%, определяющий минимальную стоимость операций по предоставлению ликвидности Банком России, представляется высоким. Сам Банк России характеризует проводимую политику как умеренно жёсткую. При этом индикаторы, характеризующие оценку разрыва выпуска (см. график на с. 14 Основных направлений), уже находятся в отрицательной зоне, что указывает на возможность некоторого стимулирования экономики без рисков для роста инфляции. Комитет отмечает, что у Банка России имеется достаточный набор инструментов и методов денежно-кредитной политики, в том числе предусмотренный статьёй 35 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», который помимо процентных ставок включает в себя резервные требования, операции на открытом рынке, рефинансирование, количественные ограничения, ориентиры роста денежной массы и другие.

С учётом вышеперечисленных факторов Комитет позитивно оценивает усилия, предпринимаемые Банком России на протяжении 2014 года по дальнейшему развитию системы рефинансирования банковской системы. В частности, Банком России были увеличены сроки по операциям предоставления кредитов, обеспеченных не рыночными активами, до 18 месяцев, расширены лимиты по подобным операциям, был введён механизм рефинансирования кредитов под инвестиционные проекты на срок до 3 лет, ставка по которому с ноября 2014 года установлена на 1,5 процентных пункта ниже ключевой ставки Банка России, а также был принят и разрабатывается в настоящее время целый ряд иных мер. Комитет поддерживает указанные шаги и рассчитывает на дальнейшее увеличение сроков и объёмов операций рефинансирования и значительное расширение получающих такое рефинансирование субъектов – кредитных организаций. Также Банк России планирует продолжить постепенное повышение коэффициента усреднения обязательных резервов, готовит введение новых механизмов предоставления ликвидности («линий ликвидности») для лучшей адаптации банков к требованиям Базеля III.

Комитет отмечает высокую актуальность указанных мер для российской экономики, поскольку несмотря на то, что Банком России на годовом горизонте ожидается инфляция в диапазоне от 5,5 до 6,9%, а в среднесрочном периоде около 4%, стоимость кредитов на соответствующие сроки уже превысила двузначную отметку, что делает большинство проектов реального сектора экономики заведомо нерентабельными. Таким образом, ставки по инвестиционным кредитам должны ориентироваться не столько на уже реализованную прошлую инфляцию, которая достаточно высока, сколько на уровень ожидаемой инфляции на соответствующем временном интервале, для чего Банку России необходимо воздействовать на всю кривую доходности на рынке капитала, а не только её наиболее краткосрочный сегмент, что соответствует международной практике.

Вместе с тем, в условиях ограниченного доступа на внешние финансовые рынки российских заёмщиков Банком России ожидается значительное сокращение внешнего долга в течение планового периода, ввиду чего отток капитала составит около 100 млрд. долларов в 2015 году, 60 млрд. в 2016 году и 40 млрд. в 2017 году.

При этом, хотя базовый сценарий прямо предполагает переориентацию экономики с внешних на внутренние источники заёмных средств, что представляется оправданным, установленные в денежной программе показатели не обеспечивают в достаточной степени решения этой задачи. Так, рост валового кредита банкам предполагается на уровне 500600 млрд. рублей в год, при том, что в 2014 году его прирост, как ожидается, превысит 3 трлн. рублей, а проблема замещения внешних заимствований обострилась только во второй половине текущего года.

Кроме того, возврат крупных заёмщиков, вынужденных замещать внешние долги, на внутренний кредитный рынок создаёт риск вытеснения с него прочих игроков, вследствие чего представляется необходимой подготовка Банком России комплекса мер по адаптации и обеспечению возможности развития малого и среднего бизнеса в новых условиях.

Комитет отмечает, что в сложившейся ситуации Банку России совместно с Правительством Российской Федерации необходимо проработать комплекс мер, направленных на поддержку внутреннего кредитного рынка, включая докапитализацию кредитных организаций и меры по развитию рынка синдицированных кредитов.

Также следует отметить, что преодоление дефицита рыночного обеспечения для операций рефинансирования, вынуждающего Банк России всё чаще прибегать к нестандартным инструментам, потребует и от законодательной власти принятия набора системных мер, направленных на перевод российских компаний из офшоров в национальную юрисдикцию, с тем, чтобы не только способствовать замещению внешних кредитов, но и перевести залоговую базу в Россию этих компаний, что позволит нарастить объёмы рыночного рефинансирования внутри страны.

Как уже упоминалось выше, темпы роста ВВП в 2015 и 2016 годах ожидаются на уровне около нуля, а инвестиции должны продолжить сокращаться. Вместе с тем, фундаментальные вызовы, стоящие перед российской экономикой, связанные с исчерпанием потенциала роста сырьевой модели и необходимостью резкого повышения уровня производительности труда и технологического перевооружения отраслей народного хозяйства, что потребует масштабного увеличения инвестиций, диктуют неизбежную смену приоритета будущей работы как Правительства, так и Центрального банка Российской Федерации на решение задачи обеспечения форсированного экономического роста. Именно исходя из понимания этих вызовов Президентом Российской Федерации 18 сентября 2014 года на заседании Государственного совета с участием Председателя Банка России была обозначена цель по совершению рывка в повышении конкурентоспособности российского реального сектора. В частности, приоритетной была названа задача обеспечения доступности кредитов, создания новых, конкурентоспособных по мировым стандартам, условий финансирования бизнеса. С учётом вышеизложенного, Комитет полагает, что денежно-кредитная политика должна предусматривать переход экономики на траекторию устойчивого развития.

Необходимой предпосылкой для фундаментального снижения уровня инфляции в стране может стать лишь успешная реализация проектов импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве, что позволит восполнить товарную массу на внутреннем рынке и будет способствовать снижению цен, а также замещение внешних источников кредитов внутренними, что сократит потери российской экономики по счёту инвестиционных доходов, которые в 2013 году при положительной международной инвестиционной позиции составили 67 млрд. долларов, и в конечном итоге будет способствовать повышению устойчивости национальной валюты.

В сентябре-октябре 2014 года значительно возросла напряжённость на внутреннем валютном рынке, что, по мнению Банка России, было обусловлено ухудшением возможностей банковского сектора по управлению валютной ликвидностью в условиях введения ограничений отдельными странами на доступ к их рынкам капитала для российских компаний. В рамках решения задачи по поддержанию финансовой стабильности и для ограничения рисков возможной дестабилизации ситуации на валютном рынке Банком России были введены в действие два новых вида операций с иностранной валютой – валютный своп и валютные аукционы с помощью операций РЕПО с лимитом в 50 млрд. долларов. В условиях, когда указанные меры ещё должны на практике доказать свою эффективность и экономическую обоснованность, с 10 ноября 2014 года, не дожидаясь окончания года, Банк России оперативно перешёл к режиму плавающего курса, что позволило лишить спекулянтов ориентиров для манипулирования курсом национальной валюты, которое очевидно было основано на ожиданиях дальнейшей девальвации рубля после отказа Банка России от неограниченных валютных интервенций.

В условиях плавающего валютного курса рубля Комитет отмечает важность должного осведомления экономических агентов в отношении содержания и критериев понятия «финансовой стабильности» с точки зрения Банка России. Кроме этого, крайне важной представляется задача по всестороннему анализу и доведению до всех заинтересованных лиц последствий изменения курса национальной валюты (в том числе, например, последствия «плавной девальвации» сентября–октября 2014 года) на реальный сектор экономики, на инфляцию и деловую активность в условиях меняющейся структуры российской экономики, в том числе, в ответ на внешние вызовы.

Комитет считает, что ключевым условием успешной реализации денежно-кредитной политики является доверие населения к национальной валюте рублю. Банку России рекомендуется уделять особое внимание работе по разъяснению населению и участникам финансового рынка значения и содержания валютных рисков, особенно в условиях возросшего геополитического напряжения, что может представлять собой одну из задач политики повышения финансовой грамотности населения. Дополнительно Комитет считает возможным рекомендовать Банку России разработать совместно с Правительством Российской Федерации комплекс экономических мер по стимулированию основных участников внешнеэкономической деятельности к более активному использованию производных финансовых инструментов, в том числе в целях хеджирования валютных рисков, что должно снизить как потребность в хранении валютных средств на их счетах, так и в целом спрос на иностранную валюту со стороны указанных экономических агентов.

В связи с низким уровнем доходности от размещения валютных резервов, растущими политическими рисками их размещения в ценных бумагах стран, вводящих санкции против России, а также значительными потребностями отечественной экономики в длинных и дешёвых финансовых ресурсах, Комитет считает возможным рекомендовать Банку России совместно с Правительством Российской Федерации выработать стратегию экономически оправданного использования части международных резервов в проекты масштабного обновления инфраструктуры и технологической базы российской экономики. Кроме этого, в соответствии со статьёй 45 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Комитет считает возможным рекомендовать Банку России публиковать прогноз по динамике средней ставки по кредитам в экономике на сроки до одного года и свыше года в зависимости от сценария макроэкономического развития.

С учётом принятых решений в отношении перспектив развития национальной экономики в условиях санкций и прогнозов социально-экономического развития, критическое значение для успешной реализации денежно-кредитной политики, по мнению Комитета, приобретает доверие населения к российской банковской системе. В указанной связи Банку России рекомендуется дополнительно соотносить меры, принимаемые в рамках банковского регулирования и надзора, с целями и инструментами денежно-кредитной политики как в части дальнейшего активного расширения инструментов рефинансирования банковской системы, так и значительного улучшения качества банковского надзора. Также Комитет поддерживает намерение Центрального банка расширять информационную открытость, повышать качество экономического анализа и прогнозирования и ознакомить членов Комитета с моделями и расчётами, применяемыми Банком России.

В заключение Комитет отмечает, что кризис 2008 года продемонстрировал важность наличия заранее подготовленного инструментария для преодоления негативных явлений в экономике и финансовой сфере. Отсутствие ряда необходимых механизмов или задержка с их реализацией привели в начале 2009 года к резкому росту безработицы и сильному спаду в промышленности, резкому росту ставок на межбанковском и кредитном рынке, снижению курса рубля значительно ниже экономически обоснованного уровня, что подтвердилось его последующим укреплением к иностранным валютам.

В настоящее время в условиях сохранения геополитической напряжённости, невысокого уровня цен на основные товары российской экспорта и наблюдающегося отсутствия роста реального сектора экономики существует высокая уязвимость России к кризисным явлениям, что увеличивает требования к оперативности и качеству антикризисных инструментов. В связи с изложенным, Комитет считает возможным рекомендовать Банку России выработать согласованный с Правительством Российской Федерации план антикризисных действий с целью обеспечения надёжности и бесперебойности работы российской банковской системы, национальной платёжной системы, инфраструктурных организаций финансового рынка, что должно способствовать укреплению доверия как к национальной финансовой системе в целом, так и к Банку России как единому регулятору финансового рынка в частности.

Таким образом, рассмотрев Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает целесообразным:

1) отметить, что Основные направления были доработаны с учётом замечаний и предложений, высказанных Рабочей группой при Комитете по подготовке к рассмотрению Государственной Думой проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов;

2) рекомендовать Государственной Думе принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов.

Поделиться: