«Свободная Пресса»
2015-10-24 01:23.
Госсекретарь США Джон Керри, и ряд высших американских чиновников, требуют от президента Барака Обамы принятия более решительных мер в Сирии. В том числе – установления бесполётной зоны. Об этом в четверг, 22 октября, сообщила The New York Times.
По данным издания, 18 октября в Белом доме прошло совещание по сирийскому вопросу, в ходе которого оппоненты Обамы продолжили давить на администрацию по вопросу «использования авиации для защиты сирийцев от обстрелов».
Издание подчёркивает, что американский президент скептически относится к идее бесполётной зоны. Против выступает и глава Пентагона Эштон Картер. В частности, в ходе совещания Картер подчеркнул, что Вашингтону для этих целей придётся значительно увеличить количество авиатехники и персонала.
Вместе с тем, на встрече в Белом доме обсуждалась возможность установления безопасных зон для гражданского населения на границах Сирии с Турцией и Иорданией. Чиновники предлагали различные варианты, начиная от безопасных зон исключительно для гуманитарной помощи, до безопасных зон для сирийской оппозиции, поддерживаемой США.
Сам Барак Обама на совещании не присутствовал, его проводила советник президента США по вопросам национальной безопасности Сьюзан Райс. Никакого решения по итогам встречи принято не было, но сторонники Обамы остались «обескураженными», отмечает The New York Times.
Напомним: что такое бесполётная зона, США и их союзники наглядно продемонстрировали в Ливии в 2011 году. Тогдашний министр обороны США Роберт Гейтс так объяснял смысл этой меры: «Создание зоны начинается с уничтожения ПВО противника – после этого можно не волноваться, что наши ребята будут сбиты. Но всё именно так начинается».
Чтобы воплотить этот план в жизнь, ВМС США направили к берегам Ливии авианосец «Энтерпрайз», а ВМС Франции – авианосец «Шарль де Голль». Правда, как утверждает специалист по вопросам национальной безопасности США Дэйв Маджумдар, решающую роль в разгроме ливийской ПВО сыграли не плавучие аэродромы ВМС, а подводный ракетоносец «Флорида» (SSGN-728). Он произвёл пуск примерно 90 крылатых ракет «Томагавк», которые практически полностью уничтожили противовоздушную оборону войск Муаммара Каддафи.
Видимо, подобные действия понадобятся и в том случае, если США пойдут на установление бесполётной зоны в Сирии. Правда, останется нерешённым вопрос, как должны вести себя американские пилоты, если российские самолёты откажутся соблюдать установленные США границы, и будут входить в бесполётную зону. По сути, в этом случае Москва и Вашингтон окажутся на грани вооружённого столкновения с далеко идущими последствиями.
Ранее Россия выступила против установления бесполётной зоны в Сирии. Как заявлял спецпредставитель российского президента по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель главы МИД РФ Михаил Богданов, предложение о бесполётной зоне «не основано на уставе ООН и международном праве».
Пойдёт ли Обама на введение бесполётной зоны в Сирии?
– Начало российской операции в Сирии как раз связано с тем, что США были в сантиметре от того, чтобы ввести бесполётную зону над Сирией, а затем уничтожить режим Башара Асада, – считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – Москва просто предвосхитила события – опередила США и НАТО. И теперь, в нынешней ситуации, бесполётная зона может быть установлена только при прямом договоре между США с Россией.
«СП»: – В чём суть такого договора?
– Поделить воздушное пространство Сирии, и разграничить военные действия на российской зоне и зоне НАТО. Например, договориться, что российские пилоты бомбят цели только на территории до Ракки и восточнее Ракки.
Но надо понимать: чтобы пойти на такие договорённости, РФ, США и НАТО должны определиться с единым противником. А единого противника сейчас нет. Американцы, напомню, настаивают на том, чтобы разделять воюющих против сирийской армии на боевиков «Исламского государства» * и умеренную оппозицию. По отношению к ИГИЛ у нас с американцами расхождений нет. Но Вашингтон упорно записывает в умеренную оппозицию, например, боевиков «Джебхат ан-Нусра» **, которых Москва и Дамаск считают террористами.
И пока США пытаются сортировать террористов на «плохих» и «хороших», воздушное пространство поделить невозможно.
«СП»: – Если бы мы не начали сирийскую кампанию, а США ввели бесполётную зону, как бы это выглядело?
– Думаю, американцы в Сирии действовали бы по ливийскому сценарию. США и их союзники запретили бы сирийской авиации летать в своём собственном небе, и массированными авиаударами уничтожили бы сирийскую ПВО.
Надо сказать, ПВО Сирии неплохо оснащены даже сегодня, когда несколько радарных станций и баз раннего предупреждения захвачены террористами. До войны же в систему ПВО входили 22 базы раннего предупреждения, 130 ракетных зенитных батарей, 4 тысячи зенитных орудий и несколько тысяч ПЗРК. Это позволило создать систему густой противовоздушной обороны вокруг основных экономических центров, на границе с Израилем, в прибрежной полосе.
Всё это американцы бы уничтожили авиацией и «Томагавками», а попутно «раскатали» бы сирийские базы, чтобы облегчить оппозиции захват власти в Дамаске. Конечно, в этом случае в операции участвовал бы американский флот, да и французы, надо думать, подогнали бы свой единственный авианосец «Шарль де Голль».
Думаю, американцы, плюс к тому, послали бы в Сирию спецназ, чтобы координировать наземные атаки.
Особая роль в случае закрытия сирийского воздушного пространства была бы отведена Турции. Даже если бы Анкара не предоставила контингент для участия в наземной операции, она бы с радостью взяла на себя нанесение массированных авиаударов по объектам сирийской армии.
«СП»: – Если вводить бесполётную зону бессмысленно, зачем в Белом доме проводят совещания на эту тему?
– На администрацию Обамы сейчас давят Турция и Саудовская Аравия – введение бесполётной зоны, прежде всего, в их интересах. Этот шаг мог бы защитить те группировки террористов в Сирии, которые эти две страны спонсируют.
Но главное – в Вашингтоне, Брюсселе, Анкаре и Эр-Рияде продолжают надеяться, что Россия в Сирии ненадолго. Думаю, если мы начнём сворачивать сирийскую операцию, США тут же бесполётную зону введут. Без проволочек и раздумий.
Однако президент Владимир Путин дал понять, что мы будем присутствовать в Сирии до тех пор, пока наступает сирийская армия. А как долго она будет наступать – вопрос открытый. Сегодня ясно, что о блиц-криге и речи нет. В основном, в Сирии идут позиционные бои, а крупные города – Алеппо, Хомс, Хама – до сих пор не зачищены от радикальных боевиков.
Скажем, в Алеппо, пока сирийские войска при поддержке российской авиации наступают на южные окраины, боевики «Исламского государства» овладевают новыми территориями к северу. В итоге, на улицах разделённого города ежедневно идут бои, и конца им не видно.
Но так уж устроена военная машина США, что она всегда разрабатывает и «план А», и «план Б». Именно об этом идёт речь в сообщении The New York Times. В Вашингтоне пытаются выстроить схему, как реагировать на действия России в Сирии, и спрогнозировать собственные действия на ближайшую перспективу. И острые дискуссии в Белом доме по сирийскому вопросу говорят об одном – Барак Обама не очень хорошо понимает, что в этой ситуации делать…
– Если ввести бесполётную зону, и запретить всем военным самолётам летать над Сирией, непонятно, кто будет наносить удары по позициям «Исламского государства», – отмечает научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. – А главное, непонятно, как эта зона будет обеспечена.
Думаю, есть два объяснения, почему в Белом доме обсуждается «бесполётный» вопрос. Первый вариант – американская дипломатия хочет продемонстрировать, что она не сидит сложа руки – прежде всего, сирийской оппозиции. Продемонстрировать, что она пытается даже в нынешней ситуации защитить умеренных суннитов. Второй вариант – США намеренно создают предпосылки для локального столкновения с Россией в небе над Сирией. Если принять логику второго варианта – Вашингтон действует вполне последовательно и правильно.
«СП»: – Как мог бы выглядеть второй вариант в развитии?
– Допустим, американцы вводят бесполётную зону, и заявляют, что полёты российской военной авиации в Сирии запрещены. Мы на этот запрет не реагируем – и происходит боевое столкновение наших самолётов. Либо американцы могут поставить умеренным суннитам современные комплексы ПВО, и таким опосредованным способом проверить нашу авиацию «на прочность».
«СП»: – В этом случае мы будем адекватно отвечать?
– Конечно. Разве у нас будет другой выбор? По-моему, нет.
«СП»: – Что сдерживает Вашингтон от такого сценария?
– Прежде всего, наличие ИГИЛ. И введение бесполётной зоны, и поставка комплексов ПВО будет означать: США открыто поддерживают террористическое «Исламское государство» и фактически являются его союзником. Вашингтон на это пойти не может.
На мой взгляд, США всерьёз рассматривали возможность свержения режима Асада по сценарию Ливии – с привлечением авианосцев и ударов «Томагавками» – до августа 2013 года. Сейчас – уже не рассматривают.
«СП»: – Почему?
– В 2013 году для американцев изменилась ситуация, причём в нескольких направлениях. Во-первых, США в сирийской операции отказался помогать ключевой союзник – Великобритания. Между тем, Вашингтон очень рассчитывал на британскую пехоту для обеспечения наземного наступления. Во-вторых, в Сирии начало воевать «Исламское государство», что лишило Штаты возможности открыто выступать против Башара Асада. Наконец, в-третьих, ситуация в Сирии напоминает сейчас слоёный пирог: районы, занятые террористами, чередуются с районами, подконтрольными умеренной оппозиции. В таких условиях, допустим, нанести удар «Томагавками» – это неизбежно уничтожить, в том числе, членов радикальных суннитских группировок, которые поддерживаются американцами. Всё это основательно связывает руки Вашингтону.
«СП»: – Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация?
– Я не исключаю негативного сценария в Сирии: возможно, дело действительно идёт к опосредованному столкновению РФ–США. Если нет – будет продолжаться российское воздушное наступление против ИГИЛ, но для того, чтобы оно было успешным, России нужно существенно увеличить количество боевой авиации в Сирии…