Меню Закрыть

Публицист Валентин Симонин: Смачные анекдоты и суровая действительность

Валентин Симонин
2014-09-07 19:40.

Известная актриса Анастасия Вертинская в августовском номере журнала «Караван историй» рассказала «анекдот от Александра Вертинского», своего отца. Он много гастролировал, и вот в одной из гостиниц ему пришлось «воевать» с горничной. Во время уборки его номера она «каждый раз щёткой задвигала его тапочки под кровать», и он, «уже немолодой человек», с трудом их оттуда доставал. И вот он «однажды схватил эти тапочки и, размахивая ими, помчался к администратору гостиницы: – Нет! Ваш Ленин был не пгав – кухагка не может пгавить госудагством!»

 

 

Анекдотичность ситуации в данном случае заключается не в том, что эту историю артист якобы рассказал в письме своей жене, матери Анастасии, а в том, что уж больно она напоминает расхожие домыслы демократов горбачёвско-ельцинского розлива, которые вот уже более 25 лет повторяют эту байку, исказив слова В.И. Ленина.  В статье «Удержат ли большевики государственную власть?», написанной Ильичом в конце сентября – первой половине октября 1917 года, он сформулировал свою мысль так: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Как видим, в этих словах нет ничего подобного тому, что приписывают Ильичу нечистоплотные оппоненты. Жизнь известных людей, политиков или артистов, артистов даже в большей степени, чем политиков, интересна всем, включая самых отъявленных мещан, которые с особой радостью и всегда готовы «перемывать косточки» пользующихся известностью личностей. Их жизнь сопровождается массой анекдотов, поток которых не исчезает и после их смерти. Жалко, что в этот процесс включилась и младшая дочь Александра Николаевича Вертинского. Ей-то это зачем? Просто ради красного словца, ради хохмы, повеселить читателей? Или она руководствовалась желанием добавить ещё один штришок в биографию отца, размещённую в Википедии? Но там-то «факты» сопровождаются вариативностью: одни сообщают так, а другие – иначе, за читателем остаётся выбор решить, кто прав! Если папа Насти действительно читал статью Ленина, то, если следовать её рассказу об отце, он не стал бы переиначивать слова вождя. А если не читал, то, опять же следуя повествованию, чужую глупость повторять бы просто не стал. Так что в интересном рассказе об отце и матери, их трогательных отношениях, любви, Настя Вертинская, на мой взгляд, допустила промах, рассказала неудачный анекдот. Впрочем, без каких-либо претензий, стремления «воздействовать на умы в определённом направлении». А вот другой рассказчик анекдотов, протоиерей Михаил Ардов, сын известного в советские годы сатирика Виктора Ардова, использует этот «малый жанр» во вполне определённом духе, направлении и смысле – антисоветском.

С некоторых пор он стал постоянным автором, колумнистом, газеты «Metro», бесплатно раздающейся в Москве. Вообще-то, если верить поговорке, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Тут, правда, следует уточнить, что он бесплатен только для бедных мышек, а вот для того, кто их ловит на кусочек сыра, он не бесплатен. Кто-то вкладывает огромные деньги в эту «бесплатную» газету, чтобы она промывала мозги москвичам и россиянам в антисоветском и антикоммунистическом смысле. Ну, вот пример. В номере от 5 сентября протоиерей поместил статью по случаю очередной, не круглой, даты со дня рождения (200 лет исполнится в 2017 году) «одного из великих русских писателей – графа Алексея Константиновича Толстого». Он вполне обоснованно отмечает, что граф «был обладателем универсальнейшего таланта, выступал во многих жанрах»: писал трагедии, баллады, лирические стихи, был одним из создателей бессмертного Козьмы Пруткова. А в подтверждение талантливости привёл два творения – письмо Н.Ф. Крузе о некоем управляющем помещика, напоминающее одну из сказок Салтыкова-Щедрина, и строки из стихотворения, которые-де «знают очень многие» и в которых «содержится некое пророчество о судьбе нашей страны»: «Они, вишь, коммунисты,//Честнейшие меж всеми,//И на руку нечисты//По строгой лишь системе.//Весь мир желают сгладить//И тем ввести равенство,//Что всё хотят загадить//Для общего блаженства!»

Скажу прямо, что отнюдь не «все» знают эти строки, и отнюдь не все их разделяли в России в момент их публикации тогда и, тем более, сегодня. Но для протоиерея М.Ардова это не имеет никакого значения, поскольку для него главное – «загадить» нашу советскую жизнь для блаженства сегодняшних немногих олигархов и тех, кто им прислуживает! Серьёзных доводов у него нет, только анекдоты, да и они из тех, которые в своё время придумывали в Мюнхене на Радио «Свобода», но выступает он с ними очень удачно, аккурат накануне единого дня выборов 14 сентября, самое время запускать антикоммунистические байки. Впрочем, надо сказать, что протоиереюшка меня несколько заинтересовал, и я пустился в поиск чего-либо интересного от него в Интернете. И… нашёл его воспоминания «Вокруг Ордынки». На улице Большая Ордынка жила семья его отца. Так вот в этой книге есть один занимательный сюжет, процитирую его полностью. «Ко времени революции, в свои семнадцать лет, Ардов был уже сложившимся человеком и вполне сознательно разделял программу кадетской партии. Мне вспоминается забавный эпизод, происходивший в начале шестидесятых годов. Некий художник, которого отец каким-то образом облагодетельствовал, пришёл на Ордынку и выражал свою признательность такими словами:

– Спасибо тебе, Виктор, за то, что выручил меня… Ты настоящий большевик-ленинец…

Дурак ты! – отвечал ему Ардов. – Какой я тебе ленинец? Я всю жизнь был либералом! Я – сторонник буржуазной демократии…»

Это ценное признание внука владельца аптекарского магазина и племянника владельца зубоврачебной лечебницы дореволюционного Воронежа. Итак, известный советский сатирик Виктор Ефимович Ардов (Зигберман) всю жизнь был сторонником буржуазной демократии. В те же шестидесятые годы один начинающий поэт, студент Литературного института имени Горького, сказал мне, что некоторые сатирики, бичуя недостатки, на самом деле за государственный счёт внушают читателям подленькую мысль, что человек и при социализме не меняется в лучшую сторону. Тогда я с ним не согласился, а вот теперь, наткнувшись на признание протоиерея Михаила Ардова, думаю, что мой друг был прав, и не имел ли он при этом в виду Виктора Ефимовича Зигбермана (Ардова). Во всяком случае, протоиерей Михаил Ардов (почему не Зигберман?), видимо, воспитан им тоже как сторонник буржуазной демократии. Многие, глядя на его фотографию в газете «Metro», на которой он красуется с крестом на животе, могут подумать, что он служит Богу, хотя на самом деле он, по моему мнению, скорее прислуживает Мамоне.

Перейдём к морали. Она проста. Русские люди действительно любят юмор, иронию, самоиронию. Любят «травить» анекдот, рассказывать и слушать. Но при этом нельзя забывать, что некоторые анекдоты – это такое же оружие психологической войны, как какие-либо серьёзные статьи, книги, фильмы. То есть всегда надо быть настороже, а не впаривают ли нам под видом шутки, в смешной оболочке какую-то вредную для нас самих мыслишку, не навязывают ли при этом вредный для нас стиль поведения и образ действий. Об этом особенно важно помнить тогда, когда нам предстоит идти на выборы. Выбирать в депутаты надо не тех, кого нам коварно подсовывает демагог в сутане, а тех, кто вместе с нами все эти годы ведёт борьбу за социальную справедливость.

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.