Меню Закрыть

Республика Коми: Как устроена сеть распространения провластной информации и черного пиара в региональном сегменте соцсети

Пресс-служба Коми рескома КПРФ
2015-07-29 19:58.

В сентябре 2014 года несколько региональных сообществ сайта «ВКонтакте» (БНК, «Комиинформ», «Жесть Коми», «Типичная Коми») объявили о начале размещения на своих страницах рекламы. Позже общее количество различных тематических сообществ в социальной сети, входящее в своеобразный рекламный «холдинг», выросло до нескольких десятков.

 

 

 

В июне 2015 года в интервью одному из информационных агентств директор по маркетингу государственной газеты «Республика» и, как отмечается в материале, модератор этих групп «ВКонтакте» Андрей Таштимиров заявил: «Именно мы диктуем повестку дня, публикуем самое интересное и важное для читателя».

Корреспондент «7х7» несколько недель наблюдал за этими группами и выяснил, что там публикуется не только и не столько рекламная информация. Созданная «коммерческая» сеть сообществ «ВКонтакте» активно используется республиканскими властями для тиражирования позитивных тем, связанных с руководством региона, раскрутки в преддверии сентябрьских выборов «удобных» кандидатов и очернения политических оппонентов.

От«Республики» до «Куриц Сыктывкара»

Чтобы понять, о каких именно «нескольких десятках групп» для размещения рекламы идёт речь, достаточно зайти в соответствующий раздел самого крупного из региональных сообществ – информационного агентства «БНК». В профиле smm-менеджера можно увидеть внушительный список групп, начиная от продажи строительного мха в Сыктывкаре, групп доставок пиццы и суши, парикмахерских салонов и натяжных потолков, до официальных групп газеты «Республика», фестиваля «Ыбица» или, к примеру, телеканала «Юрган». Всего в списке более 150 сообществ, но при этом некоторые из них территориально не относятся к Республике Коми, часть не обновляется, а часть числится в списке, по всей видимости, для массовости. К примеру, администраторы группы «Красное Знамя. Республика Коми» оказались не в курсе, что входят в число групп «холдинга», размещающих рекламу.

Как работает сеть

Наибольший же интерес в этом списке вызывают тематические группы районов и городов республики, например, Удора onlineили Выльгорт.рф, а также аккаунты муниципальных районных газет, к примеру, группа воркутинской городской газеты «Заполярье» или газеты «Печорское время». Именно через такие группы в основном происходит «раскрутка» нужных тем.

Районные сообщества можно разделить на две категории: официальные, которые администрируют пресс-службы местных администраций («Администрация МР «Ижемский» или «Пресс-служба администрации МР «Усть-Вымский»), и неофициальные, к примеру, сообщество, объединяющее жителей Прилузского района Коми, «Я люблю прилузье». Также в каждом из муниципалитетов перед проведением праймериз партии «Единая Россия» были созданы группы с названием «Выбирай лучших», после чего их наполнение продолжилось. Они также используются для распространения «нужной» информации. Всего в «сети» именно для этих целей активно задействовано более 80 групп.

По информации «7х7», непосредственно за контент, то есть какие именно статьи или другие материалы должны быть «разогнаны» в группах и в каком ключе поданы, отвечает управление информации администрации главы и правительства Коми. Далее нужные ссылки через посредников в лице нескольких работников Госсовета Коми рассылаются напрямую в пресс-службы администраций районов республики с конкретными указаниями, в какие именно группы должна быть размещена та или иная информация. Ссылки на нужные статьи с пояснением получают и модераторы других сообществ.

Чтобы подтвердить эту информацию, корреспондент «7х7» зарегистрировал электронную почту, похожую на почту пресс-службы администрации одного из районов Коми. С неё отправил письмо на ящик, с которого, предположительно, и рассылались указания о размещении новостей в официальных и неофициальных группах одного из районов Коми.

Спустя некоторое время был получен ответ за подписью советника секретариата депутатских объединений аппарата Госсовета Коми Алексея Карпова о том, что для «разгона» на момент переписки есть только одна ссылка на видео обращения кандидата в депутаты Госсовета Романа Койдана.

В итоге запись с обращением кандидата в депутаты, упоминаемая в письме, была распространена в более чем 50 группах муниципальных газет, группах районных администраций и неофициальных местных сообществах.

Косвенным доказательством того, что ящик saint9bayer@gmail.com принадлежит Алексею Карпову, является то, что именно этот ящик указан как адрес, написав на который, можно было зарегистрироваться в спортивном фестивале «Ыбица». На момент приёма заявок и проведения мероприятия пресс-атташе мероприятия являлся как раз бывший корреспондент «Комиинформа» Алексей Карпов.

Подтверждает это и источник «7х7», близкий к администрации губернатора, при этом добавляет, что его функционал достаточно ограничен, в частности, кроме рассылки он в том числе принимает решение, в каких из распространяемых новостей при публикации в группах заголовки должны быть написаны крупным шрифтом (капслоком), а в каких – нет.

Сам Алексей Карпов эту информацию опроверг, заявив, что рассылкой не занимается.

Скажем так, я действительно не могу комментировать эту информацию, и информация неправильная и не соответствует действительности, конечно, сказал он.

Руководители нескольких районных пресс-служб, опрошенные «7х7», также отрицают, что получают указания о размещении нужной информации в группах, а решение, какую информацию размещать в районных сообществах, принимают самостоятельно.

Это просто интересная информация, почему бы не выложить её в группу. Допустим, про КПРФ [новость про партконференцию коми рескома КПРФ, куда не были допущены журналисты], это, грубо говоря, из солидарности журналистов, потому что часто бывает такое, что нас на какие-то мероприятия не пускают, отметила руководитель пресс-службы администрации Вуктыльского района Василиса Гречнева.

Остальные новости, также посвящённые скандалам вокруг региональных коммунистов, размещённые в официальной группе администрации, она также объяснила их интересностью.

Ну это просто интересно было, поэтому и поставили. Какие могут быть указания, это группа «ВКонтакте». Я могу понять, когда указывают, что в газете печатать, на основании выполнения государственного задания, а в группе-то почему должны быть указания, пояснила она.

В пресс-службе администрации Ижемского района «7х7» также заверили в том, что все новости в группе размещают без указаний «сверху».

В группе ставятся вопросы местного и общерегионального значения, в том числе и спорные. Мы ведь не можем публиковать только хорошие новости, периодически публиковать какие-то спорные, вызывающие резонанс вопросы, чтобы люди это смотрели и людям не было скучно. Какой-то целенаправленной политики в этом плане у нас нет. Какие у нас могут быть указания? Даже если они у нас есть, то они всегда фильтруются через руководителя района, через меня, если уж есть какие-то особые указания, рассказала в телефонном разговоре специалист по связям с общественностью администрации Снежана Терентьева.

Максимальный репост

За последние несколько недель, по данным интернет-журнала, в рассылаемых указаниях по тиражированию в основном фигурировали статьи, посвящённые региональному отделению КПРФ. К примеру, материал под названием «Региональное отделение КПРФ продолжают сотрясать скандалы» необходимо было опубликовать по всем неофициальным группам муниципалитетов, а статью «Фракция ЛДПР в Госсовете Коми настаивает на снятии Вячеслава Шулепова с поста председателя постоянной комиссии по ЖКХ» распространить максимально широко. Кроме неофициальных районных аккаунтов, предписывалось сделать перепосты и в республиканских сообществах.

В итоге записи о коммунистах появлялись в 60 сообществах, включая группу «Знакомства и любовь в Сыктывкаре и Эжве». А, например, новость «Коммунист Шулепов: вас много, я одна, некогда мне короче» была опубликована также в 60 группах, среди которых встречаются официальные группы справочно-информационных сайтов о кандидатах в депутаты Государственного Совета и Советов муниципальных образований республики «выборыкоми.рф» и «вашкандидат.рф», «Общероссийский Народный Фронт Коми», «Издательский дом Коми» [в контактах этой группы указана Надежда Быковская, бывший директор издательского дома, а ныне уполномоченный по правам человека в Коми]. Также запись опубликована в группе «Электронное правительство республики Коми» и группе «Курицы Сыктывкара 18+».

В целом все материалы о скандалах вокруг коммунистов в Коми, выходившие за последнее время, появлялись в десятках групп, а записи в них появлялись одновременно. Если обратить внимание на дату и время опубликования записи в группе очевидно их «централизованное управление».

Проанализировав записи в группах, входящих в «сеть», можно выделить и персоны, которые пользуются наибольшей медийной поддержкой республиканских властей. Так, за последний месяц в сети из групп «ВКонтакте» «раскручивались» записи, посвящённые директору республиканского телеканала «Юрган» Нине Шмаровой, преподавателю Ухтинского госуниверситета, члену Общественной палаты Коми Евгению Вологину [к примеру, видео с анонсом передачи «Доктор лектор», где он выступает в качестве ведущего, в письмах в пресс-службы указывалось ставить именно в муниципальные соцресурсы] и юристу Роману Койдану. Последний, судя по количеству материалов, «разогнанных» по «сети», пользуется особой поддержкой. Также логично через группы распространяются и информационные заметки о «Единой России» или, к примеру, интервью председателя Государственного совета Коми Игоря Ковзеля.

Поделиться: