По материалам «Свободная Пресса»
2015-03-09 15:09.
Наступила весна, грачи ещё не прилетели, но солнышко уже начинает пригревать. А значит, скоро, совсем скоро уже конец учебного года и, следовательно, процедура сдачи ЕГЭ, которая в очередной раз предстоит выпускникам средних общеобразовательных учреждений и которая будет, вполне возможно, сопровождаться очередными скандалами.
Но оставим за скобками корректность тестовой формы госэкзамена, тем более что некоторые шаги, в частности, с обязательным написанием сочинения, по её совершенствованию принимаются. Так или иначе, сдавать ЕГЭ многим сотням тысяч юношей и девушек придётся, а значит, и готовиться к ним тоже. Причём с каждым днём напряжение будет только возрастать, страх усиливаться, на чём всегда готовы сыграть «торговцы знаниями» – различные структуры коммерческого образования, от кустарей-репетиторов до многочисленных курсов. Все они сейчас наперебой будут завлекать испуганных подростков, уговаривая их родителей срочно вкладывать, несмотря на кризис, денежки в подготовку к ЕГЭ. Опираться при этом будут на кучу мифов о выгодах платных моделей получения знаний. Чего на самом деле стоят эти сказки, причём не только применительно к школьным предметам, – мы и поговорим в этой статье.
Миф №1 – коммерческое образование лучше бесплатного
Трудно понять, на чём зиждется эта легенда, если учесть, что чаще всего и на курсах, и в качестве репетиторов выступают преподаватели школ и вузов, т.е. представители той самой бесплатной системы, альтернативой которой вроде как призвано стать коммерческое образование. Можно, конечно, допустить, что какие-то преподаватели за отдельную плату способны научить чему-то ещё, помимо того, что преподают без таковой. Ну, или как-то иначе, более подробно, в состоянии преподнести материал. Но, скорее всего, речь будет идти просто о дополнительном образовании. Каковым платные системы обучения всегда были и, очень хочется надеяться, останутся в нашей стране, несмотря на все попытки коммерциализации средней и высшей школы. Будем верить, что сохранится незыблемым краеугольный принцип, который предложил ещё Конфуций: «Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду».
Введение всеобщего бесплатного образования не случайно называют одним из главных завоеваний социализма. При нём стирается имущественный ценз для детей из различных слоёв общества. Среднее и высшее образование могут получать не только представители элиты, но и малоимущие.
Конечно, во все времена положение высокопоставленных родителей давало преимущества их детям при поступлении в престижные учебные заведения, но всё равно шансы на поступление в них у бедняков и середняков тоже со времён установления Советской власти были. И сейчас, пусть и с оговорками, сохраняются и, хочется верить, будут всегда.
Если же якобы более эффективный коммерческий подход возобладает и людей приучат, что за хорошее образование надо платить, то тогда со справедливостью в этой сфере можно будет попрощаться. Вот только общество потеряет не только эфемерное, может быть, для кого-то равенство, но и здоровую конкуренцию, за которую рыночники вроде бы ратуют. В зависимости от степени коммерциализации уделом элиты могут стать отдельные «беловоротничковые» профессии или вообще все высокоинтеллектуальные специальности.
Миф №2 – чем дороже образование, тем оно эффективнее
Появление этой легенды понятно, ведь желание получить денежки у торговцев знаниями уступает только их же желанию получить ещё больше. Собственно, подход тут простой – если можно содрать с желающего приобрести те или иные, как модно сейчас говорить, компетенции, побольше, то почему бы это не сделать? Чаще всего такая возможность у продавцов навыков появляется как раз перед сдачей ЕГЭ за счёт школьников, но в кризисные времена, когда многие могут лишиться рабочего места, и за счёт гораздо более взрослых учащихся. Потеряв работу, человек невольно готов схватиться за любую соломинку, а уж если она выглядит золотой, то и подавно.
Но не всё то золото, что блестит. Далеко не факт, что, находясь в трудном положении, человек верно оценит, что ему сейчас прежде всего требуется, какие знания реально пригодятся, а какие вряд ли. Ну и самое главное, трудно в спешке понять, стоит ли овчинка выделки – оправдает ли то немногое, что можно узнать за неделю-другую занятий, тех средств, которые за них запрашивают. Это не всегда возможно даже в спокойной ситуации.
То же самое применительно к ЕГЭ – страх перед ним сына или дочери заставляет родителей искать средства, чтобы себя и ребёнка как-то психологически успокоить. И тут предложение коммерческого образования кажется очень заманчивым – одним махом поправить то, что было упущено за годы средней школы по причине болезни, переездов родителей, но чаще всего собственного разгильдяйства. Ну а если заплатить побольше за более дорогие курсы, то всё будет наверняка хорошо.
Но здесь нельзя гнаться за пустыми обещаниями. Решение надо принимать, исходя из реальных материальных возможностей. Далеко не факт, что более дорогое предложение лучше, а более дешёвое хуже. Это тоже рынок – одни репетиторы и курсы несколько завышают свои расценки, другие – занижают. Причины могут быть вовсе не в качестве предлагаемой подготовки, а в многообразии каких-то дополнительных опций, типа удобного расписания, которые принципиального значения могут и не иметь.
Миф № 3 – сертификаты и свидетельства об образовании имеют существенный вес в глазах работодателей
Мы буквально с молоком матери впитываем известную формулу: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек». Знают о ней и продавцы знаний и поэтому всё время предлагают какой-нибудь документ, который свидетельствовал бы о глубине и широте знаний, приобретённых по дешёвке или втридорога их клиентами.
Ведь если для школьников главная приманка – успешная сдача ЕГЭ, то для взрослой аудитории такой наживкой является удачное трудоустройство. Ну и, конечно, это игра на тщеславии – приятно чувствовать себя сертифицированным специалистом хотя бы даже в области приготовления кислых щей. Ну, или, по крайне мере, обладателем красивого свидетельства об этом.
Но вот в какой степени та или иная бумага окажется плюсом в резюме – большой вопрос. Всё-таки в графе «Образование» работодатели обращают внимание на наличие диплома о высшем и где, в каком учебном заведении он был получен. И тут самые обычные, классические вузы как-то смотрятся привлекательнее, чем многие коммерческие с красивыми, но малопонятными названиями. Согласитесь, что МГУ, МПГУ, МГИМО или МФТИ уже сами за себя говорят и за обладателя их корочки, а вот какая-нибудь академия околовсяческих наук как-то не очень. Понятно, что всё относительно – что из хорошего вуза может выйти не самый лучший специалист, а из малоизвестного – настоящий профи, но ведь речь-то идёт о восприятии при приёме на работу. В этом случае доктор кукольных наук Карабас-Барабас, каким бы злодеем он ни был, оказывается в резюме куда более привлекательным кандидатом на должность директора театра марионеток по сравнению с добродушным Буратино с незаконченным азбучным за пять золотых. Но понятно, что продавцы последней формы обучения пытаются уверить в обратном.
Поэтому, выбирая учебное заведение, поинтересуйтесь, сколько его собственных выпускников работают в нём самом. Если тут готовят настоящих профессионалов, то уж для себя их точно попридержат. Вы поймёте, как они сами оценивают собственное свидетельство вольно или невольно.
Кстати, о документах об обучении. В последнее время модно у элиты стало получать образование, особенно менеджерского профиля, за рубежом, прежде всего, в США. Но и там есть разница между известными университетами и небольшими и тоже коммерческими заведениями. Так что наличие звёздно-полосатой бумажки ещё не доказательство профессионализма.
Миф №4 – курсы эффективнее частного репетитора
Они действительно лучше, если найти хорошего преподавателя нет возможности по той или иной причине. Понятно, что в удалённых от центра регионах, маленьких городках трудно нанять учителя топ-класса или, тем более, вузовского наставника, хотя далеко не факт, что невозможно. Тут ничего не остаётся, как идти на курсы, хотя и до них, может быть, придётся добираться.
Если же через знакомых или ещё как-то выйти на опытного преподавателя вы можете, то это оптимальный вариант. Во-первых, потому что вы сами, собственно, и выбираете для своего сына или дочери (а может быть, если речь идёт о каких-то профессиональных навыках, и для себя). На курсах же это делает их руководство, понятно, из того круга, который готов стать наёмным тружеником, а не вести собственные уроки. Как правило, опытные репетиторы работают не один год, и им нет нужды опираться на авторитет какой-либо организации при поиске учащихся – у них уже имеется круг постоянных, так сказать, клиентов, когда бывшие ученики приводят новых.
Второе преимущество частных уроков – в их индивидуальности. Даже если занятие идёт в маленькой группе, у частного репетитора достаточно времени для того, чтобы изучить трудности каждого подопечного и найти к нему оптимальный подход, чтобы занятия были максимально эффективными. Именно индивидуального подхода порой не хватает традиционному бесплатному образованию – в больших классах, а тем более в громадных студенческих аудиториях преподавателю нереально практически вникнуть в сложности каждого конкретного учащегося. Многое в итоге последний должен делать абсолютно самостоятельно. То же самое и на коммерческих курсах, только там за эту самостоятельность ещё нужно будет заплатить, как и репетитору. Только последний – это реальный помощник, который оказывает содействие в освоении тех или иных знаний и навыков. Он всегда подскажет и что-то порекомендует. Его профессиональный авторитет тому порукой.
Миф №5 – удалённое обучение может вполне составить конкуренцию очной форме
На какие только хитрости не идут торгующие компетенциями, чтобы залезть в карманы жаждущих сдать ЕГЭ или благополучно трудоустроиться. В наш век широкополосного доступа в Интернет для завлечения чаще всего используются технические приманки, в частности, позволяющие что-то такое преподать издалека посредством видеоконференцсвязи. Названо это высокотехнологичное преподавательское, так сказать, ноу-хау «вебинарами».
Но так же, как реальному общению людей не может составить конкуренцию взаимодействие между ними посредством компьютерных программ и встроенных в ноутбук видеокамер, так и удалённые уроки далеки пока от настоящих занятий. Формально, если связь не барахлит, удалённый учащийся получает ровно ту же информацию, что и находящийся в аудитории. И он так же может задавать вопросы, как если бы в этот момент сидел перед преподавателем. Но на деле такой подопечный лишён возможности в должной мере взаимодействовать с другими слушателями. Если ещё и сознательность у него не на высоте, то может просто уйти от компьютера или отвлечься, играя в компьютерную игру. Ну и, наконец, не всегда можно получить оперативно оценку и резюме от преподавателя по выполняемым упражнениям. Практически полностью лишены мониторные ученики возможности участвовать в тренингах с отработкой каких-то реальных ситуаций при освоении профессиональных навыков.
Собственно, чаще всего вебинарщик видит только изображение электронной доски в виде презентации и слышит комментарии. Должного эффекта вовлечённости в учебный процесс это никак дать не может.
Выручить вебинар может только в том случае, если очная форма обучения по какой-то причине недоступна – из-за состояния здоровья или удалённости места проживания от учебного заведения. Да и то если число участников будет невелико. Во всех остальных случаях, следуя старой, как мир, поговорке: лучше один раз увидеть преподавателя, чем сто раз услышать его голос. Ну и уж тем более преподавателю желательно видеть реального ученика, а не аватарку или в лучшем случае фото. Технически, конечно, возможен и режим обратной видеосвязи. Но он не всех устраивает – нужно выглядеть хорошо и подходящее место для расположения веб-камеры выбрать.
Учиться, учиться и ещё раз учиться с толком
Знания, в отличие от денег, действительно не пахнут. Неважно, как человек их получил – бесплатно или за некоторое количество рублей; главное, чтобы они были качественными и пригодились ему в жизни. Автор настоящего материала отнюдь не считает, что коммерческое образование, тем более при подготовке к ответственному единому госэкзамену, не имеет права на существование. В крайнем случае, воспользоваться услугами репетитора либо курсов, обычных или веб, не зазорно. Но если есть возможность обойтись без платного обучения, то зачем к нему прибегать, особенно в кризис, когда если не каждая копейка, то каждый рубль на счету? В любом случае нельзя попасться на удочку тех, кто обещает практически «райские кущи» за короткий срок и за сравнительно небольшие денежки, а тем более за денежки сравнительно внушительные. Как и во всём на свете, в образовании важен баланс цены и качества.