Юлия Филь, член Союза журналистов России
2014-08-27 12:00.
С принятием 25 декабря 2012 года Федерального закона № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» на головы россиян свалилась ещё одна обязанность – оплачивать ремонт многоквартирных домов (МКД) из своего кармана.
Гончаров Виктор Иванович |
Уже с октября этого года каждый из жителей мало- и многоэтажек будет находить в своём почтовом ящике дополнительную платёжку. Кто-то эту дополнительную нагрузку переживёт безболезненно, а кому-то придётся потуже затянуть пояса, чтобы оплатить очередные новации системы российского ЖКХ. О том, что «день грядущий нам готовит», корреспондент «Родины» беседует с первым секретарём Ставропольского краевого отделения КПРФ, членом ЦК компартии, депутатом Государственной Думы РФ Виктором Гончаровым.
– Виктор Иванович, информация о новшествах в сфере ЖКХ населением страны всегда воспринимается настороженно. И не без причины – приукрашенные лозунгами о «заботе власти о народе», эти новации, как правило, сводятся к одному – к беззастенчивому перекладыванию расходов ЖКХ на население.
– К сожалению, так оно и есть. И «капремонтный» вопрос – наглядный пример. Давайте обратимся к его истории. 4 июля 1991 года в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике был принят Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», статья № 16 которого гласила: «Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При согласии граждан за непроизведённый ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация». Как видим, в данной статье отсутствует коррупционная составляющая, дающая чиновнику право решать, ремонтировать или не ремонтировать дом. А чётко сказано: приватизация после ремонта – или выплачивай жителю стоимость этого ремонта.
Со сменой строя в государстве в 1992 году в статью внесли смягчающую поправку: «…За наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». Как бы для того, чтобы не ущемлять право граждан на приватизацию в зависимости от того, был или не был произведён капремонт в доме. При этом государство гарантировало не разово, а по необходимости производить капремонт «в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда». Было это сделано? Нет.
Шло время, многоквартирные дома с приватизированными квартирами государство, вопреки своим обещаниям, так и не отремонтировало. А в 2005 году вместо этого был введён в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает: собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В той же статье 158 ЖК РФ указано, что «обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме». Что это значит? А вот что. Приватизировал квартиру – стал её хозяином! А раз хозяин, то ремонтируй свою собственность сам.
Такой поворот на 180 градусов, конечно, вызвал массовое недовольство населения. И власть, спохватившись, в 2007 году предприняла ещё одну попытку «заботы» о гражданах в виде ФЗ РФ № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Был создан фонд, который получил для проведения капремонта домов 240 миллиардов рублей. Однако в данном законе содержалось кабальное условие – пятипроцентное софинансирование капремонта собственниками помещений. Чем вызвана необходимость такого «сита» в законе, понятно: заранее было очевидно, что упомянутых 240 млрд. рублей на все многоквартирные дома в России, требующие капитального ремонта, не хватит. Вот и появилось желание у государства взять часть денег с граждан. Кстати, само название фонда на основании ФЗ-185 «Фонд содействия реформированию ЖКХ» вызывает недоумение. В чём конкретно заключалось его содействие? Налицо было только распределение средств. Да нашумевшие уголовные дела, где обвиняемыми в хищении средств капремонта выступали чиновники не самого низшего звена на местах. Немало критики было и в адрес руководства самого фонда. Речь, в частности, о миллионных премиальных, которые получали чиновники этой стуктуры. Усилиями общественности, СМИ и правоохранительных органов такое «содействие» фонда было пресечено. Тем не менее, по предположению независимых экспертов, около 30 процентов средств, выделенных на капремонт, осело в карманах «коммунальных» чиновников.
Следует отметить, что все вышеназванные правовые акты, касающиеся капремонта, объединяет так называемый фактор времени. Принятые в спешном порядке, они не позволяли жителям ни вникнуть в предлагаемые новации, разобраться в них, ни организовать их широкое обсуждение. Не исключение и нынешний закон о порядке проведения капитального ремонта и обязательных отчислениях на него. Никакой широкой разъяснительной работы не проводилось, равно как и общественных слушаний, консультаций и обсуждений.
– Виктор Иванович, какие минусы Вы видите в нынешней ЖКХ-новации?
– Она состоит из сплошных минусов – полностью противоречит интересам граждан России и создаёт условия для их ограбления. Поэтому, когда в 2012 году в Госдуме России принимался этот антинародный закон, коммунисты были единственной парламентской партией, которая голосовала против его принятия. К сожалению, в ГД РФ большинство голосов у так называемой партии власти, поэтому мы не смогли наложить вето на этот неприкрытый грабёж граждан.
Остановимся на ключевых моментах. Во-первых – и это самое главное, – правительством страны благополучно «забыт» накопленный долг государства за капитальный ремонт многоквартирных домов согласно уже упомянутому мной закону «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». А ведь его действие никто не отменял, и, значит, прописанные в нём требования относительно обязанности государства провести капремонт в МКД с приватизированными квартирами до сих пор имеют юридическую силу. Также «забыты» недоремонты жилых домов по программе софинансирования. Теперь Фонд содействия реформированию ЖКХ, который будет работать до декабря 2015 года, занимается только расселением жителей аварийных домов.
Во-вторых, суть закона об оплате населением капитального ремонта многоквартирных жилых домов сводится к следующему. Введён обязательный платёж для жителей всех многоквартирных домов, вне зависимости от их состояния. И отказаться от этой нагрузки нельзя. Освобождаются от платежей на капремонт лишь собственники помещений в МКД, признанных аварийными и подлежащими сносу, и граждане, проживающие в неприватизированных квартирах. При этом очерёдность и порядок проведения в домах ремонта, перечень работ и заключение о возможности ремонта дома вообще определять будут не собственники квартир на общем собрании, как того требует Жилищный кодекс РФ, а чиновники. Такая схема, отбирая деньги людей, одновременно лишает их права решать проблемы своего жилища и отстраняет от участия в дальнейших работах. Что в условиях российских реалий является благодатной почвой для разного рода злоупотреблений.
В-третьих, вспомним, что программа капитального ремонта рассчитана на 30 лет. И многие дома дождутся своей очереди очень и очень нескоро: через 20 – 25 лет. А платить за «будущее счастье» надо уже сейчас. Но ведь в условиях непобеждённой инфляции нетрудно просчитать, что уже через 10 лет, если обесценивание рубля сохранит сегодняшние темпы, все накопленные суммы потеряют в «весе» как минимум 60 процентов. Что собираются отремонтировать за такие деньги? К тому же многие дома к этому моменту придут в негодность, и ремонтировать будет уже нечего – только сносить. А для кого-то ремонт закончится в первый–пятый годы существования программы, и к моменту её окончания дома опять-таки придут в негодность. В итоге через 30 лет, по окончании программы, получим жилищный фонд в состоянии, аналогичном сегодняшнему. А дальше что?
В-четвертых, нынешняя редакция закона определяет чёткий перечень работ, которые предусмотрены в рамках программы капитального ремонта МКД. Это:
– ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
– ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
– ремонт крыши;
– ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
– ремонт фасада и фундамента многоквартирного дома.
То есть собственники помещений даже не вправе требовать проведения каких-либо иных необходимых работ, даже если в работах согласно указанному перечню их дом нуждаться не будет. Также люди лишены хоть какой-то возможности контроля за своими накоплениями и права самим выбирать подрядчиков, которые будут производить ремонтные работы. Это право отдано региональным операторам, то есть Фондам капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Ну чем не коррупционная лазейка, благодаря которой заказы достанутся «своим» подрядным организациям?
И, в-пятых, собственники помещений в многоквартирных домах должны перечислять взносы либо на специальный банковский расчетный счёт дома, либо на счёт регионального оператора. В Ставропольском крае это некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов». Суть проблемы в том, что, для того чтобы открыть специальный счёт, надо принять решение на общем собрании жильцов дома в кратчайший срок. Если этого не сделать, то автоматически средства жильцов будут перечисляться в «общий котел», и забрать их оттуда, даже если жильцы МКД в конце концов примут решение об открытии спецсчёта, можно будет только через два года. Финансовая же деятельность регионального оператора не может регламентироваться и контролироваться государством, в том числе Счётной палатой, так как это негосударственная организация. А отсутствие механизма прозрачности расходования огромных средств, которые будут аккумулироваться на счетах фондов, позволяет сделать вывод о наличии в законе явной коррупционной составляющей. Также законом допускается, что деньги, собранные в одном муниципалитете, могут быть использованы в другом. Данная норма потенциально может оказаться действенным рычагом давления на неугодную местную власть.
– На Ставрополье массовое недовольство жителей вызвал утверждённый краевым правительством размер минимального взноса на капремонт с квадратного метра площади – 7 рублей 60 копеек. Такой дополнительный платёж, без преувеличения, больно ударит по карманам многих наших земляков. На Ваш взгляд, насколько обоснована эта сумма?
– Она непомерно завышена и ляжет тяжким бременем на многие семейные бюджеты. Так, на состоявшемся 7 августа оперативном совещании у врио губернатора СК Владиимира Владимирова, посвящённом созданию новой системы оплаты капремонта, прозвучало, что при расчётах оптимального размера «ремонтного» взноса были использованы сметы на обновление 700 зданий в разных территориях края. На основе их анализа был выведен экономически обоснованный средний размер платежа – примерно 11,5 рубля за квадратный метр. Но на первоначальном этапе размер платежей в крае должен составить 7 рублей 60 копеек за квадрат. Возникает вопрос: почему озвучена сумма в 11,5 рубля, если было обследовано менее 10 процентов домов, нуждающихся в капремонте, ведь в крае таковых 10,5 тысячи, и техническое состояние у всех разное?
Во-вторых, «пилотный» размер взноса ставропольцев на капремонт в сумме 7,6 рубля с квадрата – самый большой не только по сравнению с другими регионами Юга России, но и всей её европейской части. Больше ставропольцев будут платить только Бурятия (7,7 руб.), Магаданская область (8,2 руб.), Тюменская область (10,32 руб.), Чукотский АО (8,2 руб.), Ханты-Мансийский АО (11,51 руб.). А, к примеру, жители Санкт-Петербурга заплатят 2 рубля с квадрата, Московской области – 7,3 рубля, Краснодарского края – 5,32 рубля, Ростовской области – 6,2 рубля. А ведь ни для кого не секрет, что доходы на душу населения на Ставрополье гораздо меньше, чем в этих регионах.
Почему Ставрополье оказалось в ряду самых дорогих в плане капремонта домов субъектов РФ? Вразумительного ответа до сих пор нет.
Ещё один нюанс, он касается краевой программы капитального ремонта. Даже беглое знакомство с ней и сравнение с программами, принятыми в других регионах, позволяет сделать вывод о том, что это неконкретный документ. В ней нет информации об износе общего имущества конкретного многоквартирного дома, дате ввода его в эксплуатацию, дате и виде последнего капитального ремонта. Отсутствие этой информации, позволяющей понять критерии очерёдности проведения ремонта, не обеспечивает прозрачность определения его сроков.
Другой щекотливый момент – в программах, принятых во многих других регионах, есть дифференциация тарифов. Проще говоря, жители разных муниципальных образований платят на капремонт разные суммы. На Ставрополье же установлена единая плата, независимо от типа дома и от того, на территории какого города или сельского поселения он находится. А ведь ряд документов, в частности, приказ № 41 Министерства строительства и ЖКХ России и Жилищный кодекс РФ, являющиеся основополагающими документами для определения размера взноса на капремонт, не подразумевают установление единого взноса на капремонт по региону, а предусматривают установление его по муниципальным образованиям. Плата должна рассчитываться в зависимости не только от технического состояния, этажности, степени благоустройства зданий, но и от среднедушевого дохода населения. В результате взнос автоматически дифференцируется, так как в каждом муниципальном районе данные для расчетов будут разниться. А при «уравниловке» получается, что житель села и житель краевого центра, живущие в квартирах одинаковой площади, и платить будут одинаково. Но при этом селянин получает зарплату в размере МРОТ и обитает в МКД с туалетом на улице и газо-печным отоплением, а горожанин получает в несколько раз больше, да и живёт в доме со всеми удобствами. Где справедливость и разумность?
– Кто же, по Вашему мнению, должен оплачивать капремонт многоквартирных домов?
– Коммунисты твёрдо убеждены, что он должен оплачиваться из бюджета местных властей, поскольку средства, собранные в виде налогов, стекаются именно туда. Все мы платим, в частности, налог на недвижимость. И его размер год от года повышается. Куда идут эти деньги? Почему не на обслуживание этой самой недвижимости? Почему деньги от транспортного налога можно отправлять на ремонт дорог, а деньги от налогов на недвижимость выделять на ремонт домов нельзя? Почему государство через принятие закона перекладывает эту обязанность на граждан? Многие россияне и так находятся за чертой бедности либо на грани. Благодаря тому, что ежегодно растут тарифы и цены буквально на всё. Большинству людей не под силу оплатить коммуналку, растущую год из года в геометрической прогрессии, а тут ещё и дополнительная плата за капремонт.
Сегодня недобросовестные чиновники заявляют, что жители годами не оплачивали расходы на капитальный ремонт многоквартирных домов. Это очередная ложь. Оплачивая в предыдущие годы по квитанции сумму в графе «за жильё», собственник производил в том числе и оплату за капитальный ремонт. Другой вопрос, каким образом и куда распределялись эти деньги. И не вина граждан в том, что кто-то «забывал» использовать эти отчисления по назначению.
Безусловно, система по капитальному ремонту нужна, но не в таком виде. Государство 23 года назад отдало гражданам здания в ужасном состоянии. А теперь требует за счёт честных людей, купивших квадратные метры за свои кровные, ещё и отремонтировать всё. С такими законами, которые больше напоминают узаконенный грабёж, нет смысла говорить о стабильности в обществе. Глядя на эти правовые акты, понимаешь, что провозглашённые Конституцией России права и свободы человека остаются высшей ценностью только на бумаге. Но наша фракция сделает всё возможное, чтобы переломить столь абсурдную ситуацию в стране.
– Вот такой, неудобный, вопрос: Вы много критиковали фонды капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, гипотетически предполагая коррупционные моменты в их деятельности. А ведь в нашем крае такую структуру возглавил Ваш однопартиец…
– И этот факт меня как раз обнадёживает. Потому что фракция КПРФ в Думе Ставропольского края будет иметь возможность контролировать работу фонда и обязывать его руководителя отчитываться перед избирателями о расходовании поступивших в него народных средств.
Ведь капитальный ремонт многоквартирных домов касается огромного числа граждан. Без преувеличения, это острый социально значимый вопрос. От того, каким образом он будет решаться, зависит социально-психологическое самочувствие людей. И непродуманные или преступные действия в этой сфере непременно приведут к снижению благосостояния населения и росту социальной напряжённости.
Поэтому депутаты фракции КПРФ намерены во время осенней сессии краевой Думы добиться решения следующих вопросов:
1. Уменьшение размера взноса и его дифференциация по муниципальным образованиям.
2. Обеспечение капремонта мерами господдержки из краевого бюджета в рамках специальной программы.
3. Детализация смет капремонта и возможность влияния на эти сметы собственников.
4. Определение порядка привлечения подрядных организаций с запретом изменения начальной стоимости работ по капремонту и сроков их проведения.
Нынешней власти следует обратить внимание на Всеобщую декларацию прав человека, принятую в 1947 году Организацией Объединённых Наций, в которой четко и однозначно указано: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и унижения».
Поэтому Коммунистическая партия Российской Федерации ещё раз жёстко и настойчиво напоминает действующему правительству: терпение русского народа, как учит наша история, далеко не безгранично!