Меню Закрыть

О.Н. Смолин: Действующий закон «Об образовании» – это шаг по порочному пути бюрократизации образования

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
2014-09-17 13:55 (обновление: 2014-09-17 15:43).

17 сентября на пленарном заседании ГД от имени фракции КПРФ выступил депутат О.Н. Смолин.




– Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич, как известно, сентябрь это начало не только политического года, но и года учебного. И все мы поздравляли школьников и студентов с большим, действительно, праздником, действительно общенародным, Днём знаний.

Кстати, ровно три года тому назад на Конгрессе российского образовательного сообщества нами был представлен проект альтернативного закона о народном образовании, однако Госдума, как известно, приняла другой закон, и когда он принимался, мы предупреждали, что вреда от него будет намного больше, чем пользы.

И действительно, как только новый закон вступил в силу, Госдума вынуждена была заняться его исправлением. Слава Богу, кое-что исправили.

Во-первых, исправляя ошибку, Дума приняла федеральный закон о возвращении льгот детям-сиротам при поступлении в вузы, правда только на три года. Убеждён, за это время нужного числа подготовительных отделений создано не будет, и закон придётся продлевать.

Во-вторых, исправляя другую ошибку, мы приняли Федеральный закон № 182 «Об ограничении платы за студенческие общежития».

Напомню, в законе «Об образовании», который, в том числе, с этой трибуны подавался как великий прорыв, ограничений платы за общежитие практически не было.

У меня на руках находится письмо из одного московского творческого вуза, где плата за общежитие поднялась в 20 раз (!). Новый федеральный закон № 182 этого не позволит.

Но и здесь, коллеги, не всё в порядке.

В настоящее время плата за общежитие составляет в среднем около 400 рублей. По сравнению с нормами прежнего закона, которые огласили 5 процентов от расчётной стипендии, она поднялась примерно в шесть раз. Но это благодаря методическим рекомендациям Минобрнауки, согласно которым студент платит примерно половину от всех расходов на общежитие.

Однако теперь по настоянию Минфина правительство предлагает сохранить коэффициент 0,5 по отоплению, ввести 0,9 по электроснабжению и не устанавливать никаких ограничений по водо- и газоснабжению. Легко понять, плата за общежитие поднимется, как минимум, ещё в два раза.

А теперь о нескольких ошибках законодателя, которые ещё только предстоит исправлять.

Первое. Накануне нового учебного года родители получили очередной подарок платную «продлёнку».

Вчера здесь об этом говорили, говорили правду, но не всю. А вся правда заключается в том, что согласно статье 66 закона «Об образовании» группы продлённого дня и школы-интернаты относятся к так называемому присмотру и уходу.

Дальше больше. Та же статья позволяет школам с разрешения учредителя вводить плату за присмотр в «продлёнках» и интернатах и устанавливать размеры этой платы. Да, не заставляет, но позволяет.

Между тем по экспертным оценкам долги регионов российских с 1,3 триллиона рублей увеличились до 1,7 триллиона рублей. И все они ищут, чем заткнуть финансовые дыры.

Вот где корень зла, коллеги.

Министр образования и науки заявил, что «продлёнка» должна оставаться платной. Но разве, призывая нас принимать закон, правительство не понимало последствий? Но дело ведь не только в правительстве. А о чём думало большинство Государственной Думы? Можно и нужно критиковать министров, но гораздо важнее отказывать правительству в принятии плохих законов, к чему я вас и призываю.

Второе. В законе «Об образовании» отсутствуют коррекционные школы и детские сады как особый тип образовательных организаций.

Когда принимался закон, мы предупреждали, что это приведёт к их массовому закрытию. К сожалению, прогноз подтвердился. Начиная с 2000 года, каждый год закрывалось примерно 13 школ и детских садов, после, с 2010 года по 24, процесс ускорился в два раза, на это, кстати, обратили внимание две влиятельные женщины Валентина Матвиенко и Людмила Швецова.

Коллеги, нужно исправлять ситуацию и как можно быстрее, иначе качество образования резко упадёт.

Третье. Как я уже не раз говорил, Федеральный закон «Об образовании» содержит ещё одну мину замедленного действия: повышение платы за так называемый присмотр-уход в детских садах. Закон отменил прежнее положение, согласно которому эта плата не должна была превышать для обычных семей 20 процентов, а для многодетных семей 10 процентов реальной цены, тем самым стало возможно повысить плату в пять раз. Пока процесс развивается сравнительно медленно, но если ничего не будем делать, мы обязательно получим ещё одну острую проблему.

Четвёртое. И, наконец, о главном. Закон «Об образовании» это крупный шаг по ложному, чтобы не сказать порочному пути бюрократизации нашего образования.

Напомню, в Законе «Об образовании» 1992 года содержалось 34 отсылочных нормы. В новом законе их 184. Коллеги из Минобрнауки сначала обещали 5060 подзаконных актов, теперь предлагается принять более 100, даже специалисты не успевают всё это читать, а нормальные люди далеко не всё из этого понимают.

Дмитрий Медведев как-то справедливо заметил, что не все человеческие отношения должны регулироваться законом, но ведь законодатель как раз в области образования идёт по другому пути.

Посмотрите, например, нормативный акт «О привлечении учеников к дисциплинарной ответственности». Он списан с Трудового кодекса. Объяснительные записки, конфликтные комиссии, определённые сроки обжалования и так далее, и тому подобное, и прочее, пока дойдёт до дела, ученик и учитель забудут, в чём это дело состояло.

Если бы Константин Ушинский, Антон Макаренко или Василий Сухомлинский так воспитывали детей, они бы наверняка потерпели полный провал.

Убеждён: образовательные отношения, как говорят философы, отношения субъект-субъектные, они существуют там, где личность действует на личность, там, где оказывают услуги, где функция взаимодействует с функцией, возможна дрессировка, отчасти даже обучение, но только не образование.

Между тем, председатель общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург любит повторять: «Школа всё больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами».

Мой друг, директор школы, утверждает, что по сравнению с советскими временами бумагооборот у них вырос на два порядка, примерно в сто раз. Наконец, здесь, в здании Госдумы, на наших слушаниях директор школы из Краснодара сформулировал принцип современной образовательной политики: дети, уйдите из школы, не мешайте реализовать национальный проект «Образование».

Увы, недавно Государственная Дума приняла очередной закон о так называемой независимой оценке качества услуг в социальной сфере, включая образование. Закон предусматривает ещё одну, причём очень бюрократическую процедуру, и при этом исключает из процесса общественные организации, которые действительно таким контролем занимались и должны заниматься.

В итоге теперь школам, вузам предстоит лицензирование, аккредитация, процедура контроля, ежегодный мониторинг, общественная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, проверки Рособрнадзора, Роспожнадзора, прокуратуры и так далее и тому подобное и прочее. Учебные заведения ждёт ещё так называемая независимая оценка качества образовательных услуг.

Коллеги, когда-то была такая грустная шутка: полстраны сидит, а полстраны её охраняет. Теперь впору другая: полстраны работает, а полстраны её контролирует, и вторая половина явно скоро станет больше первой.

Призываю депутатов независимо от фракционной принадлежности объединить усилия и сделать следующие шаги по тем проблемам, которые мною названы.

Первое. Продлить действие закона о льготах для детей-сирот как минимум до 2020 года, а лучше сделать закон бессрочным.

Второе. Ввести в федеральный закон прямые ограничения на дальнейший рост платы за студенческие общежития.

Третье. Подготовить и принять закон о бесплатных группах продлённого дня и бесплатных школах-интернатах.

Четвёртое. Внести изменения в федеральный закон об образовании в защиту прав инвалидов и других детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе предусмотреть право родителей выбирать между коррекционными и инклюзивными школами и детскими садами.

Пятое. Ускорить рассмотрение нашего законопроекта о возвращении ограничений на оплату родителями присмотра и ухода в детских садах.

Шестое. На межфракционной основе создать специальную рабочую группу по проблемам дебюрократизации образования и шаг за шагом исправлять в этом направлении образовательное и смежное законодательство.

Когда-то, повторяя древнее Евангелие, наш классик Иван Тургенев сказал: «Ученье не только свет, но и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание».

Уважаемые коллеги, наши законы должны не множить бюрократическую анархию, но нести гражданам страны больше света и больше свободы. Спасибо. (Аплодисменты.)

Поделиться:
Приемная КПРФ. Оставьте сообщение.