Меню Закрыть

Vitek вместо «Вятки»

portal-kultura.ru — Нильс Иогансен
2015-11-23 02:15.

Россия начала экспортировать холодильники и стиральные машины – недавно эта новость была растиражирована СМИ как доказательство действенности политики импортозамещения. Действительно, за границу ушло некоторое количество «наших» аппаратов, собранных филиалами иностранных компаний. Но в целом ситуация с бытовой техникой отечественного происхождения – более чем печальная. Холодильник, стиральная, швейная и посудомоечная машины, кондиционер, пылесос, плита, СВЧ-печка, кухонная вытяжка, утюг, миксеры, кофемолки и электрочайники – всё это в наших домах исключительно зарубежного производства. Получается, если России перекроют кислород импорта или рубль обвалится всерьёз и надолго, нам придётся заново привыкать махать веником, крутить ручку допотопной мясорубки, вывешивать колбасу в авоське на мороз?..

 

 

 

 

У многих до сих пор есть бытовые приборы «Made in USSR», в основном на дачах – сегодня почему-то считается зазорным ими пользоваться. А ведь работают и не ломаются. Да, есть определённые недостатки, но так ли они критичны по сравнению с современными одноразовыми изделиями?

У советской бытовой техники был колоссальный ресурс, особенно это касается выпуска 50–60-х годов. Потом, при Брежневе, качество упало, хотя и не повсеместно, а вот дизайн точно стал хуже. Недостатки советских приборов шумность, ограниченный функционал, невзрачный внешний вид. Преимущества простота, ремонтопригодность, запас прочности, говорит частный мастер Сергей Щербаков.

Действительно, мамина швейная машинка «Чайка», купленная в 1978-м, потребовала замены приводного ремня лишь год назад, работает, как часы. В загородном доме исправно гудит пылесос «Вихрь ЭП-2» 1963 года рождения, никак не хотят на пенсию мясорубки, миксеры, утюги, вентиляторы…

В начале 80-х отрасль вообще стояла на пороге качественного рывка. В продажу стали поступать новинки, такие как микроволновая печь «Электроника», стиральные машины-автоматы «Вятка», электрогрили, кухонные комбайны, тостеры и прочие излишества. Казалось, ещё немного, и заживём не хуже, чем «за бугром».

Увы, новые времена уничтожили практически всё подчистую. Подольский завод швейных машин ныне не существует, равно как и ЗиЛ, нет больше таких холодильников. Как нет и отечественных пылесосов, электрочайников, утюгов, микроволновок. А что же есть?

Раз отвёртка, два отвёртка…

В 90-е не искушённые в геополитике советские люди верили: вот-вот к нам придут добрые и умные иностранцы, которые помогут жить лучше. Построят заводы, принесут передовые технологии, и наступит потребительский рай.

Реальность оказалась иной. Заводы, действительно, возникли, правда, после того, как остановились местные, советские. Полноценными производствами это назвать нельзя не более чем сборочные предприятия. Процент локализации выпускаемой продукции стремится к нулю.

Корреспондента «Культуры» пускать на них отказались: администраторы давали задний ход, едва узнав тему командировки импортозамещение. А в российском Bosch ушли в совсем глухую оборону, видимо, поставив телефоны редакции в чёрный список.Ещё попытка завод в Кирове, там когда-то делали знаменитую «Вятку-автомат». Нынче он принадлежит итальянской Candy Group. Сайт предприятия гордо информирует: компания успешно эволюционирует, достигая качественно новых уровней развития, последним таким уровнем стал запуск новой коллекции стиральных машин 2006 года. Но, позвольте, на дворе конец 2015-го, а в магазинах что-то не видно означенных в каталоге стиралок «Вятка «Катюша» и «Вятка «Мария». Впрочем, на месте тоже побывать не удалось приглашение ожидаемо отменили.

Candy десять лет владеет заводом «Веста» в Кирове, российский бренд куплен вместе с предприятием. Но выпуск стиральных машин под лейблом «Вятка» приостановлен с 2007 года. Производство двух брендов в одном ценовом сегменте посчитали нецелесообразным, объясняет гендиректор Candy Hoover Group в России Антон Харин.

То есть процесс уничтожения отечественных заводов и замены их отвёрточной сборкой продолжается. И надеяться на обратное глупо.

Никому не нужно развивать в РФ какие-то производства, зачем плодить конкурентов. Главное получать прибыль. Вспомните, как России не продали обанкротившиеся автомобильные марки Opel и Saab. Чтобы мы, не дай Бог, не стали что-то сами выпускать, напоминает президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин.

Быть может, иностранцы привезли в Киров новые современные станки? Увы…

Процент импортозамещения в сегменте стиральных машин составляет порядка 50, холодильников 70. Для создания барабанов стиральных машин металл используется импортный, также мы ввозим пластик и краску для корпуса и панелей, электронику, моторы, пружины амортизатора. Из российских комплектующих используем вращающие элементы, противовесы, резиновые патрубки и манжеты. При производстве холодильников импортируется монтажная пена, стенки, электроника. Зато преимущественно весь внутренний прозрачный пластик наш, корпуса на сто процентов тоже, утверждает Антон Харин.

Вот только топ-менеджер явно лукавит: перечисленные им фрагменты не способны обеспечить те самые 50–70 процентов локализации. Более того, их доля в себестоимости изделия вряд ли превышает 1–2 процента.

На производстве Bosch под Питером из импортной пластмассы штампуют панельки, всё остальное для собираемой там бытовой техники привозное. Локализации ноль.Время от времени раздаются голоса: «РФ новый сборочный конвейер Европы, а это инвестиции, рабочие места, новые налоги». Да, несколько тысяч дополнительных вакансий в масштабах страны, наверное, хорошо. Но только не на фоне огромного числа уничтоженных предприятий, где работали миллионы людей. Что касается сборки, это стыд и позор.

Китай, ещё 15–20 лет назад находившийся на гораздо более низком технологическом уровне по сравнению с нами, уже тогда считал отвёрточные цеха временной мерой. Основным требованием руководства Поднебесной было строительство заводов полного цикла. Именно поэтому китайцы сегодня имеют возможность выводить на рынок свои бренды в КНР пришли технологии, за два десятилетия азиаты научились делать современные товары, их качество неуклонно растёт. А мы не научились, сетует гендиректор НИИ электронного специального технологического оборудования Дмитрий Сапрыкин.

Не наш Витёк

На магазинных полках хватает бытовой техники, прежде всего, бюджетного класса, с гордой надписью «Сделано в России». Но это фикция, даже если производителем заявлен завод ещё с советской историей. Внимательно присмотревшись, можно найти и неприметное клеймо «Made in PRC». То есть в Китае.

Бизнес прост и эффективен. Появляется некая российская торговая марка, порой звучащая весьма патриотично. Фирма, на которую она зарегистрирована, размещает в Поднебесной заказ на товар вот и всё «производство». На территории России не делается ничего. Здесь только офис, логистики и дилеры.

О причинах подобной политики коммерсанты предпочитают помалкивать. В ООО «Голдер Электроникс» (бренд Vitek) отказались от комментариев: на московском заводе «Микромашина», практически свернувшемся в РФ и перешедшим на торговлю «кетаем», все внезапно стали очень занятыми. Конечно, ведь тема неудобная.

Что-либо производить в России просто невыгодно. Дорогие ресурсы, как финансовые, так и материальные сырьё, энергия, ГСМ. Но главное власти не заинтересованы в появлении новых производств, они считают их головной болью. Проще, когда ничего нет, и всё спокойно. То есть бизнесмены не ругаются, не жалуются на отсутствие инфраструктуры, на поборы, на плохие дороги и всё прочее. Стоит тишина. Мёртвая, сокрушается Константин Бабкин.

Кручу-верчу, запутать хочу

Однако есть ещё более серьёзная проблема. В нынешних экономических реалиях рассуждать о перспективах отечественной бытовой техники, в принципе, странно. Дело в том, что для её производства нет комплектующих, даже самых простых. Например, подшипников. Данный факт, по гамбургскому счёту, вообще стоит оценивать как катастрофу. В СССР было построено сорок ГПЗ, половина сегодня не работают. А что же вторая?

Мы не занимаемся отечественными изделиями просто потому, что их нет как таковых. Замечательные советские подшипники, за которыми и сейчас охотятся автолюбители, канули вместе с СССР. Сначала кардинально упало качество, а потом их и вовсе не стало. Оставшиеся заводы поставлены в такие условия, что им проще и выгодней купить готовую китайскую продукцию, поставить своё клеймо ГПЗ такой-то, и продать. Долго эти изделия не служат, ведь на перелицовку ввозят самые дешёвые образцы, объясняет Андрей Медведков из компании «Podshipnik.ru».

И отзывы пользователей это подтверждают. На drive2.ru крупнейшем автомобильном портале по обмену опытом, постоянно встречаются жалобы на российскую продукцию. Например, купил человек подшипники ВПЗ раньше Вологда давала качество мирового уровня, если не лучше а они быстро развалились. Оказалось, это «кетай» с российским клеймом.А ведь когда-то в каждой кулинарии стоял аппарат «Воронеж-3», который делал всеми нами любимый в детстве молочный коктейль. Его крыльчатка крутилась с частотой 12 000 оборотов в минуту, это не опечатка лишних нулей нет. Именно поэтому получался такой вкусный напиток, ныне недоступный. Современные, «российские» подшипники разрушаются уже при 8–10 тысячах оборотах в минуту. А «воронежи» работают и по сей день, за раритетными миксерами гоняются, они стоят приличных денег.

Наиболее печальная ситуация с точными подшипниками 1–2 классов, без которых не может работать станкостроение: их в РФ точно не делают. Есть мысли восстановить полный цикл на ВПЗ, но, по моим сведениям, с конкретикой пока глухо, объясняет президент ассоциации производителей «Станкоинструмент» Георгий Самодуров.

О какой отечественной бытовой технике можно говорить, если у нас нет даже подшипников? Да и вообще о технике. В танках, бронетранспортёрах, вертолётах и прочих боевых системах без них не обойтись, а экономике их нужно десятки и сотни миллионов. Кстати, нужны подшипники и в ракетах, причём особо точные и надёжные. А делать их не на чем. Заводы не могут обновить оборудование.

Российских станков нет, а заниматься этой проблемой никто не собирается. Да и вся философия нашей экономики порочна. Спекулировать выгодней и почётней, чем что-либо производить, во главу угла поставлена пресловутая прибыль. Причём быстрая: утром купил бананы, к вечеру их продал, комментирует председатель комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко.

А вот и статистика официальная. Согласно данным Минпромторга, с 2006 года по 2013-й станочный парк РФ сократился с 1 535 000 до 760 000, то есть более чем в два раза. Причём ситуация явно не улучшается, скорее, наоборот. В 2011-м Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А.И. Ефремова единственный в России производитель сверхпрецизионного оборудования прекратил существование. Ранее были уничтожены ещё четыре важнейших объекта завод им. Серго Орджоникидзе, «Фрезер», Московский завод координатно-расточных станков, «Станкоконструкция», закрыли институт ЭНИМС (экспериментальный НИИ металлорежущих станков). Ежегодно в РФ ликвидируется несколько десятков станкоинструментальных предприятий. По сравнению со временами СССР объём выпуска станков упал в сто раз, разработка новых моделей не ведётся уже некому и негде.

Это чистое вредительство. Идут разговоры о каких-то нанотехнологиях, когда тот же питерский «Завод прецизионного станкостроения» делал приборные подшипники с точностью в одну сотую микрона. Его тоже уничтожили. Глава Минпрома Денис Мантуров пытается отстаивать интересы отрасли, но он проигрывает финансово-экономическому блоку в правительстве, за которым стоят банкиры. А этим биржевым спекулянтам производство вообще не нужно. Но такими темпами РФ вскоре скатится да уровня каменного века. И тогда страна станет лёгкой добычей врагов, объясняет Георгий Самодуров.

Быть может, настало время что-то поменять самым коренным образом? И не только касательно бытовой техники, но и в экономике в целом.

Ещё не поздно

Негативная тенденция налицо, тем не менее, ещё не поздно всё исправить. Рецепт прост, а наглядный пример рачительного хозяйствования совсем рядом.

В Белоруссии с местными бытовыми приборами порядок. Холодильники «Атлант», мясорубки, газовые и электрические плиты, вытяжки, утюги, фены, пылесосы и прочее. Бесспорно, при производстве используются и привозные комплектующие, но у большинства товаров есть модификации с полным импортозамещением. Все четыре завода два в Минске, по одному в Витебске и Бресте сохранены и трудятся с полной нагрузкой. Появляются новые модели, расширяется ассортимент, предприятия закупают станки, осваивают современные технологии. И это в маленькой и небогатой стране. Кстати, Минский ГПЗ тоже нормально работает, делает действительно белорусские подшипники качественные и недорогие. Витебский станкостроительный завод продолжает отгружать продукцию российским предприятиям, для многих производств он единственный свет в окошке.

Мы тоже могли бы. Да и квалифицированные кадры пока есть. Профессионалы и любители активно общаются в интернете, делятся опытом, осваивают новую технику и технологии. Правда, стараются не светиться если у тебя в гараже пара станков и ты что-то потихоньку творишь для собственных нужд, никому до этого нет дела. Но коли рискнёшь открыть цех, тут же набегут чиновники и сделают всё, чтобы оборудование отправилось в металлолом. Прецеденты имеются.

Люди и мозги у нас есть. Теперь нужно сделать так, чтобы импортировать стало невыгодно, а производить в России именно производить, а не скручивать, наоборот, крайне рентабельно. Нулевые ввозные пошлины и прочие сборы на оборудование, дешёвые кредиты, налоговые каникулы и заводы станут расти, как грибы после дождя. Это касается не только бытовой техники, уверяет Собко.

Главное захотеть. То есть поставить задачу производить и планомерно двигаться в этом направлении. Снизить ставку ЦБ, раза в два опустить цены на энергоносители, на сырьё, перестать, наконец, издеваться над системой образования. Нам не нужны магистры-менеджеры, требуются литейщики, механики и операторы станков с ЧПУ. Исправить нынешнюю ситуацию можно очень быстро. Но, повторюсь, нужно сначала поставить такую задачу, пока же мы видим обратное, разводит руками Константин Бабкин.

Поддерживать нужно не только крупный бизнес, а в первую очередь средний и мелкий. В сфере металлообработки именно он и в Америке, и в ЕС, в Японии и Китае имеет наибольшее значение. Четверть века назад мы находились на несравненно более высоком уровне, чем Поднебесная, но и сегодня по некоторым позициям ещё имеем неплохие стартовые позиции. Важно не растерять оставшийся потенциал. Поэтому надо не заниматься имитацией бурной деятельности, а делать реальные шаги для поддержки производств полного цикла, резюмирует Дмитрий Сапрыкин.

Поделиться: