Сергей Бутузов, секретарь Ленинградского обкома КПРФ, депутат Законодательного собрания Ленинградской области
2014-12-02 11:01 (обновление: 2014-12-02 11:59).
Я хотел бы затронуть проблемы не всего рабочего класса, а его важнейшей части — индустриальных рабочих. К ним отношу и себя, так как за плечами 15 лет работы на Киришском нефтеперерабатывающем заводе. Хочу подчеркнуть: это — экономически эффективное предприятие. Средняя зарплата рабочего в этом восьмитысячном коллективе составляет 44 тысячи рублей, выплачивается она вовремя, два раза в месяц. Система оплаты построена таким образом, что чем дольше человек работает на предприятии, тем больше получает.
25 лет власть упорно работала над тем, чтобы взращивать поколение потребителей. Надо признать, что на этом направлении многое ей удалось. Потребительство всё больше становится образом жизни наших соотечественников. Вот и немалая часть сегодняшних рабочих смотрит на действительность под углом зрения: главное — жить здесь и сейчас, потребляя как можно больше.
Однако зарабатываемых денег не хватает, поэтому рабочий берёт кредиты. А это существенно усугубляет его зависимое положение, заставляя искать дополнительные заработки. В итоге он занят проблемой выживания своей семьи и обучения подрастающего потомства.
Менталитет нынешнего труженика поменялся. Особенно ярко это выразилось в ходе сентябрьской выборной кампании, когда наши кандидаты из числа рабочих-коммунистов, занимаясь агитацией на предприятии, очень часто сталкивались с вопросами: «А что вы мне дадите?» или «Что вы для меня сделаете?» Смотришь на таких вопрошающих и думаешь: чем человек озабочен — способностью КПРФ реализовать интересы рабочего класса или его беспокоят только индивидуальные интересы? Увы, дальнейшая беседа нередко склоняла к выводу: собеседник поражён вирусом индивидуализма и потребительства.
К этой сознательно распространяемой социальной эпидемии добавляется ещё одна беда: в нашем обществе рабочий очень зависим от работодателя. От прихоти владельца-капиталиста в значительной мере зависит, не лишится ли он источника своего существования. Отсюда за редким исключением рабочий пассивен, осторожен до трусливости. К тому же на его поведение влияет недоверие к власти вообще. Отсюда и совершенно осознанная неявка на выборы, и чрезвычайно низкий уровень участия в протестных акциях.
Вывод: необходима упорная работа коммунистов над изменением сознания сегодняшнего рабочего. Это требует каждодневных усилий, методичности и времени. Эта работа не бесплодна, хотя и не даёт быстрого результата, как нам хотелось бы. Ещё недавно на заводе было только два коммуниста, сегодня — семь. Значит, в среде зависимых и угнетённых тружеников начинают формироваться борцы.
Во время выборной кампании всех без исключения кандидатов в депутаты из числа рабочих вместе с их непосредственным начальником вызывала заместитель генерального директора НПЗ по работе с персоналом для проведения профилактических бесед. Завуалированно запугивая, она пыталась вызвать неуверенность в необходимости рабочего человека участвовать в выборах. Весьма характерно, что задавался такой вопрос: «Вот стал ты депутатом, приходит к тебе человек с просьбой — и что ты можешь для него сделать, чем помочь? У тебя ведь ни денег, ни возможностей». Такова стандартная риторика работодателя. Но буржуазный класс жаждет, чтобы она стала позицией пролетария. Кстати, давление непосредственного начальника на рабочих-кандидатов в депутаты продолжалось до самых выборов.
Факты подобного вызова «на ковёр», пристальное внимание начальника к рабочим-общественникам, рабочим-коммунистам невозможно скрыть в коллективе, а передача смысла состоявшегося разговора вызывает желание тех, с кем вместе трудится кандидат в депутаты, проголосовать за товарища. Авторитет рабочего, выдержавшего давление начальства, формирует в коллективе уважение к его позиции, лично к нему. Причём не только у единомышленников. Он повышается и в глазах тех людей, от которых этого и не ожидали. Значит, в рабочей среде существует негласное требование: если ты коммунист, то твёрдо держись своих позиций, будь в авангарде борьбы за пролетарские интересы. Что касается работодателя, то с его стороны явно чувствуется страх, что рабочий идёт во власть.
Когда КПРФ выдвигает своим кандидатом в депутаты рабочего от станка, то разговоры ещё долго ходят по предприятию, они играют свою немалую роль в укреплении авторитета партии. Не случайно же на нашем нефтеперерабатывающем заводе одного из кандидатов коллеги «перекрестили»: был Геннадий Сергеевич, стал Геннадий Андреевич. И это важно, рабочего ассоциируют с Коммунистической партией.
Вывод: обращение к достоинству рабочего человека вызывает у него желание перешагнуть за порог личной выживаемости, а партия, защищающая это достоинство, всегда найдёт в рабочем сторонника. Необходима упорная, методичная работа по развитию этого прекрасного классового чувства. И со временем оно придёт не к единицам, а к миллионам. А когда наступит такое время, зависит прежде всего от коммунистов.
И еще одно наблюдение. На последних выборах в Государственную Думу в Киришском районе за КПРФ проголосовал 21% избирателей, а в Сосновом Бору, где на Ленинградской атомной станции работают около 6 тысяч высокооплачиваемых рабочих (средняя зарплата по предприятию составляет 56000 рублей), за нашу партию проголосовали 23%. Но связь я вижу здесь не с зарплатой, а с квалификацией рабочих кадров. Там, где сконцентрированы рабочие высокой и средней квалификации, мы имеем высокую поддержку. Нужно только работать и не опускать руки.
А теперь о работе с профсоюзами. На заводе работает большая профсоюзная организация. Каждый рабочий, состоящий в ней, отчисляет на её счёт в качестве взносов 1% от заработной платы. На счету заводского профсоюза — заключение коллективного договора с администрацией, как говорят, одного из лучших в отрасли. Профсоюз занимается распределением различных путёвок и других благ. Вроде всё хорошо.
Но на последней отчётно-выборной конференции руководством профсоюза был поставлен вопрос об ограничении количества выдаваемой безвозмездной материальной помощи (2000 рублей). Немедленно раздались голоса молодых рабочих о выходе из профсоюзной организации. Прекрасно видя, чем занимается профсоюз, они расценили это как наступление на их права. Коммунисты стали отговаривать их от такого шага, объясняя, что нужно не выходить из профсоюза, а пытаться его возглавить. Эта работа опять же требует времени и серьёзной юридической подготовки.
Повторюсь, это пример из профсоюзной жизни на успешном предприятии.
А вот другой пример — из так называемого дотационного района, где промышленность хотя и сохранилась, но её периодически трясёт.
В г.Бокситогорске председатель профсоюзного комитета ОАО «РусалБокситогорск» стала депутатом от КПРФ, а в г.Пикалёве, известном после перекрытия федеральной трассы всей России, депутатом стала заместитель председателя профкома ОАО «БазэлЦемент-Пикалёво». Нам необходимо, чтобы вектор работы в профсоюзах смещался в сторону организации борьбы за социальные права рабочих, чтобы они поднялись до организации классовой борьбы за интересы пролетариата, а не только занимались распределением материальных благ. Профсоюзы — важнейшая наша возможность внесения социалистических идей в рабочие коллективы.
Вывод: районным комитетам КПРФ целесообразно направлять в эту область партийной работы наиболее подготовленных агитаторов и всячески помогать не только коммунистам, работающим в профсоюзах, но и нашим сторонникам. Пришла пора наращивать общественную протестную силу. В нынешних условиях это непросто, так как практически все руководители профсоюзов поддерживают политику администрации своих предприятий. Но настойчивой работой, шаг за шагом, не отступая перед трудностями, мы сможем добиться результатов.