Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
2015-03-29 12:55.
26 марта 2015 года в полночь саудовский король Салман бен Абдель-Азиз отдал приказ начать кампанию против йеменского революционного движения хуситов, и коалиция арабских стран – прежде всего монархий Персидского Залива, но так же и некоторых других (например, к «монархическому интернационалу» присоединилось королевство Марокко) объявила воздушное пространство над Йеменом зоной, запретной для полётов. Саудовская Аравия намерена задействовать в Йемене 100 истребителей, свою военную авиацию готовы предоставить такие страны, как Объединённые Арабские Эмираты (30 истребителей), Кувейт (15), Бахрейн (15), Катар (10) и Иордания (6). Впрочем, одной лишь авиацией дело не ограничится – к вторжению на территорию Йемена подготовлено 150 000 солдат саудовской армии.
Это – далеко не первый случай, когда монархии Залива не обращают никакого внимания на суверенитет других государств Арабского мира – как абсолютно они властвуют внутри своих стран, так желают абсолютно властвовать с опорой на нефтяные доходы и американское оружие во всём окружающем арабоязычном пространстве. Трудно переоценить и ту роль, которую сыграли эти страны (прежде всего саудовская Аравия и Катар) в событиях так называемой арабской весны. А по сему представляется нелишним сделать небольшой экскурс в историю этих стран и в то же время указать на характерные черты их современного состояния.
Саудовская Аравия. Одна из немногих стран в истории и единственная страна современного мира, названная в честь правящей династии. Официальной датой её создания считается 1932 год, когда на месте государства Неджд и Хиджаз появилось знакомое нам название. Семейство Аль Сауд, впрочем, давно уже набирало силу на аравийском полуострове, ещё с 1902 года начав захватывать территории соседних шейхств и эмиратов, но вплоть до Первой Мировой войны оставалось не более чем ещё одним владетелем (а по сути, пустынным разбойником) на периферии османской империи, пытавшимся собирать свою дань с паломников, регулярно отправлявшихся на хадж в Мекку и Медину. Всё изменилось в тот момент, когда османы оказались втянуты в огненное горнило мирового конфликта, и их противником стали англичане, и без того уже имевшие плацдармы на многих частях Аравийского полуострова.
Нет смысла вдаваться в подробности военных действий, в деятельность знаменитого британского офицера, разведчика и эмиссара Томаса Лоуренса, получившего почётное прозвище Аравийский, в глубокую подоплёку тех поддержанных Британией антиосманских выступлений, получивших в истории несколько претенциозное название Великое арабское восстание – в противном случае статья просто обязана будет превратиться в научную монографию. Достаточно сказать, что роль собственно саудовской династии в победе была минимальна – Ибн Сауд ещё в мае 1914 года заключил договор о дружбе и союзе с Османской империей, что не помешало ему в 1915 году подписать такой же договор с англичанами. На самом деле он не поддержал в войне ни тех, ни других, придерживаясь политики выжидательного нейтралитета, и в основном занимался внутренним строительством своего государства и решением мелких проблем с соседями и непокорными племенами. Позднее позиция, что король – хозяин своего слова: хочет – даёт, а хочет – берёт назад, станет типичной для Саудитов. Пафос же национального арабского движения быстро сменился (или, лучше сказать был подменён) множеством полностью подчинённых английским интересам монархов на пространстве от Египта до Ирака. Проведённые по линейке колониальные границы, чьей целью, особенно и не скрываясь, было разделить могучий народ, чтобы легче властвовать над ним и ресурсами его земли, а прежде всего, резко повысившей свою важность в 1920-е годы нефтью, существуют вплоть до настоящего времени. Но только не у саудовской монархии.
Во время Первой мировой войны британцы начали переговоры с шерифом Мекки Хусейном бен Али. Верховный британский комиссар в Египте Мак-Магон пообещал в октябре 1915 года Хусейну признать его королём будущего государства, которое должно было охватывать все арабские страны Азии, за исключением Ливана, запада Сирии, юга и востока Аравии. Положившись на это обещание, шериф Хусейн поднял в июне 1916 года антиосманское восстание. После войны, ожидая, когда Великобритания выполнит свои обещания, Хусейн ибн Али объявил себя королём, претендуя на объединение под своей властью всех бывших арабских провинций Османской империи. Однако у Великобритании и Франции были свои планы, и Великобритания признала его лишь королём Хиджаза. Хусейн не отказывался от своих амбициозных планов и увеличивал налоги и расходы на армию. Чувствуя, что его обманули, он начал искать союза с силами, оппозиционными британскому господству. В 1924 году в Хиджазе – первом из арабских стран, открывается посольство СССР, а сама молодая республика Советов получила дипломатическое признание 6 августа 1924. Это было уже слишком для тех, кто считал себя хозяевами этих земель – при поддержке англичан и с их дозволения саудовская династия вторгается на территорию Хиджаза (священную для мусульман), завоёвывает её за несколько лет и включает в свой состав, полностью растворяя в 1932 году. С этого времени именно Саудовская династия становится одним из важнейших проводников влияния англичан, а затем и вообще Запада, в Арабском мире.
Взглянем же на эту страну сейчас. Это – абсолютная теократическая монархия – закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата. Королю подчинены все ветви власти. Законодательная власть представлена в виде некоего подобия парламента – Консультативной ассамблеи (Меджлис аш-Шура). Все 150 членов Консультативной ассамблеи назначаются королём на четырёхлетний срок. Политические партии находятся под запретом, некоторые действуют в подполье. В 2011 году было принято решение для более благоприятной картинки в западных СМИ разрешить назначение в Совет и женщин, что, впрочем, не означает, что они реально там появились. Судебная власть представляет собой систему религиозных судов, где судьи назначаются королём по представлению Верховного судебного совета. Верховный судебный совет в свою очередь состоит из 12 человек, также назначаемых королём. Как можно видеть, перед нами – неограниченная монархия, эдакий реликт XVIII столетия и более ранних эпох в веке XXI, что однако парадоксальным образом не вызывает нареканий относительно недемократичности со стороны стран Запада и не мешает Саудовской Аравии быть их союзником. Именно Саудиты по договору с западом обрушили нефтяные цены в середине 1980-х с целью нанести удар по экономике СССР. Причём следует отметить, что это решение, очевидно, не было выгодно населению страны, но персонально династии Саудитов, обретших с этих пор полную поддержку и гарантию безопасности от Запада.
Ещё одной характерной чертой этой монархии является всемерная и всемирная поддержка ваххабизма, как одной из наиболее агрессивных ветвей радикального ислама. Саудовская монархия активнейшим образом финансировала боевиков моджахедов во время нахождения советских войск в Афганистане, поставляла им оружие. Выходцем именно из Саудовской Аравии являлся небезызвестный Усама бен Ладен, и именно Саудиты помогли ему добраться до Афганистана и положить начало группе боевиков, позднее известных как Аль-Каида. Лишь в 1991 году, когда Усама стал слишком много на себя брать, давая советы по государственному управлению и ведению внешней политики, поддержка со стороны династии подошла к концу, а потом его и вовсе выслали из страны и лишили гражданства. Впрочем, есть много оснований полагать, что контакты с его организацией были сохранены в полной мере. И особенно это стало видно во время событий Арабской весны.
Роль Саудовской Аравии в событиях в Сирии огромна. Именно саудиты стали той силой, которая одной из первых признала и всецело поддержала коалицию сирийской оппозиции. Приветствуя формирование Национальной коалиции сил сирийской оппозиции и революции (НКССОР), саудовский министр иностранных дел принц Сауд Аль-Фейсал заявил, выступая на состоявшейся 12 декабря 2012 г. в Маракеше IV встрече Друзей сирийского народа, об официальном признании его страной НКССОР в качестве «законного представителя сирийского народа». Это было не только вербальное заявление, – глава саудовского внешнеполитического ведомства подтвердил сделанный Саудовской Аравией шаг и материально. По его словам, «правительство Служителя Двух Благородных Святынь пожертвовало через Национальную коалицию 100 млн. долларов для того, чтобы смягчить страдания сирийского народа» – лицемерие высшего уровня. Кроме пожертвований поставлялись вооружения, активно направлялись боевики – по данным сирийской армии большинство иностранных наёмников, обнаруживаемых ими на поле боя – именно саудиты. Именно они же сделали всё для объединения разрозненных джихадистских группировок в единую мощную структуру (используя их зависимость от саудовских поставок), которые впоследствии выродились в Исламское Государство. И что самое поразительное, по многим сведениям, они до сих пор поддерживают этих людоедов (в прямом смысле), вандалов, убийц и рабовладельцев, которых осуждает и которым ужасается весь мир, вся цивилизация.
Монархии Залива ни секунды не смущаясь готовы уничтожать хуситов в Йемене, при том, что они активно и успешно борются с Аль-Каидой на Аравийском полуострове (она недавно принесла клятву верности ИГ, став филиалом этой группировки в Йемене). Более того, сама скорость, активнсть, с которой была собрана антийеменская коалиция потрясает на контрасте с той долгой и безуспешной войной, которую вроде бы как ведут против ИГ в Сирии и Ираке. Эта война не только не интересна Саудитам и другим монархам региона – они вообще на самом деле стоят на другой ей стороне! 21 марта стало известно о подрыве двух мечетей в Сане, которые прошли как под копирку. Там появлялся человек в гипсе, его из уважения пропускали на первые ряды, где молились высокопоставленные представители хуситов, и он взрывал себя. В итоге погибло более сотни хуситов. Однако не всем известно, что такой же взрыв должен был прогреметь и в мечети города Саада. Предотвратить его удалось лишь потому, что там смертник немного задержался, а телеканал Аль-Арабия (принадлежащий ОАЭ) передал в эфир информацию не только о взрывах в Сане, но и якобы произошедшем взрыве в Сааде. В эфире дали даже название мечети, поэтому смертника, готовившегося её взорвать, буквально в последние минуты удалось обезвредить!
При этом не остаётся без внимания и Сирия – Саудовская Аравия пытается оказать давление на президента России Владимира Путина, предлагая ему отказаться от поддержки президента Сирии Башара аль-Асада в обмен на сокращение добычи нефти, сообщает The New York Times со ссылкой на саудовских и американских чиновников 3 февраля уже этого, 2015 года. И не беда, что крах Асада неизбежно будет означать триумф боевиков ИГ! Счастье, что России хватило ума отклонить это предложение.
В основе же всего, как и всегда, экономический интерес, причём здесь – личный. Суадовская королевская семья – одна из богатейших финансово-промышленных кланов в мире. Состояние умершего 23 января предыдущего короля Абдаллы ибн Абдул-Ази́за Аль Сау́да по примерным оценкам составляло 18 миллиардов долларов. Состояние воцарившегося наследника – Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда ещё не подсчитано, но сопоставимо. Через Сирию должны были бы пройти нефтепроводы в Европу, Йемен может предоставить морские порты для транспортировки, не связанные с Персидским Заливом, который в критический момент может быть перекрыт Ираном – злейшим врагом саудитов. Нестабильность же повышает нефтяные цены на бирже. Вот та нехитрая подоплёка, которая губит тысячи и тысячи жизней.
Катар. Сходная ситуация и в этой стране – богатой нефтью бывшей британской колонии, получившей независимость в 1971 году, но по-прежнему крайне тесно связанной с Западом. Формально это конституционная монархия (конституция была дарована в 2003 году), реально – не менее абсолютная, чем саудовская. Эмир назначает премьер-министра, членов Совета министров и Консультативного совета. Власть эмира ограничена только рамками шариата. Только в будущем (не оговорено, сколь отдалённом) планируется ввести в Консультативный совет выборных депутатов, политических партий в Катаре нет. Существенная часть крайне небольшого (менее 2-х миллионов человек) населения живёт на средства сырьевой ренты в весьма высоких жизненных стандартах.
Контраст – наёмные работники, преимущественно из стран Юго-Восточной и Южной Азии. 44 иностранных работника умерли в Катаре на строительных площадках чемпионата мира по футболу, который пройдёт в Дохе в 2022 году. Работники столкнулись с крайне тяжёлыми условиями труда и отсутствием элементарных бытовых удобств в лагерях для рабочих. Людям приходится работать при температуре до 50 градусов по Цельсию. При этом рабочих не обеспечивали даже водой. Британский правозащитник Тим Нунан выступил на государственном немецком радио Deutche Welle с заявлением о том, что в Катаре иностранные работники вообще «являются имуществом своих нанимателей». «Катар не имеет собственного трудового законодательства. Нет права на организацию профсоюзов для трудящихся-мигрантов. В стране нет эффективной защиты прав рабочих. Это означает, что более одного миллиона трудовых мигрантов из Непала или Индии, из Африки и Центральной Азии подвергаются ужасной эксплуатации. Мы знаем из официальных источников, из посольств Индии и Непала в Катаре, что, по крайней мере, 400 человек умирают в Катаре от этого каждый год».
Около 84 тысяч женщин – в основном из Южной и Юго-Восточной Азии – трудятся в качестве домашней прислуги в Катаре. Некоторым из них приходится работать «по 100 часов в неделю, без всяких выходных». «По катарским законам, не существует никаких ограничений на продолжительность рабочего времени для домработниц, и им не обязаны предоставлять выходной день. Кроме того, они не могут подать жалобу в министерство труда». Антагонизм классов как он есть! Безжалостная эксплуатация и дешёвая добыча нефти – вот и весь секрет аравийского экономического чуда. И эта страна – вплоть до самого недавнего времени была лидером международного движения Братьев мусульман, совершивших на нашей памяти государственный переворот в Египте (разумеется, на катарские деньги, а основной контингент их поддержки – сельские безработные, голоса которых банально скупают по дешёвке), приютив их лидера генерального секретаря движения Махмуда Хусейна. Впрочем, ничего личного – только бизнес-расчёт: как только Братья мусульмане всё же утратили власть в Египте, как уже 13 сентября утративших свою полезность лидеров и проповедников выдворяют из страны. Точно так же вкладывался Катар в крушение Ливии полковника Каддафи (и даже посылала туда регулярные войска, о чём, спустя время, не стесняясь, сообщил), точно так же поощрялись, снабжались, организовывались террористические группы в Сирии. Кончилось тем, что феноменальная активность и наглость крохотного Катара настолько расшатала ситуацию на Ближнем Востоке, что это стало напрягать даже их американских патронов. 25 июня 2013 года шейх Хамад Бен-Халифа Аль Тани выступил со специальным обращением к народу своей страны. Эмир объявил об отречении от престола и передаче власти своему тридцатитрёхлетнему сыну –наследному принцу шейху Тамиму Бен-Хамаду Аль Тани (по явному настоянию американцев). Однако основы как внутренней, так и внешней политики этой замечательно страны остались прежними.
Почти полную аналогию Катару являют и Объединённые Арабские Эмираты – конфедерация абсолютных монархий, бывших до 1971 британскими колониями, схож и Бахрейн – бывшая колония, абсолютная монархия – всё как под копирку, особенность – на территории королевства размещена главная оперативная база Пятого флота США в Джуффэйре, около столицы Манамы. В 2011 году как часть Арабской весны в Бахрейне начались народные волнения, вот только и итог их, и реакция были нетипичными. 14 марта 2011 года 1000 военнослужащих из Саудовской Аравии и 500 полицейских из ОАЭ прибыли по мосту короля Фахда в Бахрейн. Фактически состоялась интервенция в страну и её оккупация – данные войска остаются там до сих пор. Погибло 84 человека, ранено было около 5400, тысячи – арестованы. Восстание народа против короля подавлено.
Любопытна история Иордании, про которую сэр Уинстон Черчилль сказал, что «придумал эту страну в среду после завтрака» и, вообще говоря, имел на это полное право, но суть – общая для всех.
На территории Аравийского полуострова существуют и господствуют анахронизмы, жестокие и уродливые отголоски прошлого – колониального и абсолютистского. Тираны и слуги тиранов и агрессоров, проводники воли мирового империализма, враги всего арабского, да и не только арабского мира, рабовладельцы, подлинные, никем и никогда не избранные диктаторы. И они начали очередную войну, распространяя пожар боёв всё дальше и глубже. Это – враги и России – очень многим известна та горячая поддержка, которую Саудовская Аравия оказывала Республике Ичкерия, и иным боевикам на Кавказе. Пусть гнев народов обрушится на их головы, пусть раздутое ими пламя пожрёт их самих. Мир хижинам арабских крестьян от Ливии и Сирии до Ирака и Йемена! Война – дворцам!