Пресс-служба депутата Государственной Думы РФ В.Н. Тетёкина
2015-07-08 14:19.
По сообщению СМИ, участники заседания морской коллегии при правительстве РФ под председательством Д.Рогозина сошлись во мнении, что миллиардные вложения в импортозамещение в области строительства кораблей и судов потрачены впустую. Доля иностранных комплектующих в российских судовых машинах и приборах может доходить до 95%. Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по обороне Вячеслав Тетёкин прокомментировал вывод участников заседания и рассказал, как обстоят дела с импортозамещением в целом по стране.
Тетёкин
Вячеслав Николаевич Главный политический
советник Председателя
ЦК КПРФ, депутат
Государственной Думы
ФС РФ
|
Конечно, похвально, что лексикон российской власти год от года пополняется новыми словами, как то «модернизация», «инновации». Теперь вот настала очередь «импортозамещения». Однако дальше выученных, несомненно, правильных слов дело, к сожалению, не движется.
Ведь посмотрите, что получается: громкие лозунги о переходе страны на инновационные рельсы откровенно провалились. Россия как сидела, так и продолжает сидеть на нефтегазовой игле. Примерно то же самое происходит и с импортозамещением. Заместили одних поставщиков другими и успокоились. Более того, это преподносится чуть ли не как достижение.
К сожалению, российская экономика в ряде отраслей даже не сильно, а критично зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Это несёт в себе угрозу национальной безопасности страны. Россия за последние два с лишним десятилетия всё больше превращается в площадку для отвёрточной сборки.
По результатам анализа, проведённого минпромторгом в июне 2014 года, доля импорта в станкостроении составляет по разным оценкам более 90%, в тяжёлом машиностроении – 60–80%, лёгкой промышленности – 70–90%, электронной промышленности – 80–90%, фармацевтической, медицинской промышленности – 70–80%, в машиностроении для пищевой промышленности – 60–80%. Такая удручающая статистика, однако, не помешала министру промышленности и торговли РФ г-ну Мантурову тогда же заявить, что программы импортозамещения будут реализованы уже в ближайшие 2,5–3 года.
Как депутат от Тюменской области, Югры и Ямала – богатейших углеводородами регионов – плотно занимаюсь проблемами нефтегазовой отрасли. Так вот до начала санкций 70–80% нефтесервисного оборудования были импортного производства, несмотря на наличие собственных производств. Станков в возрасте до 10 лет – менее 30%. Причём каждый второй из них – зарубежный, и как правило из Китая. «Уралмаш» в середине 1980-х выпускал ежегодно до 365 комплектов бурового оборудования. А сейчас – десятка три. Впрочем, наши нынешние станки представляют собой лишь российское «железо», нашпигованное иностранным оборудованием. Прошёл уже почти год с момента введения ограничений против нашей нефтянки, но с тех пор мало что изменилось.
В авиационной промышленности под разговоры об импортозамещении сворачивается производство конкурентоспособных моделей Ил-96 и Ту-204/214. А пресловутый «Суперджет» на 70–80% состоит из импортных комплектующих.
Что касается перспективного среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21, то, по оценкам специалистов, он появится в лучшем случае лишь к 2020-му году. Но опять-таки встаёт вопрос о проценте импортного оборудования на нём. Корпорация «Иркут» – разработчик самолёта – уже заключила контракты с американской фирмой «Pratt&Whitney» на поставку 350 двигателей PW1400G.
Такая безрадостная картина, к сожалению, во многим отраслям. Здесь нужно сказать о причинах, так сказать побудительных мотивах импортозамещения. К сожалению, для верхушки РФ – это вынужденная мера, на которую ей пришлось пойти по причине введения Западом санкций. Более того, российская верхушка не чает, когда ограничения будут сняты, и всё вернётся на круги своя.
Глубоко убеждён, что санкции – скорее благо для нашей страны, возможность для ускоренного подъёма отечественного производства во многих отраслях. Это не экономические санкции, а действия прозападного либерального блока в правительстве РФ вгоняют нашу страну в стремительное пике.
Вообще, чтобы говорить о развитии отечественной промышленности, нужно немедленно выходить из ВТО. А адекватным ответом на санкции может стать наложение моратория на внешние обязательства. Мной был разработан соответствующий законопроект, однако он до сих пор бродит в бюрократических коридорах власти.