Меню Закрыть

В Москве уничтожен мемориал Революции 1905 года

Юрий Панков
2015-11-29 16:38.

Минкульт встретил юбилей декабрьского восстания во всеоружии.

 

 

 

25 ноября в мемориальном центре «Пресня» (филиал Музея современной истории России) была демонтирована экспозиция, посвящённая московскому вооружённому восстанию в декабре 1905 года. Материалы выставки, собиравшиеся многие десятилетия, по распоряжению министерства культуры полностью разобраны и перевезены в хранилище по адресу улица Тверская, 21, где располагаются фонды Музея современной истории России (бывшего Музея революции).

Ликвидация экспозиции осуществлена буквально за две недели до 110-летней годовщины революционных боёв в Москве. Из залов музея полностью вывезены экспонаты, посвящённые деятельности Московского городского совета рабочих депутатов и городского комитета РСДРП. Дефрагментированы и уничтожены стенды, освещавшие героическую борьбу рабочих дружин Красной Пресни против кровавого террора, развязанного российским самодержавием в октябре-ноябре 1905 года.

По словам работников музея, в феврале 2016 года здесь разместят выставку, посвящённую быту России ХХ столетия. Её основу составят предметы старины, прежде хранившиеся в Музее декоративно-прикладного искусства на улице Делегатской. Таким образом, основной темой краснопресненского мемориала, созданного ещё в 1924 году, теперь будут интерьеры ХХ века – «крестьянская хата», «комната рабочего», «спальня общежития духовной семинарии» и прочая бытовуха. В итоге же всё это будет (как сказано на сайте «Пресни»), «познавательный рассказ о людях, живших на Пресне на рубеже ХIХ–ХХ веков: купцах, учёных, писателях, художниках и музыкантах, о знаменитой «Трёхгорной мануфактуре» и её владельцах семье Прохоровых. Большой интерес вызовут воссозданные интерьеры: жилой комнаты ткачихи Прохоровской мануфактуры, фабричной конторы, штаба революционных боевых дружин».

Впрочем, по словам руководства музея, на прежнем месте останется диорама «Героическая Пресня. 1905 год», созданная советским художником Ефимом Дешалытом ещё в 1982 году, и открытая к 60-летию образования СССР. Это произведение искусства во всех отношениях монументально. Площадь живописного полотна, запечатлевшего баррикадные сражения на Красной Пресне, составляет двести квадратных метров. Сложное инженерное сооружение, состоящее из сотен элементов и макетов, со специальной подсветкой и звуковым оформлением, перевезти куда-либо невозможно чисто технически. Поэтому решено оставить его как дополнение к теме российского быта в начале прошлого столетия. Как-никак, на диораме запечатлены городские дома, улицы. Правда, полыхающие огнём пожарищ, и заполненные людьми с оружием, но всё же отражающие состояние московского городского хозяйства… В то же время батальное объёмное произведение подверглось актуальной модернизации. Видимо, для того, чтобы показать связь исторических времён и событий, нынешнее руководство музея дополнило визуальную часть диорамы световыми образами зданий высотки на площади Восстания, мэрии Москвы, и Белого дома, двусмысленно мерцающих на горизонте в языках пламени и клубах дыма. Такое вот «москвоведение», которое к тому же сопровождается навязчивыми комментариями экскурсовода: слева, где лежит раненный жандарм, сейчас находится кафе «Шоколадница», вон там, где видны разрывы снарядов – это большой Девятинский переулок находится и посольство США. А на месте мебельной фабрики Шмита, уничтоженной артиллерией, сегодня расположен Дом правительства Российской Федерации.

О первой русской революции и смысле красного знамени, развивающегося в центре диорамы, экскурсовод не сообщает ни слова. Зато голос диктора, несущийся из колонок, мрачно вещает: «Диорама ‘Героическая Пресня. 1905 год” посвящён декабрьскому вооружённому восстанию в Москве в период первой российской революции, положившей начало череде трагических революционных событий российской истории двадцатого века».

По мнению работников музея, проработавших здесь не одно десятилетие, демонтаж экспозиции и «переосмысление» великих событий 1905 года мог быть обусловлен тревогой чиновников по поводу существования на Красной Пресне некоего мемориального центра, где пропагандируются исторические знания об уличных сражениях с правительственными войсками. Более того. Детально и подробно демонстрируется технология сооружения баррикад и изготовления огнестрельного оружия в полевых условиях. В частности, по мнению историков, обеспокоенность могла представлять детально и многократно представленная в музее модель т.н. «македонки», шарообразной бомбы, которые московский люд самостоятельно изготавливал из круглых набалдашников, украшавших столичные заборы. Этот продукт коммунального хозяйства, наполненный порохом и гвоздями, превращался в грозное оружие против Семёновского и Ладожского полков, прибывших из Петербурга на подавление московских рабочих. Ну и, конечно, булыжники, которых на Красной Пресне немало сохранилось по сей день. А также новая тротуарная плитка…

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.