Меню Закрыть

В.Н. Тетёкин: Российский Север – новый центр мировой геополитики

В.Н. Тетекин
2015-06-15 14:41.

Крайний Север нашей страны с давних пор рассматривался как территория, наиболее удалённая от основных, многовековых направлений, откуда исходили угрозы безопасности России. Полагали, и вполне обоснованно, что гигантские расстояния, непроходимая тайга и столь же непроходимая для чужаков тундра являются такими естественными препятствиями, что ни один супостат и не подумает двинуться в том направлении.

 

 

Тетёкин
Вячеслав
Николаевич
Главный политический
советник Председателя
ЦК КПРФ, депутат
Государственной Думы ФС РФ

Наполеон и Гитлер с огромным трудом добрались до Москвы (и были оттуда бесславно вышвырнуты). А уж до того, чтобы забраться за Урал, никто из западных стратегов и не мыслил. Да и в целом считалось, что Крайний Север в политическом и экономическом отношении такое захолустье, что принимать его в геостратегические расчёты вообще не было необходимости.

Юг и Запад – вот основные направления, традиционно несущие для России военную опасность. С одной только Турцией мы воевали около десяти раз. А с Запада к нам в течение многих веков непрерывно шли волны разнообразных интервентов. Всё это заставляло уделять особенно пристальное внимание этим направлениям, определяло оборонную стратегию Российской империи и Советского Союза.

Конечно, во второй половине ХХ века обнаружилось, что маршрут полёта межконтинентальных баллистических ракет (МБР) США в случае удара по нашей стране пролегал бы через Северный полюс. Но их целью было бы не Заполярье, а прежде всего, административные центры и промышленные регионы европейской части и Урала. Поэтому в Заполярье располагались войска противовоздушной обороны СССР, призванные обеспечивать перехват американских МБР и стратегических бомбардировщиков.

Всё изменилось после распада Советского Союза. Нам начали усиленно навязывать идею о том, что в США и Европе у нас противников больше нет. Что на Западе у нас только искренние друзья, денно и нощно думающие лишь о благе России. Нас одобрительно похлопывали по плечам, когда мы сами распиливали свои мощные ракеты и демонтировали системы вооружений. Нам обещали огромные кредиты и вообще всяческое содействие в становлении «новой» России, свободной от великодержавных притязаний Российской империи и СССР.

Уже тогда показушное дружелюбие Запада вызывало у многих глубокие сомнения. И вот сегодня со всей очевидностью стало ясно, что историческая враждебность Запада по отношению к России никуда не исчезла.

Но какое отношение, спросит удивлённый читатель, все эти крутые внешнеполитические повороты имеют к Крайнему Северу, Ямалу?

За последнюю четверть века произошли гигантские изменения в структуре российской экономики.

В геостратегическом отношении это означает, что центр тяжести экономической системы России переместился из промышленных районов европейской части и Урала в северные нефтегазодобывающие регионы – в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Одновременно произошло громадное изменение целей, форм и методов вооружённой борьбы. В отличие от прежних веков, когда целью завоевателей был захват плодородных земель, расширение жизненного пространства, с конца ХХ века на первое место вышла борьба за источники энергии – прежде всего, нефть и газ. Раньше иностранная интервенция означала вторжение на территорию другого государства огромных масс войск. Однако появление в конце ХХ века высокоточного оружия – управляемых авиабомб, крылатых ракет морского и воздушного базирования – привело к тому, что для разгрома какого-либо государства отпала необходимость сухопутной операции. Впервые это продемонстрировала война НАТО против Союзной Республики Югославии. Ни один солдат НАТО не входил на территорию Югославии, но за 78 дней массированных ударов с воздуха страну удалось поставить на колени.

Помимо всего прочего, принципиально изменились объекты ударов. Наиболее отчётливо это проявилось в ходе той же агрессии НАТО против Югославии. Целями альянса стали, прежде всего, промышленность и транспортная инфраструктура страны, а зачастую и сугубо гражданские объекты типа жилых кварталов, больниц и детских садов. То есть система жизнеобеспечения государства.

Объекты и возможности

Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа дают львиную долю нефти и газа. Доходы от их экспорта обеспечивают наполнение бюджета страны. На Севере сосредоточены огромные месторождения золота, алмазов, угля и других полезных ископаемых. На арктическом шельфе России разведаны крупнейшие перспективные месторождения нефти, за доступ к которой борется ряд стран. Всё это повышает значение этого региона в контексте обороноспособности России.

Наши соперники (правильнее было бы сказать – противники) энергично готовятся к схватке за Арктику. Страны НАТО непрерывно проводят учения в северных районах Канады, Норвегии и Исландии. Создаются новые системы оружия, предназначенные для использования в условиях Крайнего Севера. Одновременно западные стратеги внимательно изучают «болевые точки» нашей страны. Я понимаю, что нарисовал достаточно тревожную картину военной угрозы, нависающей над Российским Севером. Когда я первый раз выступил с докладом на эту тему в Думе Ханты-Мансийского автономного округа несколько лет назад, мои коллеги полушутя-полусерьёзно говорили о том, что так можно и напугать население. К счастью, это, скорее, теоретическая картина того, что может произойти. Но, как говорит древняя пословица, «кто предупреждён, тот вооружён».

С тех пор многое изменилось. Ещё пару лет назад у меня были более серьёзные опасения за безопасность нашего Севера. Однако сейчас Министерство обороны России принимает энергичные усилия для восстановления его обороноспособности. На основе Северного флота создано особое оперативно-стратегическое командование, которое отвечает за защиту всего российского побережья Ледовитого океана и прибрежных вод. Восстанавливаются ранее оставленные и модернизируются существующие аэродромы северной и арктической зоны России: Рогачёво (Новая Земля), Амдерма, Мончегорск, Тикси, Мыс Шмидта, Норильск, Певек, Хатанга. На эти аэродромы возвращаются части истребительной авиации. В Архангельской области формируется специальная арктическая бригада, обладающая возможностью быстрой переброски войск в любой опасный район нашего Севера.

Войска ПВО готовятся полностью закрыть радиолокационное поле над Севером, в том числе и за счёт использования новейших радиолокационных станций, работающих в автономном режиме (то есть не требующие создания отдельных гарнизонов в труднодоступных местах). Усиливаются противолодочные силы Северного флота, чтобы исключить возможность безнаказанного проникновения чужих подводных лодок в территориальные воды и экономическую зону России в Ледовитом океане.

Недавно у меня была встреча с первым заместителем министра обороны России, начальником Генерального штаба Вооружённых сил РФ генералом армии Валерием Васильевичем Герасимовым. Это была не первая такая встреча. И главной темой обсуждения было состояние обороноспособности Российского Севера и, в частности, Ямала. И каждый раз я уходил из Генерального штаба с ощущением того, что наши военные очень основательно владеют обстановкой на этом стратегическом направлении и предпринимают самые энергичные усилия, чтобы дать возможность жителям Ямала спокойно работать, обеспечивать нашу страну драгоценной энергией, а государственный бюджет – полноценными валютными поступлениями.

Поделиться: