Меню Закрыть

В.И. Кашин: Не имитировать, а возрождать продовольственную безопасность страны!

Из выступления академика РАН В.И.Кашина на первом заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий (5 июля 2016 года, ЗАО «Матвеевское», Одинцовский район Московской области).

Пресс-служба Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологи, академика РАН В.И.Кашина. 
2016-07-08 16:26

 

Кашин Владимир Иванович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН

Под председательством Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева, при участии Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.А.Ткачева, губернатора Московской области А.В.Воробьева, а также других представителей органов государственной власти, научного, экспертного и бизнес-сообщества, Комиссия обсудила вопрос «О мерах по ускоренному развитию подотраслей сельского хозяйства».

Являясь членом Правительственной Комиссии, В.И.Кашин в своем выступлении поддержал намеченный в докладе Министра вектор развития отрасли, отметив при этом необходимость выработки более комплексного подхода к решению поставленных задач.

В части вопросов повышения почвенного плодородия, В.И.Кашин озвучил позицию о целесообразности восстановления нарушенного баланса питательных веществ в почвах используя доказавшие свою эффективность научно обоснованные подходы.

В стране 49% земель сельскохозяйственного назначения подвержено различным процессам деградации – опустыниванию (100 млн. га), водной и ветровой эрозии (65 млн. га), переувлажнению (23 млн. га), засолению (38 млн. га). Площадь оврагов превысила 900 тыс. га. Более 41 млн. га пашни выведено из севооборота.

При этом завершившаяся в 2013 году Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России» не принесла каких-либо положительных результатов. Наоборот, к 2013 году объемы внесения удобрений снизились в 6-10 раз (по сравнению с 1990-м годом).

Внесение удобрений (Росстат)

 

1990

2000

2005

2010

2015

Минеральные удобрения

Внесено всего (млн. т.)

9,9

1,4

1,4

1,9

2,5*

Внесено на 1 га (кг.)

88

19

25

38

33*

Органические удобрения

Внесено всего (млн. т.)

390

66

50

53

62

Внесено на 1 га (т.)

3,5

0,9

0,9

1,1

1,3

*из доклада А.Н.Ткачева

В этой связи, В.И.Кашин отметил, что озвученные А.Н.Ткачевым цели увеличить к 2020 году объемы внесения минеральных удобрений на 1 млн. т. не решат проблему. Количество вносимых минеральных удобрений должно быть увеличено не на 40%, а в 4-5 раз и составить к 2020 году не менее 10 млн. тонн с перспективой дельнейшего увеличения.

Кроме того В.И.Кашин обратил особое внимание участников заседания на отсутствие в предложенной Минсельхозом системе мер по восстановлению почвенного плодородия каких-либо целей увеличить количество вносимых органических удобрений, интенсифицировать известкование и гипсование. Упущение названных целей из виду является существенным препятствием коренного улучшения почв.

Одновременно В.И.Кашин призвал участников заседания к принятию решительных мер по борьбе с засолением и закислением почв, также упущенных в проектных материалах заседания.

В части вопросов технического перевооружения агропромышленного комплекса В.И.Кашин подробно остановился на представленных к рассмотрению Комиссией целях довести объемы приобретения сельскохозяйственной техники до 30 тыс. единиц в год. С учетом негативной динамики последних 25 лет В.И.Кашин оценил их как явно недостаточные.

В 1990-м году на полях РСФСР работало более 1,5 млн. тракторов, 600 тыс. комбайнов, более 130 тыс. машин для внесения удобрений.

Сегодня же сельскохозяйственными предприятиями эксплуатируется не более 360 тыс. тракторов, менее 113 тыс. комбайнов, 11 тыс. машин для внесения удобрений. Аналогично дела обстоят по абсолютному большинству наименований сельскохозяйственной техники – культиваторам, сеялкам, косилкам, и т.д.

Сельскохозяйственная техника (ЦСУ СССР, Росстат)

Количество тракторов (тыс. шт.)

1965

1970

1975

1980

1985

840

1013

1191

1314

1417

1990

2000

2005

2010

2014

1 366

747

480

310

247

Количество комбайнов (тыс. шт.) (ЦСУ СССР, Росстат)

зерноуборочных

1965

1970

1975

1980

1985

320

381

411

435

494

1990

2000

2005

2010

2014

408

199

129

81

65

Количество комбайнов (тыс. шт.) (Росстат)

 

1990

2000

2005

2010

2014

— кукурузоуборочных

10

4

2

1

1

— льноуборочных

9

3

2

1

0,4

— картофелеуборочных

32

10

5

3

2

Нагрузка на 1 комбайн (га посевов) (Росстат)

— кукурузоуборочный

80

120

215

817

2362

— льноуборочный

46

31

46

42

64

— картофелеуборочный

41

22

31

62

58

Нехваткой же техники определен ее повышенный износ. При нормативной нагрузке 73 га на 1 трактор и 244 га на 1 зерноуборочный комбайн, реальная нагрузка в разы больше – более 250 га на трактор и 354 га на комбайн.

В США на 1 трактор приходится 37 га пашни, в Англии – 13 га, во Франции – 16, в Германии – 11.

При этом в 2014 году нашими аграриями было приобретено немногим более 8 тыс. тракторов и 4 тыс. комбайнов. Износ парка при этом превысил 80%.

В этой связи, предложенные цели по обновлению парка сельхозтехники, даже с учетом возросшей производительности каждой единицы, В.И.Кашин призвал пересмотреть в сторону кратного увеличения, взяв ориентир на динамику 1965-1980 годов, когда одних только тракторов в строй ежегодно вводилось в среднем 158 тыс. единиц.

В части вопросов увеличения продуктивности посевов В.И.Кашин обратил внимание на предложение Минсельхоза, предусматривающее, в целях доведения объемов производства зерна до 120 млн. т. в год, расширение к 2020 году посевных площадей на 4,1 млн. га.

Посевные площади сельскохозяйственных культур (тыс. га) (Росстат)

 

1990

2000

2005

2010

2014

Вся посевная площадь

117 705

84 700

75 837

75 188

78 525

Зерновые культуры

56 353

41 983

41 006

39 564

40 806

Продукция сельского хозяйства (тыс. т.) (Росстат)

 

1990

2000

2005

2010

2014

Пшеница

116 676

65 420

77 803

60 960

105 315

Рожь

16 431

5 444

3 622

1 636

3 281

Ячмень

27 235

14 039

15 684

8 350

20 444

Овес

12 326

6 002

4 545

3 220

5 274

Гречиха

809

997

605

339

662

При этом он отметил, что данное предложение, в контексте удручающей динамики последних 25 лет в области земельных отношений, не даст должного эффекта. Ключевым условием возрождения сельскохозяйственной отрасти В.И.Кашин назвал разработку и финансирование в приоритетном порядке самостоятельной государственной целевой программы введения в севооборот всех заброшенных 41 млн. га пашни и десятков млн. га лугов и пастбищ.

Кроме того, к числу приоритетов В.И.Кашин также отнес разработку и реализацию отдельной государственной программы по развитию селекции и первичного семеноводства (рассмотрение данного вопроса было включено в план работы Комиссии), а также существенную доработку и расширение действующей государственной программы развития мелиорации.

Площадь мелиорируемых земель (ЦСУ СССР, Росстат)

 

1965

1970

1975

1980

1985

Орошаемых (млн. га)

1,5

1,9

3,7

5

5,8

Осушенных (млн. га)

2,9

3

4,5

5,9

7

 

1990

2000

2005

2010

2014

Орошаемых (млн. га)

6,2

4,4*

4,5*

4,2*

4,3*

Осушенных (млн. га)

7,4 (5,1*)

4,6*

4,8*

4,8*

4,8*

*по данным Минсельхоза России

При этом в качестве эталона эффективности должна быть взята прорывная программа широкого развития мелиорации 1965 года.

Увязать же воедино всю описанную выше систему сохранения почвенного плодородия поможет принятие базового «Закона об охране почв».

В рамках рассмотрения вопроса развития животноводства, В.И.Кашин обратил особое внимание на то, что в принятии решений недопустимо опираться на обобщенную статистику. Представленные к рассмотрению сведения о задачах по производству скота и птицы на убой в живом весе не позволили в должной степени детально подойти к рассмотрению этого важнейшего вопроса.

В этой связи В.И.Кашин заострил внимание участников заседания на наиболее актуальных вопросах развития животноводства, и в первую очередь – на проблемах производства говядины и сырого молока.

Продукция сельского хозяйства (тыс. т.) (ЦСУ СССР, Росстат)

Крупный рогатый скот (в убойном весе)

1965

1970

1975

1980

1985

2165

2883

3341

3472

3423

1990

2000

2005

2010

2014

4 329

1 898

1 809

1 727

1 654

Молоко (млн. т.)

1965

1970

1975

1980

1985

40,1

45,4

48,1

48,2

48,7

1990

2000

2005

2010

2014

55,7

32,3

31,1

31,8

30,8

В части производства мяса говядины, В.И.Кашин заявил о необходимости кратного увеличения поголовья КРС, а также принятия незамедлительных мер к системному возрождению племенного животноводства.

В части же производства молока, В.И.Кашин обратил внимание на представленные Минсельхозом России прогнозные материалы, определяющие рост производства молока к 2020 году всего на 1 млн. тонн. В.И.Кашин заявил о неприемлемости предложенных показателей, в связи с чем обозначил жесткую позицию, что возможность решительно изменить провальную ситуацию с производством молока удастся лишь в случае удвоения поголовья дойного стада.

Кроме того, в числе ключевых условий эффективного развития животноводства, с учетом поставленных выше целей кратного увеличения поголовья, В.И.Кашин назвал интенсификацию строительства и реконструкции инфраструктурных объектов, а также научного и кадрового обеспечения отрасли.

Подводя итог, В.И.Кашин обратил внимание на то, что сформулированные им предложения являются неотъемлемыми элементами единой комплексной системы развития сельского хозяйства в Российской Федерации. В свою очередь реализация представленной системы станет возможной лишь в случае четырехкратного увеличения целевых расходов федерального бюджета.

Уровень государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли

 

Посевная площадь (млн. га)

Общая сумма (млрд. $)

$ на 1 га

Швейцария

0,4

6

15 000,00

Япония

5

64

12 800,00

Китай

124

147

1 185,48

Евросоюз

121

108

892,56

США

165

24

145,45

Россия

78,5

3,5

44,59

Запланированные на 2016 год целевые расходы бюджета в размере 250 млрд. рублей не могут быть признаны достаточными. Эффективное развитие сельского хозяйства в России, с учетом всех накопившихся проблем, станет возможным лишь в случае доведения расходов федерального бюджета на сельское хозяйство до уровня 1 трлн. рублей с перспективой дальнейшего поэтапного увеличения до уровня 10% ВВП. Только так удастся скомпенсировать сложившуюся сегодня парадоксальную ситуацию, когда выделяемые сельхозтоваропроизводителям субсидии полностью выбираются обратно в виде налогов.

Кроме того, одним из наиболее сложных препятствий экономической стабильности в отрасли В.И.Кашин назвал действующие порочные механизмы формирования товарных наценок и доступа отечественных товаропроизводителей к конечному потребителю.

В этой связи, В.И.Кашин призвал участников заседания поддержать внесение изменений в «Закон о торговле», сформировав тем самым новый механизм формирования товарной наценки. В конечной цене сельхозпродукции доля производителя сельхозсырья должна составлять не менее 50%, остальные 50% — это переработка и торговля.

В части же вопросов доступа на рынок, В.И.Кашин призвал создать для отечественных товаропроизводителей режим наибольшего благоприятствования в корне пересмотрев принципы работы ретейла.

Завершая свое выступление, В.И.Кашин заострил внимание участников заседания на необходимости решения вопросов социально-трудового развития сельских территорий.

Совсем недавно село обеспечивало занятость более 3 млн. высококвалифицированных кадров при общем количестве рабочих мест, превышающем 10 млн. Активно велось строительство жилья, школ, больниц, дорог. Сегодня же, русское село умирает. Селяне уезжают в города. Прослеживается острая нехватка квалифицированной рабочей силы.

В.И.Кашин призвал не упускать данную проблему из поля зрения Комиссии и системно идти к решению наболевших вопросов, поскольку устойчивое развитие сельских территорий без социальной составляющей не представляется возможным.

Сельское хозяйство — не «черная дыра». Каждый рубль, вложенный в село сегодня – уже завтра многократно оправдает свое вложение. Каждое новое рабочее место на селе — это минимум 6 рабочих мест в городе.

Сельское хозяйство должно стать основным звеном локомотива экономики страны, действительно мощной основой продовольственной безопасности России.

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.