Политический обозреватель «Правды». Александр Драбкин
2014-08-03 00:37.
Франклин Рузвельт доказал, что президент необходим Соединённым Штатам; Рональд Рейган доказал, что Америка вполне может обходиться без президента; Барак Обама доказал, что для Америки может быть опасен президент.
Глобальная зачистка
Теперь уже невозможно определить, кто из журналистов запустил в прессу хлёсткую фразу об опасности Обамы для Соединённых Штатов. Но она прижилась и стала общим местом в средствах массовой информации.
Антипрезидентский вектор общественного мнения подтверждают и социологические опросы. Влиятельнейшая телекомпания «Эн-Би-Си» и авторитетнейшая газета «Уолл-стрит Джорнэл» посчитали, что более половины населения США считают своего президента «некомпетентным». А аналитики Квиннипэкского университета утверждают, что большинство респондентов назвали Обаму худшим лидером из всех, кто управлял Соединёнными Штатами после Второй мировой войны.
Особенно много недовольных среди анализирующих внешнюю политику нынешнего хозяина Белого дома. Международные дела, как правило, не очень интересуют американцев — таков менталитет нации. Однако многочисленными провалами администрации Обамы сегодня многие недовольны.
И то сказать — рухнула широко разрекламированная, очень дорогостоящая идея создания Большого Ближнего Востока, союзники всячески уклоняются от участия в разнообразных американских военных авантюрах по всему миру, США стремительно теряют глобальное военное преимущество. Народ Америки всё больше осознаёт опасность такого развития событий.
Насущной стала необходимость формулирования некоей новой целеустановки взамен скомпрометировавшей себя идеи «великой мессианской роли США». Стремительно сокращается число тех, кто верит в историческое предназначение Соединённых Штатов — утвердить во всём мире знамя американской демократии.
Альтернатива очевидна — нужно попытаться испугать среднего американца «коварными происками русских», которые будто бы стремятся возродить в новых условиях страшную «коммунистическую империю». В соответствии с этой парадигмой формулируются и конкретные военно-политические задачи. Главная из них — тщательно зачистить глобальное пространство, где красные «раскладывали свой внешнеполитический пасьянс». А конкретнее — изолировать нынешнюю Россию от всех государств, которые в той или иной мере были «втянуты в советскую орбиту» и в которых память об СССР создаёт благоприятные условия для нынешнего «кремлёвского проникновения».
Африканское направление здесь особенно актуально. Вот характерный пример.
Опять туареги?
На прошлой неделе в зыбучих песках на севере Мали погиб алжирский самолёт с большой группой граждан Франции на борту. Версий катастрофы, как всегда, множество. Но выделяется одна: мирный лайнер сбили мятежники-туареги, которые продолжают борьбу с Францией.
В связи со словом «туарег» обывателю на память приходит прежде всего отменный немецкий внедорожник, отличающийся неприхотливостью и прекрасными ходовыми качествами. При внимательном взгляде на карту Африки видится иное: туареги — белые кочевники, обитающие в Ливии, Нигере, Буркина-Фасо, Мали и Алжире. Они — прекрасные воины, искусные в боевой работе и очень выносливые в экстремальных условиях. В Ливии их называли королями пустыни. Полковник Каддафи лично отбирал туарегов для элитных подразделений своих вооружённых сил (в том числе и на офицерские должности). Они всегда были верны присяге и абсолютно надёжны.
Когда американский спецназ, загримированный под разъярённую толпу ливийцев, растерзал Каддафи, туареги ушли в Сахару. Для своей кочевой жизни они прихватили самое необходимое — современное оружие, в том числе и противовоздушное. Поговаривают, что именно оно было использовано для недавнего уничтожения алжирского самолёта, перевозившего французов.
На севере Мали бывшие бойцы Каддафи создали «независимое государство Азават». Считается, что они действовали в этой стране совместно с «Аль-Каидой». Но потом пути туарегов и мусульманских фанатиков разошлись: «Аль-Каида» ориентировалась на всемирную исламскую революцию, а туареги собирались строить своё независимое государство.
Как бы то ни было, об Азавате заговорили в мире. Американцы обеспокоились: Ливию они считали (справедливо или нет — разговор особый) просоветской страной. Каддафи действительно дружил с «красной» Москвой, СССР помогал полковнику строить Джамахирию. Не без советского участия она стала высокоразвитым светским государством с мощной армией и состоятельным, образованным населением (многие ливийские специалисты получили образование в Советском Союзе).
Озаботившись Азаватом, Вашингтон счёл нецелесообразным отправлять собственные войска на новую африканскую войну — подавлять туарегов. Грязную колониальную бойню развязали французы. Операция получила название «Серваль» — по имени дикой кошки, знаменитой своими стремительными бросками. Новый колониальный поход поддержали небольшими военными контингентами некоторые африканские страны — Чад, Нигер, Бенин, Сенегал, Буркина-Фасо, Того, Гвинея и Гана. Российское руководство направило в регион свою военно-транспортную авиацию, которая обеспечила переброску французских войск и вооружений к местам боевых действий.
Западная пресса создала пропагандистское прикрытие смертельных прыжков «Сервали»: аналитики охотно рассуждали о борьбе с терроризмом, об ударах по исламским фанатикам и о прочих привлекательных для либерального общественного мнения прелестных материях. Однако, когда французские солдаты, правительственные войска Мали и их африканских союзников вошли в оставленные повстанцами северные города страны, колониализм проявил себя во всей изначальной красе. Грабежи, пытки и убийства местных жителей, заподозренных в сочувствии туарегам, разрушение памятников культуры напомнили миру, кто есть кто. Классические черты колониальной экспедиции были дополнены сообщениями прессы об активизации разработок залежей урана вблизи границы с Мали, на территории Нигера. Урановая руда — ценнейшее сырьё. И чтобы захватить её месторождения, колонизаторы готовы развязать войну в Африке. И не только против Азавата.
А что же туареги? Они снова скрылись в своей родной пустыне. Поговаривают, будто не без их участия антиколониальные операции были перенесены на территорию Ливии. Ныне эта некогда спокойная и богатая страна погружена в бездну кровавых междоусобиц. Навряд ли случайно жертвой всеобщей свары стал посол США в Ливии. Он был убит в том самом городе Бенгази, где «тихие американцы» формировали «повстанческие отряды», разрушившие прежнее ливийское благополучие. На прошлой неделе из Триполи эвакуирован персонал американского посольства.
О нынешней Ливии пишут много разного. Кто-то утверждает, что там правят бал исламские фанатики. Кто-то рассуждает о кровавой резне племён. Часто вспоминают туарегов — носителей духа полковника Каддафи. Реальную картину происходящего нарисовать, похоже, невозможно — слишком горячи противоречия участников гражданской войны. Но одно очевидно — эта страна стала очень неподходящим местом для вдохновляемых американцами колониальных операций: там все с оружием. Все амбициозны и ненадёжны. И ещё: в Ливии всё чаще добрым словом вспоминают стабильность и покой, которые обеспечивал полковник Каддафи в союзе со своими московскими друзьями. Это внушает надежду.
Халифат
Влиятельный американский журнал «Тайм» недавно посвятил свою первую обложку сенсационному сообщению: «Конец Ирака». Издания такого калибра пустяками не занимаются — похоже, ситуация в Багдаде действительно серьёзная.
Американцы изрядно наследили в Ираке. Они разрушили иракскую армию — одну из лучших на Ближнем Востоке. Эта армия была любимым детищем президента Саддама Хусейна, который охотно и абсолютно беспринципно использовал военных то для войны с Ираном (вместе с Америкой), то для подавления внутренних волнений в собственной стране. Разогнав саддамовских солдат, Соединённые Штаты, вложившие в новую иракскую армию миллиарды долларов, так и не смогли создать боеспособные вооружённые силы. Как только появилась реальная опасность — бойцы Исламского халифата, — вскормленное Вашингтоном багдадское воинство рассыпалось практически до нуля.
Стремительно ворвавшееся в мировую политику, будто ниоткуда, появилось Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Оно утвердилось на части территории Ирака и Сирии во всеоружии невиданной мощи — у него безграничные финансовые возможности дискуссионного происхождения, прекрасно вооружённые и отменно управляемые боевые части с собственной авиацией, артиллерией и танками. Эксперты утверждают, что есть даже «грязная» атомная бомба. В армии ИГИЛ воюют бойцы из 80 стран мира, но нет партизанской анархии. Бойцы ИГИЛ провозгласили Исламский халифат, обещают расширить его границы до Испании (включая Андалусию). Любопытно, что речь идёт «не о захвате новой территории», а восстановлении «исторической справедливости» — арабы создали в Северной Африке и на Пиренейском полуострове мощное высокоразвитое огромное средневековое государство. Отзвуки этой цивилизации до сих пор слышатся в культуре южной Европы. По сообщениям палестинских источников, халифат активно поддерживают жители сектора Газа. Аналогичные сигналы поступают из Иордании, некоторые эксперты считают, что под угрозой находится само существование Хашимитского королевства.
Аналитики отмечают серьёзную идеологическую базу халифата. Бойцы ИГИЛ разыскали и казнили иракского судью, который вынес смертный приговор Саддаму Хусейну. Наблюдатели отмечают активизацию членов правящей во времена Хусейна Партии арабского социалистического возрождения (БААС). 11 лет назад высшее партийное руководство и высший иракский генералитет предали своего лидера — тому есть множество подтверждений. Рядовое же офицерство осталось верным присяге. Сегодня оно сражается в боевых частях халифата. Многие из этих людей получили военное образование в СССР (России) и не намерены отказываться от своего прошлого.
С расширением границ халифата изменилось и название этого непризнанного государства. Его глава Абу Бакр аль-Багдади оповестил мир, что отныне страна именуется просто Исламское государство. Оно защищает всех мусульман.
События в Ливии и Ираке демонстрируют новое измерение многолетней антиколониальной войны. В современном мире она объединяет отнюдь не ангелов, но очень разных политических и религиозных деятелей. Соединённые Штаты, очевидно, не способны найти с ними взаимопонимание.
Было бы ошибкой идеализировать тех, кто ныне под различными флагами сражается против мирового колониализма, возглавляемого США. Но ситуация реальна. И с ней нужно считаться. В Советском Союзе опыт взаимодействия с различными течениями антиколониализма был — о нём сейчас тепло вспоминают не только в Ливии и Ираке, но и во многих других странах мира. Глобальная антиколониальная революция 60—70-х годов прошлого века открыла новую жизнь миллионам жителей десятков угнетённых ранее стран. Советский Союз помогал им строить и защищать эту новую жизнь. Сегодняшняя Америка, самовольно присвоившая себе роль мирового лидера и учителя человечества, признаёт лишь один глобальный фактор — силу. А нынешний президент США Барак Обама бескомпромиссно проводит курс на всевластие Вашингтона.
Но это очень опасный курс — опасный прежде всего для самой Америки. Людей, глотнувших воздух свободы, нельзя снова загнать в колониальное рабство. Они почувствовали и осознали свою силу. Любая попытка повернуть колесо истории вспять обрекает человечество на страдание и кровь, большую кровь.