Меню Закрыть

Рейтинг губернаторов от ФоРГО: предвыборная «пустышка»

Анна Васильцова, зав. подотделом по аналитике и соц. исследованиям ЦК КПРФ
2015-03-30 16:04.

Не выпускает свой «рейтинг» сегодня только ленивый. Каждая группа более или менее неудачливых околополитических деятелей считает своим долгом объявить себя очередным «научным» обществом, фондом или иной структурой. И первым и важнейшим Делом – именно так, с большой буквы Д – этого новоявленного «фонда», или «группы», или как его ещё там, непременно становится составление некоего рейтинга.

 

 

Вообще, надо сказать, наше общество на рейтинговании немного помешалось. Рейтингуется всё, все, постоянно и с каждой стороны. Рейтинг доверия, рейтинг недоверия. Рейтинг «Топ-10», «Топ-20» и «Топ-23,5». Рейтинг губернаторов, поп-артистов и даже водителей троллейбусов. Не хватает только рейтинга рыжих-одноухих котов, хотя может я чего-то не знаю, и его уже тоже выпустили.

Словом, рейтингуется Всё, однако остаётся кромешной загадкой – Зачем. Принимать всерьёз каждый такой опус каждого новорождённого «фонда» ни один вменяемый человек не будет. Единственное оправдание указанного бумаго- (или экрано-?) марательства – реклама. Реклама товара, который данная никому не известная структура считает «лидером продаж». Реклама услуги, которая объявляется «самой востребованной»… Реклама политика, который идёт на выборы.

Вот последнее – и есть ответ на вопрос, зачем два года назад созданный «фонд» по имени ФоРГО разродился очередным «рейтингом». Сомневаетесь? Тогда посмотрите перечень «прорейтингованных» (и попавших в «Топ») губернаторов, сравните со списком регионов, где в предстоящем сентябре ожидаются выборы, и найдите 10 отличий. Или хотя бы три.

И ещё один маленький секрет. Конечно, ни одна социологическая служба, как бы её ни просили настырные журналисты, не будет публиковать «исходники» – матрицу ответов конкретных респондентов. Это нарушение закона опросной анонимности, да и вообще вмешательство во внутренние технические вопросы, являющиеся исключительной компетенцией самих социологов. Это нормально. Но ведь опросные данные и так легко проверить – достаточно переопросить тот же регион по тому же вопросу, и вы уже знаете, схалтурили коллеги или нет.

Так вот, для того, чтобы подобная проверка стала невозможной, и придумана фишка под названием «экспертный модуль». В «рейтинге» учитываются не только опросные данные, но и некие «экспертные выводы», сделанные якобы на основании экономической статистики. При этом конкретные показатели, на которых якобы основана оценка, и уже тем более формулы их агломерирования, держатся в глубочайшей тайне. Ведь иначе предвыборные «ушки» данного «рейтинга» высунутся уж совсем весомо, грубо и зримо…

Поделиться: