Меню Закрыть

В.Ф. Рашкин о Послании Президента Федеральному Собранию: Пропагандистская картинка вместо стратегического видения развития страны

Пресс-служба МГК КПРФ
2015-12-02 12:37 (обновление: 2015-12-02 14:13).

3 декабря 2015 года президент обратится с очередным посланием Федеральному Собранию. Согласно Конституции РФ, в ежегодных посланиях Президента сообщается об основных направлениях внутренней и внешней политики. Однако действительно ли посланием задаётся стратегическое видение развития страны и основные направления внутренней и внешней политики? Что стоит за формальными поручениями президента? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, были проанализированы президентские послания за последние три года (за период третьего срока Владимира Путина) – 2012–14 годов.

 

 

 

Рашкин
Валерий
Фёдорович
Заместитель Председателя
ЦК КПРФ, первый секретарь
Московского городского
комитета

В результате анализа было выявлено, что большинство наиболее актуальных проблем внутренней жизни страны из года в год повторяются и продолжают оставаться нерешёнными – государственная политика попросту не выстраивается таким образом, чтобы они были решены.

Президентское послание на самом деле не является стратегическим планом определения государственной политики на будущие годы: решение основной массы реальных проблем и достижение целей, заявленных в посланиях и затрагивающих всё население России, остаётся на уровне риторики и в заголовках СМИ.

Между тем, проблемы, о которых говорит президент, не только не решаются, но и усугубляются – это касается самых разных сфер общественной жизни.


Экономика

Российская экономика находится в упадке. В прошлогоднем послании говорилось о необходимости «вырваться из ловушки нулевых темпов роста», снижения инфляции, увеличения ВВП, снижения издержек бюджета, осуществления реального импортозамещения. Что было сделано за год? Ответ даёт статистика: ситуация не только не улучшилась, ситуация значительно ухудшилась:

– нулевые темпы роста сменились спадом: в первом полугодии 2015 года снижение ВВП составило 3,5% в годовом выражении, в целом к концу года прогнозируется падение ВВП страны на 3,43,8%;

только по официальным прогнозам инфляция в 2015 году составит 12,2%, по экспертным прогнозам этот показатель ещё выше. Получится ли в среднесрочной перспективе добиться показателя инфляции 4%, о которых говорит президент? При текущей экономической политике эта перспектива сомнительна;

запланированный на 2016 год дефицит бюджета – 2,36 трлн. рублей (и нет никаких гарантий, что этот показатель не будет расти). Компенсировать дефицит предполагается главным образом из резервных фондов. При этом приоритеты бюджетной политики на следующий год – расходы на содержание государства, силовые структуры, оборону. Это ли тот самый «правильный выбор приоритетов» и «учёт текущей экономической ситуации», о которых было сказано в прошлогоднем послании?

реальной политики импортозамещения фактически не проводилось. На фоне снижения импорта из-за введения антисанкций произошёл спад промышленного производства в стране. Ещё в послании 2012 года было сказано о том, что через 45 лет страна должна обеспечить свою продовольственную независимость, а затем должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. И ведь у страны действительно есть для этого потенциал. Однако мы видим ситуацию через три года после этого заявления – условия ограничения импорта продемонстрировали, как далеки мы ещё от полноценного импортозамещения.

Все эти вопросы могут быть вновь подняты в предстоящем послании: нам скажут, что самая острая фаза кризиса уже позади и обозначат целевые показатели в экономической сфере. Но можно ли будет им верить?


Социальная сфера

Социальная сфера – первая жертва кризиса в экономике. Это демонстрируют нам и постоянные «оптимизации» в этой сфере, и проект бюджета на 2016 год. Не за счёт ли социальной сферы было решено «снижать издержки» бюджета?

Между тем, в президентских посланиях последних лет социальной сфере уделяется немалое внимание. В посланиях 201214 годов говорилось о необходимости повышения зарплат бюджетников, местах в школах и детских садах, улучшении ситуации в здравоохранении и образовании по тем или иным параметрам.

В реальности зарплаты бюджетников должным образом не индексируются (а новые правила расчёта среднего дохода позволили даже снизить бюджетные расходы на оплату труда работников социально значимых сфер), расходы на образование урезаны, мест в детских садах по-прежнему не хватает. В послании 2015 года, в частности, указана необходимость создания всех условий для достойной работы медицинских работников, однако средняя зарплата по сфере не дотягивает до уровня средней зарплаты в целом по экономике (у врачей она выше, однако, тем не менее, недостаточна, чтобы компенсировать их труд в полной мере – в особенности в некоторых регионах).

В кризис социальные расходы урезаются: уже внесён законопроект об установлении фиксированного и явно недостаточного с учётом инфляции коэффициента индексаций пенсий – 4%. Под вопросом стоит продление программы предоставления материнского капитала после 2015 года.

Каким образом планируется достижение показателей в социальной сфере, заявленных в посланиях? Или это опять прозвучат слова для СМИ, и под разговоры об «оптимизации» социальная сфера продолжит разрушаться?


Громоздкое и коррумпированное государство

Популярная тема президентских посланий – это необходимость совершенствования работы государственного аппарата, уменьшения численности чиновников, борьбы с коррупцией. С 2012 года в посланиях возникает тема необоснованного обогащения чиновников, завышенных зарплат руководителей госкомпаний, коррупции в сфере госзакупок, необходимости деофшоризации и ограничений на владение активов за рубежом для чиновников. За эти три года все эти проблемы лишь усугубились.

По некоторым вопросам были приняты формальные законодательные акты, не решившие проблему. Пример – закон о госзакупках, другой пример – урезание «золотых парашютов» для руководителей компаний с госучастием, но без ограничения их огромных зарплат. Почему зарплаты топ-менеджеров российских ресурсодобывающих компаний, занимающихся продажей общенациональных природных ресурсов за рубеж, в десятки раз превышают зарплату коммерческих западных корпораций-гигантов – таких, как Apple и Microsoft?

Коррупция же, по некоторым оценкам, может «съедать» половину бюджета страны. В послании 2014 года президент жёстко высказался по вопросам хищения в оборонной сфере. Согласно посланию, хищения в этой сфере предлагается рассматривать «как прямой удар по национальной безопасности» и работать с ними «так же серьёзно и строго, как по пресечению финансирования терроризма». Однако по итогам дела «Оборонсервиса» (Евгению Васильеву почти сразу отпустили по УДО, Анатолия Сердюкова назначили на должность индустриального директора по авиапрому в госкорпорацию «Ростех») россиянам продемонстрировали вопиющее расхождение официальной риторики и реального состояния дел в государстве.

Не лучше обстоят дела и с ограничением чиновников на владение активами за рубежом: они с лёгкостью обходят законодательные ограничения. Борьба с оттоком капитала через офшоры также пока осуществляется преимущественно на словах.


Политическая система

Нельзя не упомянуть о расхождении официальной риторики с реальным состоянием дел и в политической сфере.

Все предлагаемые меры реформирования политической системы (реформа МСУ, реформа избирательной системы и др.) обосновываются благими целями – увеличением конкурентности политической системы, прозрачности выборного процесса и т.п. Но на деле за этими мерами скрывается вполне конкретный политический заказ, целью которого является укрепление властью своего монопольного положения и борьба с оппозицией. Большинство заявлений президентских посланий, касающихся политической сферы, вообще не соответствуют действительности.

Например, в 2012 году был обещан равный доступ всех политических партий к СМИ – но в реальности продолжают существовать «чёрные списки», «стоп-листы», цензура.

Тогда же было заявлено о необходимости развития прямой демократии и общественного контроля, эта тема также была поднята в послании 2013 года. Был запущен сайт «Российская общественная инициатива», однако власти установили для предлагаемых инициатив дополнительные фильтры, и в итоге эта попытка организации системы электронной демократии была провалена. Также был принят закон об общественном контроле, однако по факту он только урезал возможности общественного контроля, ограничив круг субъектов и форм такого контроля.

Отношение руководства страны к прямой демократии и инициативам граждан ярко проявляется в ситуациях, когда власть сталкивается с выражением народного недовольства. Наиболее показательный пример последнего времени – это реакция на протесты дальнобойщиков, игнорирование которых в публичном пространстве при одновременном препятствовании организации протестов самыми различными методами точно не соответствуют заявленной программе большего внимания «развитию прямой демократии, непосредственного народовластия» и поощрения «активного гражданского участия».

И таких расхождений между официальными заявлениями и реальностью – множество. Воплощаются ли в жизнь какие-нибудь предложения послания? Да, но чаще всего в этом случае речь идёт не об интересах всего российского общества, а о политических заказах или лоббировании элитными группами своих экономических интересов для перераспределения финансовых потоков. Яркий пример последнего времени – идея о централизации строительной сферы, создании системы единого технического заказчика («Роскапстрой»), озвученная в послании 2014 года. По мнению экспертов, это предложение было пролоббировано ближайшим окружением президента для получения контроля над всеми федеральными стройками.

Зачастую при реализации предложений, озвученных в президентских посланиях, решение реальных проблем подменяется осуществлением исключительно формальных мер – например, составлением по сути бесполезных рейтингов и программ, созданием новых организаций, выполняющих функции существующих. Чаще всего эти проекты направлены исключительно на получение финансирования под их реализацию и дальнейшую имитацию деятельности. Дополнительным «преимуществом» от их реализации является возможность продвижения в СМИ информации о работе чиновников в соответствующей сфере и об исполнении президентских поручений – хотя в данном случае ни то, ни другое не имеет реального отношения к возможностям улучшения ситуации в этой сфере.

Таким образом, послания Президента выполняют функцию создания «красивой картинки» и ориентированы, в основном, на телезрителей, для которых создаётся впечатление вовлечённости президента во все основные проблемы российского общества и его намерений относительно решения этих проблем.

Между тем, партия КПРФ уже внесла в Госдуму ряд законопроектов, направленных на реальное решение обозначенных проблем (законопроект о социально-экономическом планировании, законопроект о валютном контроле, законопроект о реформе здравоохранения и др.). Пора переходить от слов и создания «картинок», не согласующихся с реальностью, к делу: в противном случае может быть слишком поздно.

Поделиться: