Меню Закрыть

В.Н. Иконников: «Бюджет 2016 года – жёсткая посадка для регионов»

В.Н.Иконников
2015-05-25 01:19.

Правительство приступило к формирования федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. По скудной информации, просачивающейся в прессу, можно говорить о том, что оно, как и в последние годы, проводит один и то же монетаристский экономический курс. По основному варианту (из трёх предложенных Минфином) предполагается линейное сокращение расходов на 5% в реальном выражении от уровня действующего бюджета. В 2016 году расходы федерального бюджета планируют сократить на 864, 4 млрд. руб. и они будут самыми низкими по отношении к ВВП – снизятся с до 18,7%. А далее будут сокращаться до 17,2% в 2017 году и 15,9% в 2018 году. Предлагается выйти в 2018 году на бездефицитный бюджет (0,2% ВВП).

 

 

Иконников
Василий
Николаевич

Не трудно предположить, что нас ожидает сокращение расходов в социальном секторе – образовании, здравоохранении, культуре, социальной политике, замораживание роста зарплат бюджетникам и ряда социальных выплат. Это подтвердил Министр финансов А.Г.Силуанов: «Сегодня основная задача стимулировать, запустить именно инвестиционный рост экономики…, мы ни в коем случае не должны обратно увеличивать текущие расходы, индексировать их на инфляцию, чтобы опять достичь той ситуации, когда основным источником роста был потребительский спрос».

Курс не меняется. Правительство в очередной раз приоритетом бюджетной политики, как и при секвестировании бюджета 20152017 годов, ставит борьбу с так называемой «инфляционной спиралью», на которую, по их мнению, влияет, как отрицательный фактор, увеличение расходов бюджета и заработных плат в экономике, а также бесконтрольный рост бюджетного дефицита.

Минфин уже успел довести до главных распорядителей бюджетных средств предельные объёмы бюджетных ассигнований на 2016–2017 годы, которые значительно сокращены по сравнению с объёмами, утверждёнными федеральным бюджетом на 2015–2017 годы.

В Госдуме разразился скандал. Возмутилась фракция КПРФ. При отчёте Счётной палаты РФ, его председателя Т.А.Голикову депутат С.Н.Решульский, первый заместитель руководителя фракции КПРФ, прямо спросил: «Если в закон о бюджете на 2016–2017 годы не вносились изменения, какое право имеет Минфин вносить уменьшение средств? Что будет делать в этой ситуации Счётная палата, комитет по бюджету и налогам и, вообще, Государственная Дума?» Ответ Т.А.Голиковой был таким же прямым: «Предложив распределить эти предельные объёмы, они, конечно, прямо скажем, превысили свои полномочия… Нельзя просто пропорционально сокращать расходы и нельзя просто доводить предельные потолки, потому что тогда полностью теряется работа по приоритезации расходов бюджета, по возможности выстраивания той бюджетной политики, которая бы соответствовала и требованиям антикризисного плана Правительства, и требованиям развития экономики России».

С позицией Т.А.Голиковой согласился и председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам А.М.Макаров. Госдума приняла поручение, подготовленное депутатами фракции КПРФ С.Н.Решульским и Н.В.Коломейцевым, по которому будут запрошены Правительство РФ и Счётная палата РФ в части законности действий Минфина РФ.

С этим нельзя не согласиться. Государственную Думу пытаются отодвинуть от исполнения её функций при формировании и исполнении бюджета страны. Недовольство очевидно, так как Правительство проводит жёсткую бюджетную политику, которую не поддерживает ни КПРФ, ни другие оппозиционные политические партии и, которую критикует большинство видных учёных страны.

Наши принципиальные расхождения с правительственным подходом к формированию бюджета лежат в области стратегических приоритетов. Мы видим их в переходе к политике экономического роста за счёт снижения налогов, мягкой кредитной и бюджетной политики, расширения потребительского платёжеспособного спроса населения и инвестиционного спроса.

Планируемые очередные сокращения бюджета бьют в первую очередь по регионам России. Они нуждаются сегодня в поддержке. Они находятся ближе всего к населению. Они отвечают за развитие своих территорий, качество жизни проживающего в них населения. Россия сильна регионами. А между тем региональные финансы находятся в плачевном состоянии из-за снижения доходов, несбалансированности бюджетов, увеличения расходных обязательств и роста долгов.

Долговые обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составляют более 2,1 трлн. рублей. У 35 субъектов Российской Федерации объём государственного долга превышает 50% доходов консолидированного бюджета без учёта безвозмездных поступлений. Аналогичная ситуация и в муниципалитетах.

Правительство не спешит решать проблемы рефинансирования задолженности ряда субъектов федерации по кредитам, номинированным в иностранной валюте. Долги валютные душат бюджеты Орловской, Оренбургской, Магаданской областей и Камчатского края. Правительству необходимо немедленно конвертировать валюту долга в валюту РФ по официальному курсу ЦБ по состоянию на 01.01.2014 года. Тем более, что в принятом Госдумой законе о бюджете внесён пункт, который даёт право Правительству РФ в 2015 году принимать решения о заключении с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, имеющими выраженные в иностранной валюте денежные обязательства перед Российской Федерацией (в том числе возникшие из соглашений, заключённых с Внешэкономбанком), соглашений, предусматривающих дальнейшее исполнение указанных денежных обязательств в валюте Российской Федерации.

На этом фоне Счётная палата РФ обеспокоенно отмечает сохранение рисков в обеспечении устойчивости региональных и муниципальных бюджетов.

Беспокойство справедливо, поскольку одной из основных причин роста государственного долга регионов является дефицит финансовых ресурсов необходимых для обеспечения возложенных на них законодательством Российской Федерации расходных обязательств, не в полной мере обеспеченных финансированием из федерального центра.

Несмотря на усилия, предпринятые Минфином по замещению коммерческих кредитов бюджетными в структуре задолженности регионов по-прежнему преобладают коммерческие кредиты. Предусмотренные в бюджете 2015 года 160 млрд. рублей в корне не меняют ситуацию. Механизм замещения предложен крайне жёсткий. Одним из условий, которое регионы должны принять и выполнить до 1 января 2017 года, является поэтапное сокращение объёма долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50% от суммы собственных доходов. Более 20% регионов в 2015 году не смогут воспользоваться этой кредитной поддержкой, так как условия её предоставления оказались для них трудновыполнимыми.

В условиях сохраняющейся негативной динамики налоговых и неналоговых доходов, а также планируемого Минфином существенного сокращения в 2016 году объёма дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности, расходная часть их бюджетов практически полностью будет состоять из расходов на оплату труда с начислениями, на публичные нормативные обязательства и социальные выплаты населению, расходов Дорожного фонда и отчислений фонду ОМС на неработающее население. Естественно, что в этих условиях регионы не смогут предусмотреть в своих бюджетах расходы на обеспечение деятельности сети государственных учреждений и в полном объёме обеспечить софинансирование со средствами федерального бюджета многочисленных программ. Это ставит под угрозу социально-экономическое развитие регионов в 2016 и последующих годах.

С приоритетами бюджетной политики 2016 года, которые не стимулируют развитие регионов, трудно согласиться, скорее невозможно. Нужны новые подходы к её формированию.

Альтернатива правительственной бюджетной политике одна – не сокращать бюджетные расходы, а стимулировать государственные расходы, платёжеспособный спрос населения и инвестиции. Необходима оптимизация инвестиционных расходов без их сокращения, использование бюджетных средств для стимулирования развития реальной экономики, создание новых рабочих мест.

Для этого нужна новая экономическая политика, о которой говорит КПРФ и ведущие учёные страны.

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.