Эта статья – своеобразный ответ на регулярно объявляющийся и скользкий вопрос, на то и дело возникающую тему. Путин. Имя, всплывающее при любой политической дискуссии, при освещении всего, что угодно. Даже его отсутствие становится поводом для разнообразных инсинуаций и вопросов с подколом, с выражением лица таким ехидным и такой кислой улыбочкой, что, кажется, сам ощущаешь кислятину во рту: «Что? Испугались упомянуть Самого? Продались! Трусы! Слились! Договорились! Вот я теперь за вас никогда и ничего!..» И не беда, что авторы подобных опусов и комментариев и раньше «никогда и ничего» стоящего не совершали и не писали в поддержку партии, социализма, или просто перемен, никогда сами не имели и доли смелости, в отсутствии которой охотно упрекают…
Стоит же заветному имени появиться, как сразу появляются персонажи-антиподы первых, выступающие с классических и опостылевших позиций в общем духе «Царь – отличный, а вот бояре – подкачали». При этом старательно и удивительно искренне упускается из вида тот факт, что на очень многих ответственных социально-экономических направлениях «бояре» за время правления Царя менялись уже неоднократно – и, вот беда, всякий раз оказывались почти полной копией старых. Что же выходит? Не может Царь подыскать других? Или не хочет? Попытки дать ответ на эти вопросы уже привели к появлению совершенно фантастических теорий заговора и группирующихся на основе веры в них скорее сектантских, чем политических объединений, вроде печально известных НОДовцев Фёдорова. Они проповедуют, что Царь – он, конечно же, хороший, только вот суверенитета у нас нет (под этим они подразумевают недостаток у Царя реальной власти), а потому гадящая Матушке России из века в век англичанка, а теперь уже англо-саксонка, Госдеп (а на самом деле жидомассоны, но это – уже следующая ступень посвящения) то и дело задвигает умных и патриотичных, а вместо них ставят таких, как Сердюков или Зурабов. Что в этой ситуации делает Царь и зачем он нужен? Он, конечно же, героически борется с щупальцами враждебной гидры, но вынужден делать это сугубо тайно, а потому верить в факт наличия этой борьбы можно только на слово, мешать ему никак нельзя, а помочь можно покрепче поддержав на выборах и, в идеале, переписав под Царя конституцию, чтоб полномочия уже точно не хуже чем у Романовых были!
Есть и особая категория людей, полагающих себя образцами одновременно морали и здравомыслия, чей лозунг «Ну не Царь же вам в подъездах поганит! Сами хороши! Нам бы вот взяться за голову, да у себя, да вот тогда бы и зажили!». Что ни Путин, ни, наоборот, Обама или Меркель не появляются персонально на лестничных клетках Люберец или Сызрани – это, надо думать, святая правда, не они плюют шелуху от семечек во дворах, не они толкаются в транспорте. Но именно от властей, от того, как организовано общество, зависят и сферы ЖКХ, включающая в себя уборку придомовых территорий (ведь чисто, как известно, в первую очередь там, где убирают, потому что не мусорить вовсе невозможно), и сфера транспорта, которую вполне можно сделать такой, чтобы не приходилось в часы пик идти будто прорываясь сквозь строй древнегреческой фаланги. Изнасилования и убийства совершают тоже не власти предержащие, но уже мало кто будет отрицать прямую связь между тем, как работают государственные структуры, и тем, сколько в стране или городе криминала и как с ним борются.
Есть публика, которая в духе квазирелигиозных представлений и мифов о борьбе со страшным драконом, или людоедом, верит, что стоит только Царю уйти, стоит только его каким-нибудь способом нейтрализовать, как тут же рассеются тучи над Россией, а под ясным солнечным светом станет появляться другая страна – чистая, развитая, комфортная, а бородавки и горбы у людей сменятся рельефной мускулатурой и добрыми улыбками. И бесполезно напоминать им, что с поста президента Путин уже уходил – только вот система при этом и на малую толику не изменилась, разве что вся страна выучила слово тандем, а параллельно с этим, получила инфантильное и бездарное нечто с бредовыми прожектами в качестве формально главного. Хотя имя реального главного знали все, в том числе и сам местоблюститель Дмитрий Анатольевич – за то и поставили. Но хорошо, да сбудутся мечты наиболее продвинувшихся по пути прогресса (как думают они сами) граждан России и, особенно, Украины – предположим, что Путина на вершине властной пирамиды нет, но… стоп, почему же предположим! Ведь такие времена уже были – при незабвенной для всей страны памяти Борисе Николаевиче Ельцине! Было ли лучше? Была ли система принципиально иной? Не вывозно-сырьевой, не грабительской, не позорной? Если вопрос этот задан не ультралибералу, или счастливому получателю посылок заботливого Госдепа США, то ответ будет отрицательным.
И здесь пора уже подводить некую черту, давать ответ, на поставленный в начале вопрос. Давать ответ, который окажется страшен для всех перечисленных выше групп, но такой, какой единственно могут дать коммунисты. Путин – это вершина пирамиды, той самой властной вертикали, про которую некогда частенько говорили, наиболее ярко освещенный солнечными лучами славы шпиль. Важен ли он? Да, конечно же, он важен. Но разве пирамида стоит на шпиле? Разве не перестанет она существовать, если шпиль убрать? Заменить? Взяв другую аналогию – да, капитан корабля, это, конечно, очень важно – но никак не важнее корабля как такового! Капитан может вести, но он не может сделать из латанного баркаса гордый линкор! И именно здесь – суть отличия коммунистов от иных сил и партий нашего нынешнего политического поля. Кто-то стоит за Путина, кто-то – против. А мы стоим за социализм и против капитализма! Не против личности – против системы! Не за то, чтобы заменить шпиль, или даже этаж – а чтобы разобрать капиталистическое здание до основания, а затем начать иную стройку по иному плану и с иными задачами. И такого рода изменения – и только они – делают вообще не важным вопрос о шпиле прежнего здания! В первое время после начала событий Великой Французской революции номинальным главой государства продолжал оставаться король – много ли это реально значило уже в самом скором времени? Способен ли был король остановить начавшиеся изменения? Нет! Старый король был, но старой системы не было, кончился Старый порядок (французы и нынешняя их историография так и именует его с заглавной буквы).
Мы подошли к принципиальному пункту, к смыслу, к принципу, по которому строится коммунистическая критика и агитация, или, во всяком случае, должна строиться. Любое имя, любая частная беда, преступление, халатность не должна рассматриваться как оторванная от целой картины общества, а лишь как пример, как иллюстрация особенностей и пороков системы – более или менее ярко выраженных, имеющих более или менее индивидуальные черты – но присущие имманентно и неизбежно. Любой капитализм – это эксплуатация, любой капитализм – это вседозволенность и роскошь одних и бесправие других, любой капитализм – это несправедливость, это позор, это унижение рода людского на нынешнем этапе его развития. Кто вы, мистер Путин? Такой вопрос некогда украшал первую полосу одного из крупнейших западных журналов. Отвечать на него пытались многие, по-разному, пытаются и до сих пор. Но наш ответ – человек. С талантами. С пороками. Но неизмеримо меньший, чем система, чем та безликая жрущая и жирующая орда, которая составляет нынешний правящий класс России. Можно повторить и ещё раз – у Путина есть известные таланты, это очевидно даже просто по тому факту, что он столько времени прочно и без участия внешних сил остаётся на вершине. Но не он – истинное лицо власти – и это важно понимать. Вершина пирамиды может сиять, но основная её часть – грубые, тяжёлые, пыльные блоки. Основная же часть системы власти имеет лицо более всего похожее не на Путина, а на Сердюкова. Об этом я по мере сил старался говорить и в прежних своих статьях. И не Путин, а Сердюков – вот властитель России! Коллективный Сердюков, чьё толстое отъетое мурло лезет к нам отовсюду, перекрывая телевизионные славословия и призывы. Он есть в каждом городе, крупном и мелком, а иногда и в селе, а имя ему Легион. Некомпетентный, занимающийся совершенно не тем, что положено ему по специальности и образованию, жулик и вор с манерами трамвайного хама и менталитетом грабителя из племени вандалов, превращающего произведения человеческого гения и технологий, труд поколений в зелёные бумажки, которые не сможет до конца жизни даже проесть! И вот об этом мы пишем, это мы пытаемся испепелить и уничтожить – словом и делом. И здесь – ответ на ещё один, так часто возникающий вопрос – кто, если не Путин? А вдруг новый будет хуже? Ведь может такое быть? Конечно же, может в рамках нынешней системы – вот честный ответ. Но значит ли это, что нет смысла в борьбе! Тем более нет! Кто, если не Путин? Никто! Другой корабль, а не другой капитан! Другая система. Социализм! Коммунизм!
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван