Иван Мизеров. Пресс-служба МГК КПРФ
2015-06-20 20:44.
На этой неделе, 18 июня 2015 года, из Европы пришли новости тревожные и значительные – по решению Гаагского международного суда в пользу якобы пострадавших от российских властей бывших акционеров компании ЮКОС начались аресты и конфискации имущества на сумму 1,85 миллиардов долларов. Бельгия, Франция и Австрия уже откликнулись на это решение, причём самым наглым и провокационным образом арестовали буквально всё, вплоть до счетов и имущества дипломатических представительств.
Как водится, для России и наших руководства и дипломатии это оказалось полной неожиданностью. От МИДа последовал вроде бы ответ в том духе, что будут приняты адекватные меры, вот только до конкретного перечня сих мер дело так и не дошло, не говоря уже об их реализации. Дело выглядит довольно таки прескверно – дело даже не только и не столько в этих конкретных деньгах, сколько в том прецеденте, который создаётся таким вот образом – деньги русских за границей можно отбирать, а деньги там хранятся преогромные. Например, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. №18 О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния: «…К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции…». Существенная их часть там и находится в настоящий момент. При этом ещё в ноябре 2014-го британский еженедельник The Economist выразил сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. О количестве средств частных предпринимателей, находящихся на счетах иностранных банков, и вовсе можно умолчать.
При этом в очередной раз мы сталкиваемся с до боли знакомой ситуацией – совершенно неожиданным, вскрывающим полную неготовность (а читай и некомпетентность) правительства, оказывается уже очень давно и многими прогнозируемое событие. Такая вот выходит предсказуемая неожиданность. Например, ещё в 1993 году, в момент создания ельцинской конституции, мы создали в собственной правовой базе солидную брешь, признав в 15-й статье главенство международного права над национальным, что и сделало нас подсудными для Гааги и позволило облечь этот откровенный грабёж в одежды законности и исполнения судебного решения. На это в недавнем прошлом обращал внимание даже председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, предлагавший убрать этот элемент, исправить его в национальных интересах.
Во-вторых, что также имеет свой корень ещё в 90-х, сложилась в высшей степени порочная практика вложения средств в западные долговые обязательства, как якобы наиболее надёжные. При мизерном уровне доходности, который уже сам по себе был бы достаточным фактором при грамотной экономической политике, чтобы отказаться от такого размещения средств, мы имеем перед собой целый ряд примеров, когда средства государств оказывались заблокированными, недоступными, а, по сути, – попросту украденными у тех, кто их размещал, причём по сугубо политическим причинам и даже без дополнительных юридических коллизий, вроде Гааги. Так в 2011 году были заморожены (и до сих пор не возвращены ливийскому правительству, впрочем, благодаря НАТОвским бомбёжкам там и правительства-то настоящего теперь нет – только банды) 62 миллиарда долларов, находившиеся на счетах различных западных банков в США, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швеции, Люксембурге и Швейцарии. И 62 миллиарда – это только самые скромные оценки. Ещё в 1979 году после захвата американского посольства в Тегеране США мгновенно заморозили все иранские авуары и золотые запасы в своих банках. Не изменилось ничего и по сию пору, только формальным поводом выступает уже иранская ядерная программа, якобы, что так никем и не доказано, направленная на создание атомной бомбы. Очевидно, что деньги возвращать никто не собирается.
Неужели всё это не было известно нашему правительству, не только сквозь пальцы смотревшему на то, как утекают за рубеж средства частников, но и активно участвовавшему в этом процессе? Было, не могло не быть! И тут вспоминается старая, затёртая до дыр, но, к сожалению, вновь и вновь актуальная в России фраза – что это, глупость или измена? Очевидно, что дело ЮКОСа всплыло не само по себе, а в самой тесной связи с ситуацией на Украине, в Сирии, с крепнущим голосом нашей страны в международных вопросах, со стремлением Запада наказать нас за это, дать укорот, задавить санкциями. Что ж, власти предержащие, начиная от Ельцина, сделали всё, чтобы у них было предостаточно способов сделать нашей экономике больно… Не всё в этой ситуации, конечно, потеряно, но это – серьёзный удар, и чтобы его парировать, нам придётся, вполне возможно, идти на уступки в других местах. Кто знает, не будут ли женщины и дети Донбасса, измотанные фальшивым перемирием, рассчитываться за эти 1,85 миллиарда?
В глобальном же отношении эта проблемы высвечивают всю коренную порочность экспортно ориентированной вывозной экономики, экономики разграбления и зависимости, ведь экспортируем мы не промышленные товары, а невозобновляемые природные ресурсы и, буквально, национальный капитал и достояние. Те деньги, которые теперь подвисли на тонкой ниточке смутных договорённостей в Европе, должны были быть вложены в нашу экономику, в наше производство, в инфраструктуру, наконец. Дорогу не арестуешь, как тем паче не арестуешь цех. А ещё они дают рабочие места, они улучшают жизнь, если мы говорим о социально значимых объектах, они производят то, что в свою очередь приумножает народное богатство…
Хотя, постойте – ведь всё это уже было: и экономика, работающая на народное благо, и промышленность, способная создать продукт любой сложности, и подлинная и полная независимость и статус сверхдержавы, от которого недавно робко отказался в интервью итальянским медиа Путин. Буквально каждое событие последних лет напоминает нам об СССР, о том, что мы потеряли, о том, на что променяли истинную стабильность, история тычет нас носом, как нашкодивших котят, в собственные чудовищные ошибки. И их нужно срочно исправлять – конкурентный мир, молох суровой эпохи, отмеривший очень немного времени на работу над ошибками, не даст второго шанса и будет безжалостен к нерадивым ученикам.
Может ли это сделать нынешняя властвующая группа? Большой вопрос, большие сомнения, а потому не стоит ждать милостей от неё, как не стоит их ждать и от природы. Все неравнодушные, все патриотические, все разумные, не желающие терпеть позорного поражения и уходить в историю силы должны объединиться в мощном и цельном напоре, помогающем, вынуждающем – не столь важно, пойти по дороге необходимых перемен, дороге к новому Союзу!